2-886/2010 решение по иску Кемаевой И.А. в интересах Кемаева В.А. к администрации поссовета, Кемаеву И.А. о признании свидетельства о праве собственности на землю частично недействительным и пр-нии права собс-ти по праву наследования вст. в силу 18.12.10



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Новосергиевка 07 декабря 2010 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Карякина Е.А.

при секретаре Пузиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кемаевой И.А., действующей на основании доверенности в интересах Кемаева В.А. к администрации МО *** поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, Кемаеву И.А. о признании свидетельства о праве собственности на землю частично недействительным и признании права собственности по праву наследования на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Кемаева И.А., действующая на основании доверенности в интересах Кемаева В.А., обратилась в суд с иском к администрации МО *** поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, Кемаеву И.А. о признании свидетельства о праве собственности на землю частично недействительным и признании права собственности по праву наследования на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер К., после его смерти осталось наследство в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., выделялся К. на основании решения *** сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ года о чем имеется свидетельство №, выданное ДД.ММ.ГГГГ.

В сентябре 2010 года Кемаев В.А. как наследник обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти отца – К. на указанный земельный участок. Однако постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в связи с тем, что в свидетельстве о праве собственности указано четверо собственников – К., К-ва, Кемаев И.А., Кемаев В.А..

На основании вступившего в законную силу решения Новосергиевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ определены доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> – по ? доле каждому: К., К-ва, Кемаеву И.А., Кемаеву В.А.. На основании указанного судебного решения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации <адрес> в свидетельство о праве собственности на землю №, выданное ДД.ММ.ГГГГ были внесены дописки – в качестве собственников земельного участка вписаны К-ва, Кемаев И.А., Кемаев В.А.. Истица считает, что дополнительные сведения были внесены ошибочно.

ДД.ММ.ГГГГ умерла К-ва, таким образом, свидетельство о праве собственности на землю № было выдано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после смерти К-ва В настоящее время Кемаев В.А. в связи с изложенными обстоятельствами не может вступить в наследство, оформить права на указанный земельный участок и вынужден обратиться в суд. Истица просила признать свидетельство о праве собственности на землю №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, недействительным в части включения в него в качестве собственников земельного участка К-ва, Кемаева И.А., Кемаева В.А., исключить из свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, указания о собственниках - К-ва, Кемаеве И.А., Кемаеве В.А. и признать право собственности по праву наследования на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> за Кемаевым В.А.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила дополнительно к тому, что изложено в исковом заявлении: дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> принадлежали отцу мужа - К.. Он проживал в этом домовладении со своей гражданской женой – Г. Около 10 лет назад отец мужа собрал семейный совет и сказал всем детям, что ему нужны деньги и он хотел бы, чтобы кто-то из его детей купил дом с участком и выплатил деньги - по <данные изъяты> рублей каждому ему – К. и остальным наследникам – в качестве компенсации. Ее муж – Кемаев В.А.согласился на это предложение отца с условием выплаты денег в рассрочку. Таким образом, на семейном совете было решено, что Кемаев В.А. выплатит по <данные изъяты> рублей каждому: К., Кемаеву И.А. и умершей в настоящее время сестре - О., а домовладение перейдет в собственность Кемаеву В.А.. Сразу же были выплачены деньги в сумме <данные изъяты> рублей К., а спустя время Кемаеву И.А., О. были выплачены их доли как компенсация за отказ от наследства на дом и земельный участок. Деньги передавались без расписки, т.к. посчитали что проблем в отношениях между родственниками не будет. Это обстоятельство может подтвердить Г. В настоящее время Кемаев И.А. претендует на ? долю земельного участка.

Представитель ответчика - глава администрации МО *** сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Игнатов А.М., действующий на основании распоряжения, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, обратился в суд с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в его отсутствие, просил удовлетворить исковые требования истца.

Ответчик Кемаев И.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что после смерти матери он проживал в доме отца вместе с ним в течение года, потом отец женился. Он также женился и перешел жить на квартиру. В дом заселился брат – Кемаев В.А. со своей семьей. Дом после смерти отца не был оформлен. Подтвердил, что действительно получал <данные изъяты> рублей около 10 лет назад от брата – Кемаева В.А. в счет отказа от наследства отца в виде дома и земельного участка. Полагает, что как наследник он имеет право на большее, чем денежная сумма в <данные изъяты> рублей, выплаченная ему 10 лет назад.

Заслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Из свидетельства о смерти № следует, что ДД.ММ.ГГГГ умерла К-ва.

Из свидетельства о смерти № следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер К..

Из вступившего в законную силу решения Новосергиевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что определены доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и переданную в собственность К. договором от ДД.ММ.ГГГГ – по ? доле каждому: К., К-ва, Кемаеву И.А., Кемаеву В.А..

Согласно свидетельству о праве собственности на землю №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, в качестве собственников земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства без указания его адреса значатся К., К-ва, Кемаев И.А., Кемаев В.А..

Из письменного отказа нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кемаева В.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в связи с тем, что в свидетельстве о праве собственности на землю указано четверо собственников – К., К-ва, Кемаев И.А., Кемаев В.А..

Судом исследована копия свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в качестве собственника земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м., выделенного для ведения личного подсобного хозяйства без указания его адреса значится единолично К..

Суд приходит к выводу о том, что в свидетельство о праве собственности на землю №, после его выдачи ДД.ММ.ГГГГ внесены произвольные дописки в графе «наименование лиц, которым предоставлен земельный участок». Решением Новосергиевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ определены доли в праве собственности на квартиру, однако доли в праве собственности на земельный участок не определялись. Следовательно, свидетельство о праве собственности на землю №, выданное ДД.ММ.ГГГГ является недействительным в части включения в него в качестве собственников земельного участка К-ва, Кемаева И.А., Кемаева В.А., а потому подлежат исключению из свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, указания о собственниках - К-ва, Кемаеве И.А., Кемаеве В.А..

Свидетель Г. показала, что она с <данные изъяты> года в течение 9 лет сожительствовала с К. В 1999 году К. собрал семейный совет, на котором присутствовали семьи его детей - Кемаева В.А., Кемаева И.А., и сообщил им о своем намерении продать принадлежащий ему дом с земельным участком кому либо из его детей за <данные изъяты> рублей на условиях выплаты ему – К. <данные изъяты> рублей, а также по <данные изъяты> рублей каждому из других наследников. Сын Кемаев В.А. согласился на это предложение. Кемаев В.А. выплатил <данные изъяты> рублей отцу - К. Из разговоров ей известно, что также по <данные изъяты> рублей он выплатил позже Кемаеву И.А. и сестре - О. Как именно передавались деньги ей не известно.

Свидетель Н. показала, что долгое время проживала в <адрес> по соседству с Кемаевыми. Ей известно со слов Кемаевых, что, в 1999 году отец Кемаевой И.А. собрал семейный совет и предложил Кемаеву В.А., чтобы тот купил его дом с участком и выплатил деньги - по <данные изъяты> рублей ему – К. и остальным наследникам – брату <данные изъяты> и сестре <данные изъяты> Кемаев В.А. согласился и выплатил по <данные изъяты> рублей каждому: К., Кемаеву И.А. и уже умершей сестре - О., а домовладение перейдет в собственность Кемаеву В.А.. В настоящее время ей стало известно, что Кемаев И.А. претендует на земельный участок.

В соответствии со ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. В соответствии с п. 1, 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи… и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

Суд приходит к выводу, что после смерти К-ва, К. как переживший супруг фактически принял наследство в виде дома. Кемаев В.А., Кемаев И.А., О. как дети К. являются наследниками первой очереди после смерти К.

Судом на основе согласующихся между собой пояснений представителя истца Кемаевой И.А., ответчика Кемаева И.А., показаний свидетелей Г., Н. установлено, что в 1999 году К. собрал семейный совет, на котором присутствовали семьи его детей - Кемаева В.А., Кемаева И.А., и сообщил о своем намерении продать принадлежащий ему дом с земельным участком кому либо из его детей на условиях выплаты ему – К. <данные изъяты> рублей, а также по <данные изъяты> рублей каждому из других наследников в качестве компенсации за отказ от принятия наследства в виде дома и земельного участка. Кемаев В.А. согласился на данное предложение отца, это было одобрено на семейном совете. Кемаев В.А. выплатил по <данные изъяты> рублей: К., Кемаеву И.А. и умершей к настоящему времени сестре - О., как компенсацию за отказ от наследства на дом и земельный участок в счет того, что домовладение перейдет в собственность Кемаеву В.А.. Деньги передавались без расписки, соглашение было заключено в устной форме.

В соответствии с п.1 ст. 1141 ГК РФ наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119 ГК РФ), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Суд приходит к выводу о том, что Кемаев И.А., О., получив компенсацию в размере <данные изъяты> рублей, добровольно отказались от наследства после отца – К. в виде домовладения. Кемаев И.А. факт получения компенсации за отказ от наследства подтвердил и в судебном заседании не оспаривал. При таких обстоятельствах, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 1112, 1141, 1142 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кемаевой И.А., действующей на основании доверенности в интересах Кемаева В.А., к администрации МО *** поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, Кемаеву И.А. о признании свидетельства о праве собственности на землю частично недействительным и признании права собственности по праву наследования на земельный участок - удовлетворить.

Признать свидетельство о праве собственности на землю №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, недействительным в части включения в него в качестве собственников земельного участка К-ва, Кемаева И.А., Кемаева В.А.

Исключить из свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, указания о собственниках - К-ва, Кемаеве И.А., Кемаеве В.А.

Признать за Кемаевым В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности по праву наследования на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м., выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Карякин