№2-534/2010 решение о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело №2-534/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2010 года. п.Новосергиевка.

Судья Новосергиевского районного суда Оренбургской области Кротов Ю.А.,

с участием помощника прокурора Новосергиевского района Беспалова В.В.,

при секретаре Ерофеевой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Новосергиевского района в интересах государства и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Новосергиевский поселковый совет Новосергиевского района Оренбургской области выразившееся в изготовлении углубления в дорожном покрытии на перекрестке улицы ...

установил:

Прокурор Новосергиевского района обратился в суд в интересах государства и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Новосергиевский поселковый совет Новосергиевского района Оренбургской области выразившееся в изготовлении углубления в дорожном покрытии на перекрестке улицы .... В обоснование своего заявления прокурор Новосергиевского района сослался на следующие обстоятельства: прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка исполнения на территории Новосергиевского района законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проведения проверкой установлены нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.

Так в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в последней редакции от 05.04.2010 N 40-ФЗ), к вопросам местного значения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года ( в последней редакции от 25.11.2009 N 267-ФЗ) - Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В соответствии со ст.11 ФЗ «О безопасности дорожного движения» - Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» - Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ)

В соответствии с требованиями части второй статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

В ходе проведения проверки установлено, что в п. Новосергиевка Новосергиевского района Оренбургской области на перекрестке улицы ... имеются два углубления глубиной 17 см. и 12 см.

Данные углубления не отвечают требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-1993 г. " Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 2.05.02-85, ВСН 24-88

Так в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-1993 г - Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п.3.1.2 - Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Данное обстоятельство может привести к созданию аварийных ситуациях на автодорогах и приводит к повреждению автотранспортных средств граждан.

В соответствии с п.3 ГОСТ Р 50597-1993 г. срок устранения нарушений дорожного покрытия в населенных пунктах не должен превышать 10 суток. Прокурор Новосергиевского района С.И. Бродский просит признать незаконным действия Органа местного самоуправления - Администрация муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в изготовлении углубления в дорожном покрытии на перекрестке улицы ...

Обязать Орган местного самоуправления - Администрацию муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в течении 10-х суток, устранить выявленные нарушения посредством приведения дорожного покрытия требованиям ГОСТа Р 50597-1993 г.

В судебном заседании помощник прокурора Новосергиевского района Беспалов В.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчика администрации муниципального образования Новосергиевский поселковый совет Новосергиевского района Оренбургской области Банников Ю.П. и Жуков Г.К., действующие по доверенностям от Дата обезличена года и Дата обезличена года соответственно, исковые требования прокурора Новосергиевского района не признали и пояснили, что акт от Дата обезличена года проверки улично-дорожной сети п.Новосергиевка на соответствие требованиям ГОСТ 50597-93 – углублений в дорожном покрытии составлен лицом, не имеющим полномочий на составление таких актов. Должностное лицо – государственный инспектор дорожного надзора отделения ГИБДД Б. при выполнении измерений не использовал инструментов, на которые ссылается закон. В адрес поселкового совета неоднократно поступали и поступают обращения граждан с проспекта ..., которых весной затопляет, а в этих домах в основном живут пенсионеры и семьи с детьми.

Данное углубление в дорожном покрытии изготовлено искусственно для прохождения воды, а прокуратуре не интересна суть проблемы и страдания граждан, которых затопляет каждую весну. Поселковый совет ежегодно, перед тем как проводить ремонтные дороги проводит собрание граждан, вопрос об этих углублениях встает сам собой. В этом году также собирали граждан, которые просили не устранять углубления. Кроме того, Новосергиевский поселковый совет не является строительной организацией и сами устранить нарушения не могут. Для проведения работ по устранению углублений, необходимо провести конкурс, а для этого денег в бюджет не заложено.

Свидетель Б. пояснил, что является государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД и им Дата обезличена года проводились замеры углублений на указанном перекрестке дорог на основании запроса прокуратуры. Глубина данных углублений составляет 17 и 12 см., длина же их на всю полосу проезжей части. Он на основании приказа МВД РФ от 08.06.2009 года №410 имеет право составлять данные акты о состоянии улично-дорожной сети. В связи с этими углублениями водителям автомобилей нельзя передвигаться с разрешенной скоростью, приходиться её снижать. Каких-либо предупреждающих или ограничивающих скорость движения дорожных знаком перед этими неровностями не имеется.

Выслушав прокурора, представителей ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям: в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 ФЗ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в последней редакции от 05.04.2010 N 40-ФЗ), к вопросам местного значения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года ( в последней редакции от 25.11.2009 N 267-ФЗ) - Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

В соответствии со ст.11 ФЗ «О безопасности дорожного движения» - Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» - Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В соответствии с требованиями части второй статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Часть 2 ст. 45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ. Согласно акта от Дата обезличена года, составленного государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД Б., в ... имеются два углубления глубиной 12 см. и 17 см. Данные углубления не отвечают требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-1993 г. " Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 2.05.02-85, ВСН 24-88. Так в соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-1993 г - Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п.3.1.2 - Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Нарушение указанных требований может привести к созданию аварийных ситуациях на автодорогах и приводит к повреждению автотранспортных средств граждан.

В соответствии с п.3 ГОСТ Р 50597-1993 г. срок устранения нарушений дорожного покрытия в населенных пунктах не должен превышать 10 суток. Кроме того, никаких знаков ограничивающих скорость и предупреждающих об искусственных углублениях не установлено, в связи с чем, заявление подлежит полному удовлетворению. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-1993 г. "Автомобильные дороги и улицы» обязателен для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. Доводы представителей ответчика о том, что муниципальное образование не является строительной организацией и устранить нарушения не могут, не учитываются судом в связи с тем, что порядок и способ приведения муниципальным образованием в соответствии с требованиями ГОСТа дорог местного значения не является обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора.

Доводы представителей ответчика о том, что углубление служит водоотводом талых вод, не является основанием для нарушения ГОСТа. Для решения проблемы затопления жилых домов талыми водами должны применяться другие технические решения в соответствии с требованиями ГОСТа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Новосергиевского района – удовлетворить.

Признать незаконным действия Органа местного самоуправления –

Администрация муниципального образования Новосергиевский поссовет

Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в

изготовление углубления в дорожном покрытии на перекрестке улицы ...

Обязать Орган местного самоуправления - Администрацию муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области в течение 10-х суток, устранить выявленные нарушения посредством при ведения дорожного покрытия требованиям ГОСТа Р 50597-1993 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через

Новосергиевский районный суд в течение 10 дней со дня его составлении в

окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме составлено 2 августа 2010 года.

Судья