Дело № 2-465/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.Новосергиевка 24 августа 2011 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В. при секретаре Кривобоковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козина П.Г. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения начальника ГУ-УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ УСТАНОВИЛ: Козин П.Г. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения начальника ГУ- УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своего заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его педагогически стаж достиг 25 лет и в соответствии с п.п.1.19 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" возникло право на назначение указанной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ начальник Пенсионного фонда своим решением № в назначении указанной пенсии истцу отказал. С этим решением начальника Пенсионного фонда он не согласен, поскольку оно нарушает его конституционные и пенсионные права. Из льготного стажа были исключены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- служба в рядах Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа освобожденным секретарем комсомольской организации, то есть 03 года 02 месяца 07 дней. Что касается периода службы в рядах Советской Армии и работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации, то на сегодняшний день применяются следующие Списки, а именно: Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N2463 (далее Список N2463); Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 февраля 2001 г. № 79) (далее Список №1067); Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (далее Список №781)- должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена. Ни один из этих Списков не действовал в периоды, которые ему не засчитал Пенсионный фонд в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, потому что в указанные периоды их просто не существовало. До введения в действие Списка №463 (до 06.09.1991 г.) действовало Положение о порядке исчисление стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 (далее Положение), которое было отменено с 01.10.1993 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой." (с изменениями от 29 октября 2002 г.) Пунктами 1 "а" и "г" этого Положения соответственно определялось: учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Пунктом 4 Положения установлено, что время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/з стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится да работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П "при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.02 г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования". Считает, что с учетом Постановления Конституционного суда РФ № 2-П оценка его пенсионных прав должна производиться и на основании Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Пенсионный фонд лишил истца пенсии без законного на то основания. Просит суд признать решение начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отказе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости не соответствующим действующему законодательству в Российской Федерации (незаконным) и обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в В судебном заседании истец Козин П.Г. исковые требования поддержал, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Добрынина Т.А, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений по делу пояснила, что в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное пенсионное обеспечение имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Периоды прохождения Козиным П.Г. военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности освобожденного секретаря комсомольской организации не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данный вывод подтверждается положениями п. 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», где указывается, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Конституционный Суд РФ в определении от 06.03.2003 № 107-О четко изложил конституционно-правовой смысл положений п. 1 и п.2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определив, что работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте, могут засчитываться в специальный стаж и после 1 января 2002 года лишь, только если гражданин уже имел необходимый специальный стаж работы в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж. Основываясь на данном конституционно-правовом смысле положений п. 1 и п.2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением № 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) утвердило Разъяснения от 17.10.2003 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - где указывается, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Именно в вышеуказанном правовом смысле Конституционным судом РФ в постановлении № 2-П от 29.01.2004г. указывается на предполагаемую по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. То есть Конституционным судом РФ в постановлении № 2-П конкретно указывается со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. № 320-О и на Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70, что за гражданами сохраняются лишь те права, которые они приобрели на основе действующего ранее законодательства. Что касается включения периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж и периода работы в выборной должности, то согласно пп. «г» п. 1 и п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее - Положение № 1397) данное право приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Положение № 1397 в соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года. Соответственно те граждане, которые на момент отмены Положения № 1397 не выработали 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397 - не приобрели права на включение в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР, и работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации. Следовательно, истец, у которого на момент отмены Положения № 1397 педагогический стаж в соответствии с Положением № 1397 ориентировочно составлял 7 лет 05 месяцев 09 дней, при требуемом для назначении пенсии - 25 лет, то есть менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) - не приобрел право на включение периода службы в Вооруженных силах СССР и работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации, и соответственно данные периоды были правомерно не включены УПФР в педагогический стаж, так как исходя из вышесказанного, при обращении истца в орган пенсионного обеспечения в период действия ФЗ «С трудовых пенсиях в РФ» - условия Положения № 1397 не действуют. Суммирование же педагогического стажа, выработанного истцом до 01.10.1993г. и после - для определения условия о выработке 2/3 педагогического стажа - не предусмотрено законодательством. Данная позиция подтверждена Верховным судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 года, где указывается, на необходимость строгого соблюдения условия о механизме зачета времени работы указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения № 1397 в педагогический стаж, а именно работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Считает, что периоды службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и работы в должности освобожденного секретаря комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно не засчитан в стаж, дающий право на льготное назначение трудовой пенсии по старости. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Козин П.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Козину П.Г. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, специальный стаж истца 21 год 11 мес.16 дн. В специальный стаж не был включен период прохождения срочной службы по призыву в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. период работы освобожденным секретарем комсомольской организации со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачета не предусматривает. В период, когда истец служил в армии и работал освобожденным секретарем комсомольской организации, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии и работа в комсомольских органах засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, ответчик исходил из того, что на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы и работы секретарем комсомольской организации, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж спорных периодов при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления. С указанными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принимая во внимание, что на момент обращения Козина П.Г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии и освобожденным секретарем комсомольской организации подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения за пенсией, поскольку истцом выработан необходимый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (25 лет 1 месяц 23 дня). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: исковые требования Козина П.Г. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения начальника ГУ-УПФРФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ -удовлетворить. Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Козину П.Г.зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы ( 1 год 7 месяцев) и работу в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (1 год 7 мес.7 дн). Зачесть Козину П.Г. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы ( 1 год 7 месяцев) и работу в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы (1 год 7 мес.7 дн) и обязать Государственное Учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить и выплачивать Козину П.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме в Оренбургский областной суд. Судья
<адрес> назначить и выплачивать
досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на указанную пенсию, а именно с ДД.ММ.ГГГГ