Дело № 2-407/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации П.Новосергиевка 08 сентября 2011 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе : председательствующего судьи Бредихиной И.В. при секретаре Кривобоковой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО « Лапазский сельский совет» об оспаривании бездействия УСТАНОВИЛ: Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Лапазский сельсовет» об оспаривании бездействия. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС). Проведенной проверкой установлено, что на территории Лапазского сельского совета Новосергиевского района <адрес> построены ГТС – пруды для рыборазведения, поения скота и полива, которые работоспособны и находится в удовлетворительном состоянии. Администрацией Новосергиевского района предоставлена в прокуратуру района информация о том, что балансодержатель данного ГТС отсутствует, документов, подтверждающих балансовую принадлежность данного ГТС нет, договоры, связанные с эксплуатацией ГТС не заключались, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение необходимо рассматривать как бесхозное. Вместе с тем, в соответствии с п.п. 7, 21, 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Аналогичные требования законодателем предъявлены к сельским поселениям и закреплены в п.п. 8, 23, 26 ст. 14 данного закона. Согласно ст.ст. 3, 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике. В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сведения о правах на гидротехнические сооружения, расположенные в Лапазском сельском совете, отсутствуют. В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Законом Оренбургской области от 10.11.2006г. № 699/139-IV-ОЗ утвержден перечень имущества муниципальной собственности Новосергиевского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новосергиевского района. Однако, гидротехнических сооружений в этом перечне нет. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования Лапазский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения Лапазский сельсовет в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, чем будут ущемлены конституционные права граждан. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Лапазского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и приобретению права собственности на него, а также обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него. В судебном заседании помощник прокурора Короткова Е.И. исковые требования поддержала, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении, просила их удовлетворить. В судебном заседании законный представитель ответчика Панченко В.И., исковые требования признал, последствия, предусмотренные ст.173 ч.3 ГПК РФ ему понятны. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика в лиц администрации <адрес>, извещенное о месте и времени судебного заседания, не явилось, каких-либо возражений на исковое заявление не представило. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. При признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований. Из существа Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вытекает, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Положения Устава Лапазского сельсовета в данной части не противоречат указанным выше нормам закона и содержат указание на обязательное участие ответчика в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Как видно из материалов дела спорные ГТС расположены на территории Лапазского сельского совета, что подтверждается информацией о водных объектах, расположенных на территории Новосергиевского района и картой с расположением гидротехнических сооружений. Указанные гидротехнические сооружения не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, являются бесхозяйным недвижимым имуществом, что подтверждается сведениями ГУП «Облтехинвентаризация» и Управлением Росреестра недвижимости по Оренбургской области. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поскольку спорные ГТС расположены в административных границах муниципального образования Лапазского сельсовета, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования – Лапазского сельсовета обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права ГТС. При таких обстоятельствах следует признать, что признание иска не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав, а потому принимается судом, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Лапазского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Лапазского сельского совета Новосергиевского района <адрес> и обязать администрацию Лапазского сельсовета обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд. Председательствующий