№2-899/2010 решение по иску Литвиновой С.А. к Управлению Пенсионнного Фонда РФ о признании частично незаконным решения начальника (вступило в законную силу 09.02.2011 г.)



Дело № 2-899/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П.Новосергиевка 28 декабря 2010 года

Судья Новосергиевского районного суда Оренбургской области Бредихина И.В. при секретаре Ногиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвиновой С.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> о признании частично незаконным решения начальника ГУ-УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Литвинова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения начальника ГУ- УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указала, что согласно п.1. 20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у нее возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку ее медицинский стаж достиг 25 лет, она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.

ДД.ММ.ГГГГ решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.

Не включили в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год посчитали в календарном порядке без применения коэффициента 1.25 для лиц, осуществляющих лечебную деятельность в сельской местности.

С данным решением она не согласна, так как оно нарушает ее пенсионные права.

В случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата. За этот период работодатель перечисляет в Пенсионный Фонд страховые взносы. Год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. В связи с этим ее стаж составляет 25 лет 01 месяц 13 дней.

Просит признать частично незаконным решение начальника ГУ-УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, включить в стаж для назначения досрочной пенсии по старости периоды курсов повышения квалификации, к периодам работы в сельской местности применить льготный порядок исчисления стажа из расчета один год за год и три месяца, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Литвинова С.А. свои требования увеличила в части включения в стаж отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и исчислении их во льготном порядке как 1 год за 1 год и 3 месяца, просила их удовлетворить. Пояснила, что работает участковым врачом в <данные изъяты> ЦРБ. За время работы ее два раза посылали на курсы повышения квалификации, при этом заработная плата по месту работы сохранялась. Считает, что решение начальника ГУ УПФР в <адрес> нарушает ее конституционные права на пенсионное обеспечение, поскольку периоды повышения квалификации не засчитан ей в стаж неправомерно. С учетом того, что она работает врачом в сельской местности, должен быть применен льготный порядок исчисления стажа. Исчисление периодов отпуска по беременности и родам должен исчисляться также в кратном порядке, поскольку в этот период предполагается, что женщина работает.

Представитель ответчика, Добрынина Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила в подтверждение своих доводов то, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 11.07.2002 года № 516, содержат исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работ, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии. Периоды повышения квалификации в этом перечне отсутствуют. Доводы истицы в этой части не основаны на законе.

Спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в стаж Литвиновой С.А., поскольку она работала и работает в должности врача-терапевта только в сельской местности, поэтому стаж работы должен исчисляться в календарном порядке. Периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком не могут исчисляться в льготном исчислении, поскольку истица в эти периоды не занималась осуществлением медицинской деятельности. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Литвинова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ года начала лечебную деятельность по охране здоровья населения и продолжает ее осуществлять до настоящего времени.ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в УПФР за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Заявление рассмотрено как в рамках действующего законодательства, так и по нормам законодательства, действующего на ДД.ММ.ГГГГ (в рамках Постановления КС 2-п от 29.01.2004 года).

В рамках действующего законодательства не засчитаны периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес 02 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (2 г 3 мес 18 дн) –отпуска по уходу за ребенком; курсы повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес 29 дн) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (1 мес 26 дн). Периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны в календарном порядке. По представленным документам стаж по мнению ответчика составил 20 лет 2 месяца 17 дней вместо требуемых 25 лет.

В рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-п не засчитаны периоды после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (5 мес 04 дн), отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы ( 2 г 3 мес 18 дн), курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес29 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес 26 дн). По представленным документам стаж по мнению ответчика составил 20 лет 2 месяца 17 дней вместо требуемых 25 лет.

По представленным документам стаж по мнению ответчика составил 22 года 2 месяца 1 день вместо требуемых 25 лет.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждены копией трудовой книжки истицы, обозренными в судебном заседании материалами пенсионного дела.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, исчисляются в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 п.1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года.

Согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Представленными документами подтверждается, что Литвинова С.А. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

Из объяснений истицы следует, что прохождение курсов повышения квалификации проводилось по направлению работодателя, непосредственно связано с ее трудовой деятельностью.

Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы, производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд. Он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть приняты во внимание, как не нашедшие своего подтверждения в судебном заседании. Прямого указания об исключении периода нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа не содержится вышеуказанными Правилами.

При таких обстоятельствах следует признать, что требования истицы о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, спорных периодов правомерны, обоснованны, подлежат удовлетворению.

При разрешении спора в связи с не включением истице в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что указанный Литвиновой С.А. период имел место до ДД.ММ.ГГГГ ( времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»). В связи с этим время нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, иное повлекло бы существенное ущемление прав истца.

Суд исходит из того, что никаких ограничений для зачета времени нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в нормативно-правовых актах не установлено, в связи с чем время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии.

В части того, необходимо ли учитывать нахождение истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в кратном исчислении, суд исходит из того, что все это время по правовым последствиям законодателем приравнено к времени основной работы женщины, поэтому при кратном засеете времени работы для пенсионных целей и время нахождения в таких отпусках суд засчитывает в льготном исчислении, то есть исходя из расчета 1 год за 1 год 3 месяца.

Тем не менее, суд соглашается с доводами ответчика о том, что истице не подлежат в льготном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

При назначении пенсии до ДД.ММ.ГГГГ стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли только работа в сельской местности или также и в городе (п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно –эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет»).

При назначении пенсии после ДД.ММ.ГГГГ льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (п.2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066).

Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Датой обращения Литвиновой С.А. за пенсией является ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее заявлением и материалами пенсионного дела. На дату обращения право на пенсию у истицы не возникло, поскольку ее стаж на день вынесения решения составил 24 года 7 месяцев, в связи с чем пенсия с указанной ей даты назначена быть не может.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Литвиновой С.А. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения начальника ГУ-УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ -удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Литвиновой С.А. зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (1 мес 29 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (1 мес 26 дн), период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (5 мес 02 дн), применении льготного порядка исчисления стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –отпуск по беременности и родам (4 мес 26 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 мес 2 дн)–отпуск по уходу за ребенком.

Засчитать Литвиновой С.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (1 мес 29 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (1 мес 26 дн), период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (5 мес 02 дн); применить льготный порядок исчисления стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –отпуск по беременности и родам (4 мес 26 дн), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 3 мес 2 дн)–отпуск по уходу за ребенком, исходя из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. Всего в стаж засчитать на ДД.ММ.ГГГГ 24 года 7 месяцев.

В остальной части исковых требований –отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме в Оренбургский областной суд.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 31.12.2010 года

Судья