решение о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Новосергиевка Дата обезличена года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Л.Ф.

при секретаре Даутовой Ю.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Новосергиевского района об оспаривании бездействия органа местного самоуправления –администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосергиевского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет и отдела культуры МО Новосергиевский район. В обоснование требований указано, что прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения на объектах района с массовым пребыванием людей законодательства о пожарной безопасности. При этом установлено, что на территории сельсовета осуществляют свою деятельность Новосергиевский СДК по адресу: п.Новосергиевка, ул.Маяковского,3, Черепановский сельский клуб в с.Черепаново, Землянский СДК в с.Землянка, Лебяжинский сельский клуб в с.Лебяжка.. Согласно акта проверки ОГПН по Новосергиевскому району №329 от 24 декабря 2009 года выявлены нарушения противопожарных правил, при эксплуатации зданий указанных выше клубов, находящихся в собственности МО Новосергиевский поссовет.

Так, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ нормативными документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые является обязательными для исполнения.

Из статьи 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» следует, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно статье 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами РФ.

Согласно статье 38 ФЗ «О пожарной безопасности» Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Несмотря на указанные в ФЗ «О пожарной безопасности» требования, здание СДК эксплуатируется в нарушение законодательства о пожарной безопасности, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, СНиП. В нарушение п.3.1 СП 3.13130.2009, статьи 84 Федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, статьи 83 здания не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией, а также допущены другие нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В адрес учреждений неоднократно вносились предписания об устранении нарушений. Однако нарушения в полном объеме не устранены и продолжают иметь место до настоящего времени.

Учитывая, что администрация МО Новосергиевского поссовета и отдел культуры МО «Новосергиевский район Оренбургской области» на протяжении длительного времени не исполняют указанные требования пожарного законодательства, следовательно, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц работающих и пребывающих в сельских клубах, как в настоящее время, так и в будущем. Такое бездействие по обеспечению мер пожарной безопасности является общественно опасным.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, признания недействительным акта органа местного самоуправления, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 78 Закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, бездействие органов местного самоуправления может быть оспорено в суде.

Согласно ст. 24 ГПК РФ рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.45, ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Новосергиевского поссовета и отдела культуры администрации МО Новосергиевский район, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности и действий по выполнению требований Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, при эксплуатации зданий клубов и обязать их устранить нарушения в полном объеме в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель прокуратуры- зам.прокурора Беспалов В.В. требования поддержал.

Представитель администрации- зам. главы администрации Банников Ю.П. не оспаривая выявленные нарушения противопожарных требований, показал, что в июне 2009 года в собственность поссовета принято два СДК- Черепановский и по ул.Карла Маркса в п.Новосергиевка, но кроме того еще три СДК не оформлены в собственность из-за отсутствия документации, однако по всем указанным объектам проведена большая работа по ремонтам, оснащенности, проведению противопожарных мероприятий, выделены средства, и в настоящее время заключены договоры на проведение работ в данных зданиях, которые включают в себя все мероприятия, которые необходимо выполнить на основании предписания пожарного надзора. Проверка была 24 декабря 2009 года, к этому времени уже бюджет на 2010 год был утвержден, однако были впоследствии решены все вопросы на включение в бюджет работ, связанных с предписанием, в обоснование чего представил суду копии договоров, смет на установку противопожарной сигнализации, системы оповещения, огнезащитных обработок деревянных конструкций. Сроки выполнения установлены и они соответствуют предписанию пожарной инспекции. Указано, что все это свидетельствует о том, что администрацией поссовета ведется работа в соответствии с требованиями Устава, и нет бездействия, которое можно признать незаконным. Вопросы, касающиеся всех мероприятий по пожарной безопасности, рассматриваются, принимаются соответствующие решения, объявляются конкурсы, проводятся аукционы на все виды работ, все доводится до населения, заключаются договоры. Работа поссовета видна, что можно даже проследить по публикациям в газете, где жители благодарят, что клубы сохранены и действуют. Поссовету присуждено первое место среди 35 административных центров районов области по итогам областного конкурса на лучшее благоустройство. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора.

Представитель Новосергиевского поссовета- по доверенности Жуков Г.К. требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований прокурора, указав при этом, что на территории поссовета 5 клубов, два из которых оформлены в собственность, а в отношении трех еще решается вопрос, однако с момента передачи этих клубов поссоветом приняты все меры для того, чтобы эти здания восстановить и сохранить, ибо три из них находятся в селах, где население исчисляется несколько десятков. И за период немногим более года, проведены большие ремонты, заменены крыши, электропроводка, решен вопрос об отоплении, что требовало больших финансовых затрат, но средства были выделены. Состояние клубов требует больших затрат на их полное восстановление, и все работы, в том числе и противопожарные мероприятия включены в перечень первоочередных, однако все они проводятся постепенно, и без проведения капитальных ремонтов, нельзя решить вопрос об установке сигнализации, все это делается поэтапно. Администрация поссовета делает все, чтобы эти объекты культуры соответствовали требованиям. И то, что они уже намного изменились, можно сделать вывод, что нет бездействия со стороны администрации. В настоящее время заключены договоры на проведение работ, в перечень которых включены все мероприятия по противопожарной безопасности, ведутся работы.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ в суде могут быть оспорены действия ( бездействия) органа местного самоуправления.

Прокурор согласно ст.45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поставлен вопрос о правовой защите публичных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Как следует из Устава муниципального образования Новосергиевский поссовет, к вопросам местного значения относятся ( ст.5) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха и организация обустройства мест массового отдыха, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, охране их жизни и здоровья.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами РФ.

Согласно закону, и с учетом положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Проверка состояния пожарной безопасности проведена 24 декабря 2009 года, о чем свидетельствует акт проверки, и этот срок является началом, когда прокурору стало известно о нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц, в чьих интересах он выступает. Заявление прокурора поступило в суд 22 марта 2010 года, таким образом, срок обращения прокурора в суд не нарушен.

Судом были исследованы вопросы, которые, согласно закону, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия.

Администрация поссовета решением Совета депутатов от 27 августа 2009 года приняла в собственность здания клубов в п.Новосергиевка, с.Землянка, с.Черепаново. И как пояснил представитель, всего пять, и это основные объекты, которые требуют больших затрат на их восстановление и содержание. Дома культуры являются объектами массового отдыха жителей, а поэтому обеспечение безопасности их жизни и здоровья является обязательным вопросом, что и закреплено в Уставе. Таким образом, не совершение действий, в силу закона, администрацией по обеспечению пожарной безопасности может оспариваться, и суд вправе оценивать целесообразность действия (бездействия).

Как следует из требований закона, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Наличие нарушений требований пожарной безопасности объектов на день проверки не оспаривается сторонами, но из того перечня, который указан пожарной инспекцией, выполнены практически все, а по оставшимся 8 пунктам ведется работа, о чем предоставлены документы, проведены и проводятся капитальные ремонты, которые были включены в бюджет и которые включают и расходы по противопожарным мероприятиям. Все эти действия проводились с момента принятия клубов и проводятся в настоящее время, и сделаны они до проверки.

И как пояснил инспектор пожарной инспекции Винокуров Д.В., Новосергиевским поссоветом проделана большая работа по клубам, и то состояние, в котором клубы были у Отделов культуры, в настоящее время изменилось, если они ранее ставили вопрос о приостановлении деятельности клубов, то сейчас этот вопрос не стоит, проведена большая работа по ремонту, и противопожарным мероприятиям, и как установлено, работа по устранению недостатков ведется, и с учетом этого и был дан срок инспекцией. Клубы эксплуатируются, и там нет опасности, которая бы свидетельствовала о приостановлении их деятельности. На день рассмотрения дела по 30 пунктам предписания, осталось не выполнено 8 пунктов, они связаны с обеспечением водоснабжения и обработкой сценических коробок, и изменении размеров дверей.В отношении Новосергиевского СДК нарушений не выявлено.

24 декабря 2009 года инспектором ОГПН по Новосергиевскому району внесено предписание об устранении нарушений пожарной безопасности по 5 объектам, находящимся в собственности Новосергиевского поссовета, и дан срок для их устранения до 1 сентября 2010 года. По данному представлению, а оно соответствует акту от 24 декабря 2009 года по всем позициям выявленных нарушений пожарной безопасности, администрацией проводится работа и предоставлены доказательства того, что те работы, по которым были представлены договоры при рассмотрении дела 31 марта 2010 года, в настоящее время выполнены, а это связано с установкой сигнализаций, огнезащитной обработкой чердачных помещений. Из 30 пунктов предписания по состоянию на 22 июня 2010 года остались невыполненными 8 пунктов, что нашло отражение в представленных пожарным инспектором распоряжении и предписании. О том, что работа ведется, свидетельствовал и ст.инспектор Винокуров Д.В. Отмечено, что нарушений по срокам выполнения предписания как в марте, так и в июне 2010 года не выявлено. Наличие нарушений, которые еще не устранены, не создает пожарной угрозы, и не требует немедленного их выполнения, что и учитывалось при указании сроков. Прокурором также заявлено об указании сроков для устранения недостатков до 1 сентября 2010 года.

Наличие невыполненных требований на день рассмотрения дела в суде влечет возложение обязанности на администрацию по их устранению.

Возложение на юридических лиц обязанности по совершению каких-либо действий, направленных на устранение допущенных нарушений может быть реализовано лишь в порядке гражданского судопроизводства, что и сделано прокурором путем предъявления иска.

В этой части требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно закону, при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным бездействия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Согласно акту проверки, установлен перечень нарушений и требований, которые необходимо выполнить, кроме того, инспектором выдано предписание, которое предусматривает не только перечень мероприятий, но и сроки их выполнения. Срок определен до 1 сентября 2010 года. Стороны с этим сроком согласились. Суд считает возможным также с учетом характера нарушений, а также действий, которые необходимо совершить в целях устранения их в полном объеме, а также доводов представителей ответчика, что необходимы дополнительные денежные средства, которые в настоящее время не заложены в бюджете ввиду их отсутствия, согласиться со сроками, установленными инспектором пожарного надзора, а именно до 1 сентября 2010 года.

К тому же прокурором было заявлено, что оснований для приостановления деятельности Домов культуры в настоящее время не имеется.

Кроме того, с учетом требований закона, о необходимости определения способа размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав, суд считает, что таким способом должно быть доведение до населения сведений о состоянии пожарной безопасности Домов культуры в каждом населенном пункте, путем вывешивания информации об этом.

Главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

В случае признания обоснованным заявления об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи бездействия признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного:

Согласно ст.333.19 НК РФ( п.7) при подаче заявления об оспаривании бездействия органов местного самоуправления госпошлина уплачивается в размере 200 рублей.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, в связи с тем, что прокурор освобожден от уплаты судебных расходов, госпошлина взыскивается с ответчика. Таким образом, администрация обязана оплатить госпошлину в доход государства.

Руководствуясь ст.254 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Новосергиевского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления –

Администрации Новосергиевского поссовета, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности и действий по выполнению требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий Землянского СДК, Лебяжинского СК, Черепановского СК, СК южного микрорайона.

Обязать администрацию МО Новосергиевский поссовет устранить нарушения требований пожарной безопасности согласно предписанию, выданному инспекцией Новосергиевского района по пожарному надзору в срок до 1 сентября 2010 года по Землянскому СДК, Лебяжинскому СК, Черепановскому СК, СК южного микрорайона.

Обязать администрацию МО Новосергиевский поссовет довести до сведения населения состояние пожарной безопасности Домов культуры.

Взыскать с администрации МО Новосергиевский район государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Андреева

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.

Судья Л.Ф.Андреева