№2-275/2011 решение по иску Третьякова Н.Ф. к УСЗН об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности (вступило в законную силу 18.06.2011 г.)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Новосергиевка 3 июня 2011 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи Андреевой Л.Ф.

С участием пом. прокурора Коротковой Е.И.

При секретаре Пузиной О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Третьякова Н.Ф. к Управлению социальной защиты населения МО Новосергиевский район об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности в сумме 403304 руб.99 коп.

УСТАНОВИЛ:

Третьяков Н.Ф. обратился с иском к УЗСН по МО Новосергиевский район об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности в сумме 403304 руб.99 коп. В обоснование требований указал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом 2 группы, вследствие заболевания, связанного с ликвидацией аварии на ЧАЭС (копия справок и удостоверения прилагается). В 1996 году обратился в управление социальной защиты населения Новосергиевского района за назначением компенсации возмещения вреда. При обращении сдал следующие документы: справку об инвалидности с 04.12.1995 года - 3 группы, справку об утрате трудоспособности 40%, копию удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году, справку о периоде нахождения на ЧАЭС, справку о заработной плате.

С 02.03.1996 года, в соответствии с Законом Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Ч АЭС» и « Правилами

возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1, в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 180-ФЗ, ему назначили выплату компенсации возмещения вреда 177,10 рублей. С 01.04.1996 года возмещение вреда стали платить в сумме 212,52 рубля. Размер возмещения вреда подлежал ежегодной индексации по росту МРОТ, минимальный размер оплаты труда, согласно ст. 11 ч.1,2. Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.

С 01.01.1997 года увеличился размер минимальной оплаты труда, в 1,1 раза и возмещение вреда стали выплачивать в сумме 233,77 рублей. Далее в 1998, 1999 и 2000 годах повышение (индексация) возмещения вреда положенное по Закону, управлением социальной защиты населения Новосергиевского района не проводилось. Тем самым были нарушены его права, гарантированные государством.

С февраля 2001 года вступил в силу ФЗ № 5 от 12.02.2001 года, и он стал получать возмещение вреда в твердых нормах 1000 рублей. Этим же законом предусматривалась ежегодная индексация сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в Российской Федерации ( ст.2 ч. 3 ФЗ №5). Но управлением социальной защиты населения Новосергиевского района такая индексация не проводилась до июня 2002 года.

С июня 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2004 года №31 -ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 ФЗ №5 от 12.02.2001 года» стал получать возмещение вреда 1120 рублей.

Далее, согласно справке выданной управлением социальной защиты населения, ему были выплачены следующие суммы:

с 01.11.2002 г. размер возмещения вреда составил 2800,00 рублей (по 2 группе инвалидности);

с 01.01.2003г. размер возмещения вреда составил 3136,00 рублей.

с 01.01.2004г. размер возмещения вреда составил 3450,00 рублей,

с 01.01.2005г. размер возмещения вреда составил 3829,50 рублей.

С 01.01.2006г. размер возмещения вреда составил 4174,16 рублей,

с 01.01.2007г. размер возмещения вреда составил 4508,09 рублей.

с 01.01.2008г. размер возмещения вреда составил 4981,44 рублей.

с 01.01.2009г. размер возмещения вреда составил 5629,03 рублей,

с 01.01.2010г. размер возмещения вреда составил 6191,93 рублей,

с 01.01.2011г. размер возмещения вреда составил 6594,41 рублей

Из вышеизложенного следует, что за период с 01.01.1998 по 31.12.2000 года и с 01.01.2002 по 30.06.2002 года управлением социальной защиты населения Новосергиевского района положенные по законодательству ежегодные индексации сумм возмещения вреда не проводились. А следовательно и последующие повышения размера суммы возмещения вреда здоровью были выполнены ответчиком неверно. Тем самым были нарушены конституционные права, гарантированные государством и ухудшилось его материальное положение как инвалида-ченобыльца.

Считает, что:

с 01 июля 2000 года должны были применить индекс 1,581 и выплачивать возмещение вреда в сумме 233,77 х 1,581=369,59 рублей.

С 01 января 2001 года должны были применить индекс 1,515 и выплачивать возмещение вреда в сумме 369,59 х 1,515=559,93 рублей.

С 01 февраля 20,01 года (дата вступления в силу ФЗ №5 от 12.02.2001 года) соответственно 780,00 рублей и далее 1000,00 рублей по 31.12.2001 года.

Далее индексация должна проводиться по росту величины прожиточного минимума в Оренбургской области.

С 01.01.2002г.-1,25.

С01.01.2003г.-1,62.

С 01.01.2004г. 1,15.

С 01 января 2002 года должны были применить индекс 1,25 и выплачивать возмещение вреда в сумме 1000,00 х 1,25=1250,00 рублей, с 01 июня 2002 года, 1048,00 х 1,25= 1310,00 рублей,

с 01 июля 2002 года, 1120,00 х 1,25 = 1400,00 рублей,

с 01.11.2002 года 2800х 1,25 = 3500 рублей ( по второй группе инвалидности).

с 01 ноября 2002 года, 2800,00 х 1,25 = 3500,00 (при переводе с 3 группы инвалидности на 2 группу).

С 1 января 2003 года мне должны были применить индекс 1,62 и выплачивать возмещение вреда в сумме 3500 х 1,62=5670,00 рублей.

С 1 января 2004 года мне должны были применить индекс 1,15 и выплачивать возмещение вреда в сумме 5670 х 1,15=6520,50 рублей.

С 1 января 2005 года мне должны были применить индекс 1,11 и выплачивать возмещение вреда в сумме 6520,50 х 1,11=7237,80 рублей.

С 1 января 2006 года мне должны были применить индекс 1,09 и выплачивать возмещение вреда в сумме 7237,80 х 1,09 =7889,20 рублей.

С 1 января 2007 года мне должны были применить индекс 1,08 и выплачивать возмещение вреда в сумме 7889,20 х 1,08 =8520,34 рублей.

С 1 января 2008года мне должны были применить индекс 1,105 и выплачивать возмещение вреда в сумме 8520,34 х 1,105 =9415,00 рублей.

С 1 января 2009 года мне должны были применить индекс 1,13 и выплачивать возмещение вреда в сумме 9415,00 х 1,13 = 10638,95 рублей.

С 1 января 2010 года мне должны были применить индекс 1,1 и выплачивать возмещение вреда в сумме 10638,95 х 1,1 = 11703,00рублей.

С 1 января 2011 года мне должны были применить индекс 1,065 и выплачивать возмещение вреда в сумме 11703,00 х 1,065 = 12463,70 рублей.

Расчет задолженности прилагается. Из приложенного расчета следует, что за период с 01.07.2000 года по 31.03.2011 года управлением социальной защиты населения Новосергиевского района ему не доплачено 403304,99 рублей (четыреста три тысячи триста четыре рубля 99 копеек) и далее с 01.04.2011 года, ежемесячно положено выплачивать возмещение вреда в сумме 12463,70 руб.Просит:

-Взыскать с управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета единовременно в его пользу задолженность по выплате сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000 года по 31.03.2011 года в сумме 403304,99 руб. (четыреста три тысячи триста четыре рубля 99 копеек).

- Взыскать с управления социальной защиты населения администрации муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» за счет средств федерального бюджета в его пользу ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью начиная с 01.04.2011 года в размере 12463,70 (двенадцать тысяч четыреста шестьдесят три рубля 70 копеек) и далее индексировать ее согласно действующему законодательству РФ.

В судебном заседании истец и его представитель, допущенный к участию по устному заявлению истца в судебном заседании- Игнатьева Л.Н. исковые требования уточнили и уменьшили, пояснив, что при расчете было неверно в 2002 году применен четыре раза индекс, что и повлекло неверное исчисление суммы задолженности. Просили взыскать задолженность в сумме 310 950 руб.25 коп. за период с 1 июля 2000 года по 30 марта 2011 года и ежемесячно, начиная с 1 апреля 2011 года, по 11128 руб.08 коп.

Представители ответчика по доверенности- Бойко О.В. и Захарова Т.И. исковые требования не признали, указывая, что все начисления были проведены в соответствии с указаниями вышестоящих органов, и дела неоднократно проверялись, замечаний никаких не было выявлено. О постановлениях Конституционного Суда РФ известно, но никаких указаний в части изменения порядка выплат и начислений, не поступало. Управление самостоятельно не вправе решать какие-либо вопросы, касающиеся выплат. Для обозрения суду было представлено личное дело на Третьякова Н.Ф., и указано, что при начислении не применялись индексы 1,581 и 1,515 согласно МРОТ, что и повлекло обращение Третьякова Н.Ф. за устранением этого, и оспаривать это нет оснований. Ими был проверен расчет истца, и установлено, что неверно применен индекс 1,25 в 2002 года ( четыре раза). Предложили суду свой вариант расчета с учетом доводов истца.

К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика были привлечены Министерство социального развития Оренбургской области и Федеральная служба по труду и занятости. Представители обеих ведомств не явились, о дне рассмотрения извещены.

Из Министерства социального развития поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, и при этом от них получены письменные возражения на исковое заявление Третьякова Н.Ф.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) отзыва на исковое заявление не представила, причин неявки не сообщила.

Третье лицо на стороне ответчика – Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области в своем отзыве указало, что находит заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Третьяков Н.Ф. участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году и яв­ляется инвалидом 3 группы, вследствие заболевания, полученного при ликвида­ции аварии на ЧАЭС. Истцу установлено 40% утраты трудоспособности.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиа­ции вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих на­стоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Согласно ч. 3 ст. 3 компенсации и льготы, предусмотренные настоящим За­коном, предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правитель­ством Российской Федерации. В целях реализации данной нормы приняты были Постановление Правительства РФ от 07.08.96 № 944, Постановления Министер­ства труда и социального развития РФ от 09.10.96 № 3, от 01.06.99 № 10, от 02.06.2000 № 43, от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денеж­ной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выпол­нением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п.25 ст. 14 Федерального закона от 15.05.91 № 1244-1 «О соци­альной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катаст­рофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 179-ФЗ) инвалиды вследствие увечья на ЧАЭС имеют право на компенсацию «в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности ( с установлением инвалидности), определяемом в порядке,

предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев воз­мещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей».

Таковым порядком на момент возникновения рассматриваемых правоотно­шений являлись правила возмещения работодателями вреда, причиненного ра­ботникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.

Согласно статье 14 названных правил по выбору гражданина среднемесяч­ный заработок определялся за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем.

В случае профессионального заболевания (вызванного ионизирующим из­лучением, лучевой болезнью) среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

С 15.02.2001 вступил в силу Федеральный закон от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым внесены изменения в пункт 25 статьи 14, а именно: размер ком­пенсации возмещения вреда определяется в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности (1 группа 5000 руб., 2 группа 2500 руб., 3 группа 1000 руб.). Так как размер компенсации истца был ниже твердой суммы, то с 15.02.2001 ему установлена компенсация в возмещение вреда в твердом размере 1000 руб.

Также указанным законом предусматривалась индексация исходя из роста прожиточного минимума, однако в связи с отсутствием порядка реализации ука­занной нормы индексация, исходя из роста прожиточного минимума, органами социальной защиты населения не производилась.

Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, под­вергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен новый критерий индексации - уровень инфляции (устанавливаемый федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, опре­деляемом Правительством Российской Федерации). Указанный закон распростра­няется на правоотношения, возникшие с 19.06.2002.

Кроме того, Федеральным законом от 26.04.2004 № 31-ФЗ внесены измене­ния во все действующие нормативные акты:

- Федеральный закон от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и до­полнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Закон РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В целях реализации Федерального закона от 29.04.2004 № 31-ФЗ ежегодно принимаются Постановления Правительства РФ с определением индекса уровня инфляции.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 № 326 «Об индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за пе­риод с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм»» предусмотрена индексация сумм в возмеще­ние вреда с 19.06.2002, которая была произведена.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.05.2005 № 292 «Об ин­дексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подверг­шимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции По­становления Правительства РФ от 03.03.2007№ 143) произведена индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2005 в 1,11 раза

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2006 № 246 (в редак­ции Постановления Правительства РФ от 03.03.2007№ 143) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2006 проиндексирован в 1,09 раза.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 № 171 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2007 проиндек­сирован в 1,08 раза.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 № 914 (в редак­ции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 № 655) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2008 проиндексирован в 1,105 раза.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 № 914 (в редак­ции Постановления Правительства РФ от 07.07.2009 № 565) размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2009 проиндексирован в 1,13 раза.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.12.2009 № 1024 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2010 проиндекси­рован в 1,1 раза.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2010 № 1079 размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01.01.2011 проиндек­сирован в 1,065 раза.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания ст.ст.1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст.42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы.

Сторонами не оспаривается то, что Третьяков Н.Ф. является инвалидом, участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, и ему возмещался вред в связи с этим с 2 марта 1996 года по октябрь 2002 года как инвалиду 3 группы с утратой трудоспособности 40%, а с 1 ноября 2002 года по настоящее время как инвалиду 2 группы 80% утраты трудоспособности.

УЗСН проводятся начисления и выплаты ежемесячно, что также не оспаривается. Требования заявлены лишь в части несогласия с суммами ежемесячных выплат, что и повлекло образование задолженности на период с 1 июля 200 года по настоящее время.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 3 ноября 2006года N445-О, положения статьи208 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

При рассмотрении требований об индексации, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.З ст.5 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базовый закон в редакции ФЗ от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) государственные пенсии, пособия, компенсации, суммы возмещения вреда здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты граждан, установленные настоящим законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, если не оговорено иное.

Таким образом, часть 3 ст. 5 базового Закона в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5 ФЗ и ст.1, действовавшего в тот период закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» допускали возможность индексации сумм возмещения вреда здоровью и иных выплат с учетом величины минимального размера оплаты труда, указываемых в ст.1 Федерального закона № 82 ФЗ « О минимальном размере оплаты труда».

В связи с этим выплачиваемые чернобыльцам суммы возмещения вреда здоровью подлежали индексации с 01.07.2000 года на 1, 581, а с 01.01.2001 года на 1,515. Эти индексы не были применены УСЗН в отношении выплат Третьякову Н.Ф., что и повлекло впоследствии неверное исчисление выплат. В этой части требования и подлежат удовлетворению.

Порядок индексации был изменен Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5 ФЗ о внесении изменений и дополнений в базовый закон, вступившим в силу 15.02.2001 года, согласно части 3 статьи 2 которого размеры выплат ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первая ежегодная индексация с учетом

роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении календарного года, то есть с 01.01.2002 года.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющим право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статье 5 базового Закона (в редакции от 12.02.2001 г.) и частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года №5 -ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении дел после 15.02.2001 года были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

Механизм индексации вновь был изменен Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, вступившим в силу с 29 мая 2004 года «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» путем изложения части 3 статьи 5 базового Закона в следующей редакции « размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ».

Данный порядок индексации распространяется на суммы возмещения вреда здоровью чернобыльцам, поскольку индексация этих сумм другими федеральными законами не предусмотрена.

Статья 3 Федерального закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ определяла, что индексация в таком порядке производится с 19.06.2002 года.

Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года № 364-0 в отношении придания новому порядку индексации обратной силы указано, что в случае, если применение вводимого порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению -на период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года- размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации ( на основе прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации) суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. То есть за указанный период гражданам дано право выбора одного из рассматриваемых механизмов индексации.

Суммы возмещения вреда здоровью должны индексироваться только один раз.

С 01 января 2005 года по 01 июня 2006 года, с 01 января 2007 года должен применяться новый механизм индексации, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на основании постановлений Правительства РФ соответственно от 07.05.2005 года № 292, от 25.04.2006 года № 246, от 21.03.2007 « Об индексации (на соответствующий год) размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым установлены коэффициенты индексации; на 2005 год-1,1 ; на 2006 год- 1,09; на 2007 г-1, 08. Постановлением Правительства РФ от 21.12 2007 года № 914 « Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации с 01 января 2008 года- 1,085.

Решением Верховного Суда РФ от 14.06.2006 года № ГКПИ 06-445 признан недействующим по указанным основаниям абзац 1 пункта 1 постановления Правительства РФ от 07.05.2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части ограничивающей возможность осуществления индексации размеров выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением коэффициента 1,11, показывающего верхний уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 23.12.2004 года № 173 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».

Из изложенного следует, что с 01 января 2005 года следует
индексировать суммы выплат на коэффициент 1,11, что будет

соответствовать принципу полного возмещения вреда здоровью.

Анализируя представленные данные в назначении и выплате вреда УЗСН за период с 1 июля 2000 года по настоящее время, суд приходит к выводу, что при начислении выплат не полностью проведена индексация, не были приняты к руководству требования Конституционного Суда РФ, что позволяет придти к выводу об удовлетворении требований истца.

Сторонами не оспариваются порядок и индексы, которые необходимо применять с учетом законодательства, о котором указано и третьим лицом в возражениях. Индексация возмещения вреда истцу проводилась, но без учета индексов, которые необходимо было применять в 2000-2001 году исходя из МРОТ, что и повлекло образование, как задолженности, так и неверного исчисления ежемесячной выплаты. Требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению с учетом действующего законодательства.

Суд считает необходимым согласиться с предложенным представителями ответчика расчетом. Согласно данному расчету, с которым согласились истец и его представитель, следует, что:

-С июля 2000 года по декабрь 2000 года не применен индекс 1,581 МРОТ РФ, и сумма задолженности с учетом индексации составит 814,92 руб;

-с января 2001 года по февраль 2001 года - с учетом индекса 1,515, сумма задолженности 489,28 руб;

-с января 2002 года ( 1,25) по декабрь 2002 года- сумма задолженности 2 622 руб;

-с января 2003 года ( 1,62) по декабрь 2003 года- сумма задолженности 22118,0 руб;

- с января 2004 года ( 1,15) по декабрь 2004 года- сумма задолженности 28462,56 руб;

- с января 2005 года ( 1,11) по декабрь 2005 года- сумма задолженности 31593,48 руб;

- с января 2006 года ( 1,09) по декабрь 2006 года- сумма задолженности 34436,88 руб;

- с января 2007 года ( 1,08) по декабрь 2007 года- сумма задолженности 37191,84 руб;

- с января 2008 года ( 1,105) по декабрь 2008 года- сумма задолженности 41097,00 руб.

- с января 2009 года ( 1,13) по декабрь 2009 года- сумма задолженности 46 439,64 руб.

- с января 2010 года ( 1,1) по декабрь 2010 года - сумма задолженности 51083,64 руб.

- с января 2011 года ( 1,065) по март 2011 года- сумма задолженности 13601,01 руб.

С учетом изложенного, за период с 01.07. 2000 г. по 30.03.2011 года истцу должна быть выплачена дополнительно денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в сумме 310950 руб. 25 коп., которая складывается из разницы сумм, подлежащих выплате и выплаченных ( должно быть выплачено 789916,55 руб., а выплачено 478966,30 руб.).

Данная задолженность подлежит взысканию с ответчика.

Сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индекса уровня инфляции с 01.04.2011 года составит

11 128 руб.08 коп., поскольку с 1 ноября 2002 года Третьякову Н.Ф. определена 2 группа инвалидности, и согласно его заявлению с 1 марта 2001 года размер возмещения вреда исчислен из твердой суммы 1000 рублей, которая затем неоднократно индексировалась.

В силу ст. 5 базового Закона РФ, предусмотренные данным законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством РФ.

В соответствии со ст.5 вышеназванного законом представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте Российской Федерации формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении компенсационных выплат и их индексации, то есть орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, указанные выплаты должны быть взысканы с управления социальной защиты населения муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области».

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Третьякова Н.Ф. удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения МО Новосергиевский район за счет средств федерального бюджета в пользу Третьякова Н.Ф. задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 1 июля 2000 года по 30 марта 2011 года включительно в сумме 310 950 руб.25 коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения МО Новосергиевский район за счет федерального бюджета в пользу Третьякова Н.Ф., начиная с 1 апреля 2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 11128 руб.08 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Андреева

Решение в окончательной форме вынесено 7 июня 2011 года.

Судья Л.Ф.Андреева