№2-411/2011 решение по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО `Кувайский сельский совет` об оспаривании бездействия (вступило в законную силу 02.09.2011 г.)



Дело № 2-411/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П.Новосергиевка 17 августа 2011 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе : председательствующего судьи Бредихиной И.В.

при секретаре Кривобоковой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кувайский сельсовет» об оспаривании бездействия

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Кувайский сельсовет» об оспаривании бездействия. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС).

Проведенной проверкой установлено, что на территории <адрес> построена ГТС – пруд для рыборазведения, поения скота и полива, которое работоспособно и находится в удовлетворительном состоянии

Администрацией Новосергиевского района предоставлена в прокуратуру района информация о том, что балансодержатель данного ГТС отсутствует, документов, подтверждающих балансовую принадлежность данного ГТС нет, договоры, связанные с эксплуатацией ГТС не заключались, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение необходимо рассматривать как бесхозное.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 7, 21, 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Аналогичные требования законодателем предъявлены к сельским поселениям и закреплены в п.п. 8, 23, 26 ст. 14 данного закона.

Согласно ст.ст. 3, 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике.

В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сведения о правах на гидротехническое сооружение, расположенное в Кувайском сельском совете, отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ, вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Законом Оренбургской области от 10.11.2006г. № 699/139-IV-ОЗ утвержден перечень имущества муниципальной собственности Новосергиевского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новосергиевского района. Однако, гидротехнических сооружений в этом перечне нет.

Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования <адрес> необращение администрации сельского поселения Кувайский сельсовет в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, чем будут ущемлены Конституционные права граждан.

Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Кувайского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и приобретению права собственности на него, а также обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

В судебном заседании помощник прокурора Короткова Е.И. исковые требования поддержала, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебном заседании законный представитель ответчика Тяпухин В.Н., исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. В обоснование своих доводов пояснил, что спорное ГТС находится на паевой земле ЗАО «**», которое занимается обслуживание за телом плотины и использует его для водопоя скота и полива, в силу чего опасности данное ГТС не представляет. Кувайский сельсовет в использовании ГТС заинтересованности не имеет.

Представитель ответчика Домахина И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В обоснование своих возражений пояснила, что водный объект, расположенный в границах земельного участка может принадлежать на праве собственности только собственнику земельного участка ( ст. 8 Водного кодекса РФ) Таким обзором, законодатель императивной нормой закрепил приоритетное право- чья земля, тому и принадлежит водный объект.

Земельный участок под спорным объектом - гидротехническим сооружением, не разграничен, входит в состав водного фонда и является государственной собственностью. Следовательно и гидротехническое сооружение являющееся неотъемлемой частью водохозяйственной системы в понимании п. 11. ст.З Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ ( далее. ВК РФ) находящееся на землях водного фонда имеющего особенности статуса и правового режима не может быть бесхозным, так как входит с состав природного комплекса, который в свою очередь обладает характерными признаками водного объекта находящимся в особом режиме использования и охраны.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) и в ст. 10, 39, 42, 46, 62 и др. ВК предусматриваются правила использования гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений.

Объектом права собственности на поверхностный водный объект, согласно ст. 32 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), является водный объект, который включает не только воды, но и покрытые ими и сопряженные с ними земельные участки (дно и берега водного объекта). На основе анализа водного законодательства можно сделать вывод, что право собственности на земельные участки, покрытые поверхностными водами и сопряженные с ними, должно следовать праву собственности на соответствующий водный объект, т.е. указанные земельные участки могут находиться в исключительной федеральной собственности, поскольку в соответствии со ст. 34 ВК РФ в Российской Федерации устанавливается исключительная федеральная собственность на водные объекты.

Согласно ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте земельные участки из состава земель водного фонда занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда (подп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ), т.е. водопокрытые земли. Кроме того, ограничены в обороте и земельные участки расположенные под объектами гидротехнических сооружений (подп. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). В отношении последних право собственности может принадлежать субъекту Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, а в случаях, предусмотренных законом,. - и частным лицам (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Законодательством установлено, что эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения или эксплуатирующей организацией только на основании лицензии на этот вид деятельности и при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Ври обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. ( п. 6 Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника (утв. постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237) (с изменениями от 8 мая 2002 г.)

Согласно п.2 ст.214 Гражданского Кодекса РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика в лиц администрации Новосергиевского района, извещенное о месте и времени судебного заседания, не явилось, каких-либо возражений на исковое заявление не представило.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Из существа Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вытекает, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Положения Устава Кувайского сельсовета в данной части не противоречат указанным выше нормам закона и содержат указание на обязательное участие ответчика в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как видно из материалов дела ГТС - плотина, расположена <адрес>, что подтверждается информацией о водных объектах, расположенных на территории Новосергиевского района и картой с расположением гидротехнических сооружений.

Указанное гидротехническое сооружение не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является бесхозяйным недвижимым имуществом, что подтверждается сведениями ГУП «Облтехинвентаризация» и Управлением Росреестра недвижимости по Оренбургской области.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку спорная ГТС расположена в административных границах муниципального образования <адрес>, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования – Кувайского сельсовета обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права ГТС на реке Моховая.

Доводы представителя ответчика Тяпухина В.Н. о нахождении ГТС в фактическом пользовании ЗАО «**», не является основанием для бездействия органа местного самоуправления в части постановки бесхозяйного имущества на учет и в последующем принятия мер по приобретению его в муниципальную собственность.

Доводы представителя ответчика Домахиной И.В. об отсутствии бесхозяйного ГТС и предъявлением иска к ненадлежащему ответчику ничем не подтверждены, опровергаются имеющимися доказательствами по делу и основаны на ошибочном понимании норм материального права.

При таких обстоятельствах следует признать, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Кувайского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного <адрес> обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 22.08.2011 года

Председательствующий