№2-194/2010 решение о признании незаконным решения начальника ГУ УПФРФ в Новосергиевском районе



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

П.Новосергиевка 30 апреля 2010 года

Судья Новосергиевского районного суда Оренбургской области Бредихина И.В. при секретарях Свиридовой Е.О., Ногиной Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Н.В. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Новосергиевском районе о признании незаконным решения начальника ГУ-УПФРФ в Новосергиевском районе Номер обезличен от Дата обезличена года

УСТАНОВИЛ:

Потапова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Новосергиевском районе о признании незаконным решения начальника ГУ- УПФРФ в Новосергиевском районе Номер обезличен от Дата обезличена года.

В обоснование своих требований указала, что Дата обезличена года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку педагогический стаж достиг 25 лет и в соответствии с п.п.1.10 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у нее возникло право на назначение указанной пенсии.

Дата обезличена года решением Управления Пенсионного фонда РФ в Новосергиевском районе Номер обезличен в назначении досрочной пенсии ей было отказано. Не включили в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с Дата обезличена по Дата обезличена годы в должности старшей пионервожатой, с Дата обезличена по Дата обезличена годы отпуск по уходу за ребенком.

С данным решением она не согласна, так как оно нарушает ее пенсионные права.

До введения списка № 463 от 06.09.1991 года действовало положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в котором говорилось о том, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего положения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.04 года № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.02 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования».

Полагает, что оценка ее пенсионных прав должна производиться на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Просит признать незаконным решение Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Новосергиевском районе Номер обезличен от Дата обезличена года, засчитать ей в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы с Дата обезличена по Дата обезличена, Дата обезличена по Дата обезличена годы, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней, то есть с Дата обезличена года

В судебном заседании истица Потапова Н.В. уточнила свои требования в связи с неправильным указанием периодов, которые по ее мнению подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Просила включить в стаж период работы с Дата обезличена по Дата обезличена (1 год 8 месяцев) в должности старшей пионервожатой, отпуск по уходу за ребенком с Дата обезличена по Дата обезличена годы (1 год 6 месяцев), поскольку уход за ребенком до полутора лет в стаж ей включили. Пояснила, что с Дата обезличена года начала педагогическую деятельность в должности старшей пионервожатой и продолжала ее до Дата обезличена года, после чего поступила в институт, по окончании которого до настоящего времени работает учителем. Ей сообщили, что у нее возникло право на досрочную трудовую пенсию, надо приехать в Пенсионный Фонд и подать необходимые документы, что она и сделала. После ее обращения за назначением и выплатой пенсии Дата обезличена год было вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, так как по представленным документам она не отработала 25 лет, дающих право на досрочную трудовую пенсию. Ей не засчитали период работы в должности старшей пионервожатой, отпуск по уходу за ребенком с полутора до трех лет, что, по ее мнению, незаконно. Просит отменить решение начальника ГУ УПРФ, включить в стаж спорные периоды и обязать ответчика выплачивать ей пенсию.

Представитель ответчика Добрынина Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что работа истца в качестве старшей пионервожатой не предусмотрена списками и профессиями должностей, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 № 463. Данная должность была предусмотрена Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, которое отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 с 01.10.1993 года. На 01.10.1993 года истица имела специальный стаж 12 лет 01 месяц 24 дня, то есть не отработала необходимый специальный трудовой стаж не менее 2/3 от требуемого для назначения досрочной пенсии, а потому не имеет право на досрочную трудовую пенсию.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (с Дата обезличена по Дата обезличена )также не может быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку специальной нормы о возможности зачета отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до трех лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях не существовало. Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде Российской Федерации» отпуск по уходу за ребенком после 06.10 1992 года засчитывается в общий и непрерывный стаж (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Определением Конституционного суда РФ от 21.02.2008 года № 93-О-Оотказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет и указано, что изменение порядка подсчета специального стажа и включение в него периодов отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, является прерогативой законодателя. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истицы по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истица начала педагогическую деятельность с Дата обезличена года в качестве старшей пионервожатой **** средней школы и осуществляла ее до Дата обезличена года, после чего и до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность, что подтверждается трудовой книжкой.

В соответствии со ст. 28 п.1 подп.10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Дата обезличена года истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Новосергиевском районе с заявлением о назначении и выплате ей досрочной трудовой пенсии, что подтверждается материалами пенсионного дела.

Решением начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Новосергиевском районе Номер обезличен от Дата обезличена года в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитаны периоды с Дата обезличена по Дата обезличена год (1 год 8 дней) в должности старшей пионервожатой, период отпуска по уходу за ребенком с полутора до трех лет с Дата обезличена по Дата обезличена годы ( 1 год 6 месяцев),в назначении досрочной трудовой пенсии истице отказано. Указанные периоды не засчитан в рамках действующего законодательства (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781), рамках постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П.

До введения списка № 463 от 06.09.1991 года (на момент работы истицы в качестве старшей пионервожатой ) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в котором говорилось о том, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 настоящего положения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.04 года № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.02 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования».

Следовательно, включение в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии, работа истицы в качестве старшей пионервожатой, должно производиться на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Доводы ответчика о том, что истица не имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж в связи с изменением законодательства не состоятельны. Потапова Н.В. имеет право на зачет периода работы в качестве старшей пионервожатой в специальный стаж. Обстоятельства того, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Статьи 6( часть2), 15 (часть4),17(часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в связи с чем период работы истицы в качестве старшей пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Ошибочны доводы представителя ответчика в части того, что на момент изменения законодательства истица имела стаж менее 2/3 от необходимого, а потому не имеет право на досрочное назначение пенсии. По смыслу закона указанная работа подлежит включению в стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала право на пенсию по выслуге лет работникам просвещения на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании установлено, что на Дата обезличена года у истицы имелся необходимый стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии.

При разрешении спора в связи с невключением истице в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, суд исходит из того, что указанный Потаповой Н.В. период имел место до 06.10.1992 года ( времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»). В связи с этим время нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, не смотря на то, что такой период окончен после 06.10.1992 года, иное повлекло бы существенное ущемление прав истца.

Суд исходит из того, что никаких ограничений для зачета времени нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в нормативно-правовых актах не установлено, в связи с чем время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, а не наполовину, как утверждает ответчик.

Ссылка представителя ответчика на Определение Конституционного суда РФ от 21.02.2008 года № 93-О-О в части того, что им отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет несостоятельна. Указанным определением отказано в принятии заявлений об изменении порядка подсчета специального стажа и включение в него периодов отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а не в удовлетворении заявлений.

При таких обстоятельствах следует признать, что истцом подтверждены периоды, дающие ей право на досрочное назначение трудовой пенсии, на момент ее обращения Дата обезличена года с заявлением о назначении и выплате пенсии. Специальный трудовой стаж Потаповой Н.В.составил свыше 25 лет, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Потаповой Н.В. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в Новосергиевском районе о признании незаконным решения начальника ГУ-УПФРФ в Новосергиевском районе Номер обезличен от Дата обезличена года -удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Номер обезличен от Дата обезличена года в части отказа Потаповой Н.В. в назначении ей пенсии по старости.

Засчитать Потаповой Н.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с Дата обезличена по Дата обезличена годы ( 01 год 08 дней) в качестве старшей пионервожатой, период нахождения в отпуске по уходом за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена годы (1 год 6 месяцев).

Обязать Государственное Учреждение –Управление Пенсионного Фонда РФ в Новосергиевском районе назначить и выплачивать Потаповой Н.В. трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме в Оренбургский областной суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 05.05.2010 года

Судья