Решение по делу № 2-74/2012 о признании несовершеннолетнего нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании администрации города включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией



Дело № 2-74/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 января 2012 года        г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,

с участием истца Первухиной С.П.,     

представителя ответчика Отдела образования Администрации г. Новошахтинска - Щировой Н.А.,

при секретаре Ларковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первухиной С.П., действующей в интересах несовершеннолетнего Стрюковского В.В. к Администрации г. Новошахтинска, Отделу образования Администрации г. Новошахтинска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Первухина С.П., действуя в интересах несовершеннолетнего Стрюковского В.В., обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит признать Стрюковского В.В., .. .. .. года рождения, нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребенка, оставшегося без попечения родителей и обязать Администрацию г. Новошахтинска включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.      

В обосновании требований указала, что Стрюковский В.В., .. .. .. года рождения, находится у неё на попечении на основании постановления Администрации города Новошахтинска от 20.05.2011 года №......, так как решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 08.04.2011 года мать, С.Е.А., лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Стрюковского В.В., .. .. .. года рождения, отец, С.В.В., умер 16.09.2010 года.

В настоящее время Стрюковский В.В. обучается в ГОУ НПО ПУ №...... в г. Батайске, жилых помещений на праве собственности не имеет, а так же за ним не закреплено жилое помещение. Однако, не смотря на эти обстоятельства, Орган опеки и попечительства Администрации г. Новошахтинска отказывает признать Стрюковского В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, мотивирую тем, что его мать С.Е.А. имеет на праве собственности жилое помещение - квартиру общей площадью 36 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. При этом Стрюковский В.В. никогда не проживал и не был зарегистрирован в вышеуказанной квартире.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 5 Постановления Администрации Ростовской области от 18.09.2006 года № 384 «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) норма предоставления жилого помещения для определения размера выделяемых денежных средств устанавливается: не более 33 кв.м. общей площади жилья для одиноких граждан.

Считает, что, отказывая признать Стрюковского В.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, Орган опеки и попечительства Администрации г. Новошахтинска нарушает права ребенка, оставшегося без попечения родителей на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании истица Первухина С.П. поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворит, ссылаясь на основания, изложенные в иске.

Представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Возражений по делу не представили и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с согласия лиц участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска.

В судебном заседании представитель ответчика Отдела образования Администрации г. Новошахтинска - Щирова Н.А., действующая на основании доверенности №...... от 04.04.2011 года, исковые требования поддержала, пояснив, что в ином порядке,при наличии у матери мальчика жилья в собственности, данный вопрос разрешить невозможно.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Областного закона от 22.06.2006 № 499-ЗС, государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях всех видов профессионального образования, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 вышеуказанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Администрации РО от 18.09.2006 N 384 "О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)", жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, под опекой (попечительством), в приемной семье, детском доме семейного типа, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании письменного заявления либо ходатайства органов опеки и попечительства, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно. При этом им предоставляются благоустроенные (по отношению к местности) жилые помещения по договору социального найма.

Возвращение детей-сирот в закрепленные за ними жилые помещения невозможно в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: снос дома, в котором находилось закрепленное за детьми-сиротами жилье, разрушение (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, норме предоставления площади жилых помещений.

Основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Порядком является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением ряда документов, из которых формируется учетное дело.

В судебном заседании установлено, что несовершеннолетний Стрюковский В.В. родился .. .. .. в ........ В свидетельстве о рождении в качестве родителей указаны: отец - С.В.В., мать - С.Е.А. (л.д. 11 -копия свидетельства о рождении).

Согласно копии свидетельства о смерти (л.д. 10), С.В.В. умер 16.09.2010 года.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 08.04.2011 года С.Е.А., .. .. .. года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Стрюковского В.В., .. .. .. года рождения. Несовершеннолетний Стррюковский В.В. передан на воспитание органов опеки и попечительства отдела образования Администрации г. Новошахтинска. Со С.Е.А. в пользу органов опеки и попечительства отдела образования Администрации г. Новошахтинска взысканы алименты на содержание ребенка Стрюковского В.В. в размере 1/4 части всех видов заработной платы, ежемесячно, начиная с 09.03.2011 года и до его совершеннолетия (л.д.16-17 - копия решения).

Постановлением Администрации г. Новошахтинска от 20.05.2011 года №...... «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Стрюковским В.В. и предоставлении ему ежемесячного денежного содержания», Первухина С.П. (истица по делу) назначена попечителем над несовершеннолетним Стрюковским В.В., .. .. .. года рождения, и на неё возложены обязанности по соблюдению законных интересов, личных, имущественных и жилищных прав подопечного в соответствии с действующим законодательством (л.д. 18 - копия постановления).

Согласно справки ИФЦ ЖКХ филиал «Новошахтинский» №...... от 04.05.2011 года (л.д. 23), Первухина С.П. зарегистрирована в <адрес>. На жилой площади зарегистрировано 3 человека. Внук - Стрюковский В.В., сын - П.М.А. Аналогичные сведения указаны в паспортах истицы ( л.д.12-13 - копия паспорта) и несовершеннолетнего Стрюковского В.В. (л.д. 15 - копия паспорта).

В настоящее время несовершеннолетний Стрюковский В.В. обучается в ГОУ НПО ПУ №...... г. Батайска (л.д. 20 - характеристика).

Из характеристики председателя уличного комитета - Отдел по работе с населением №...... г. Новошахтинска от 18.8.2011 года №...... (л.д. 22) следует, что Стрюковский В.В., .. .. .. года рождения, проживает по <адрес> 3-х лет. Когда ребенку было три года, родители развелись. Мальчик жил с отцом и бабушкой. Мама никогда не приезжала, сына не проведывала, воспитанием не занималась, материально не помогала. В настоящее время Стрюковский В.В. учится в ж/д училище в г. Батайске. На выходные дни и каникулы приезжает к бабушке - Первухиной С.П.

Согласно характеристики ООО «Векто-2007» г. Батайска (л.д.21), Стрюковский В.В., .. .. .. года рождения, проживал с отцом С.В.В. с декабря 1999 года по адресу: <адрес>. Проживал и совместно с Д.В.А. Стрюковский В.В. учился в школе №...... г. Батайска с 1-го по 9-й класс. Мать Стрюковского В. участия в воспитании сына не принимала и материально не содержала. 06.09.2010 года отец С.В.В. умер. Стрюковский В. продолжает проживать по прежнему адресу и учится в училище железнодорожного транспорта №...... г. Батайска.     

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области предоставлены уведомления о том, что запрашиваемые сведения о правах Стрюковского В.В., .. .. .. года рождения, С.В.В., .. .. .. года рождения, на имеющиеся у них объекты недвижимости, не могут быть предоставлены, поскольку в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав этих субъектов отсутствуют.

При рассмотрении данного спора, суд учитывает последствия, предусмотренные ст. 71 СК РФ, в соответствии с которой родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей; лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка; вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.

Как указано судом выше, мать Стрюковского В.В. лишена в отношении него родительских прав, следовательно, их совместное проживание невозможно. При установлении опеки над несовершеннолетним Стрюковским В.В. жилое помещение за ним закреплено не было, другого жилья на праве собственности он не имеет, что следует из материалов дела, следовательно, является нуждающимся в улучшение жилищных условий как ребенок,оставшийся без попечения родителей, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и закрепленные за ними жилые помещения невозможно.

Право на получение жилого помещения вне очереди, как следует из содержания п. 2 ст. 57 ЖК РФ, может возникнуть только у лиц, возраст которых превышает 14 лет.

В соответствии с п. 1 ст. 33 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14-и до 18 лет. Опекун, если ранее он был назначен ребенку, становится его попечителем. Для гражданина старше 14-и лет местом жительства является место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Гражданин может постоянно или преимущественно проживать по своему месту жительства в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

В связи с чем суд, учитывая, что Стрюковский В.В. был выявлен и передан под опеку в возрасте старше 14-и лет, то в соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ, то местом его жительства является г. Новошахтинск, в связи с чем, суд полагает подлежащими удовлетворению требования о возложении обязанности на администрацию г.Новошахтинска, по включению Стрюковского В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.        

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Стрюковского В.В., .. .. .. года рождения, нуждающимся в улучшении жилищных условий как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Обязать Администрацию г. Новошахтинска включить Стрюковского В.В., .. .. .. года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилищной субсидией на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета.        

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     

Судья

Решение изготовлено 16 января 2012 года с учетом положений ст. 108 ГПК РФ.