№2-488/2011 решение по иску Петина к ГУ УПФР о признании незаконным решения начальника ГУ УПФР (не вступило в законную силу)



Дело № 2-488/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Новосергиевка 04 октября 2011 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.

при секретаре Пузиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петина В.И. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Петин В.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пении по старости, поскольку его педагогический стаж достиг 25 лет и в соответствии с п.п.1.19 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у него возникло право на назначение указанной пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано, поскольку в льготный стаж не засчитали период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы службу в армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы период работы в должности мастера производственного обучения, итого 09 лет 04 месяца 03 дня.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшего в спорный период службы в армии определялось, что служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В период работы мастером производственного обучения истец в порядке совмещения должностей выполнял одновременно работу в должности учителя технологии, в связи с чем такая работа подлежит включению в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Считает отказ в назначении пенсии незаконным, просит включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и обязать ответчика назначить и выплачивать ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Петин В.И. свои требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Добрынина Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

В обоснование своих возражений пояснила, что Петин В.И. обратился в ГУ-УПФР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Заявление Петина о назначении досрочной пенсии было рассмотрено с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004г №2-П.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может быть включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Вооруженных сил, что составляет 1г 09м.19дн., по следующим основаниям:

- Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 названного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной


безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости.

По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалась в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст. 12, 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990г №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

Данный период был предусмотрен п.п. Г п.1 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959г.

Действие Положение №1397 от 17.12.1959г. отменено постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г № 953 с 01.10.1993г., то есть с 01 октября 1993г Положение №1397 не действовало на всей территории РФ.

В п. 4 данного Положения указано, что время работы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Поэтому, чтобы засчитать заявителю в специальный стаж время службы в рядах Вооруженных сил, он должен был иметь специальный стаж педагогической деятельности не менее 2/3 от требуемого для назначения досрочной пенсии, то есть он должен был иметь не менее 16 лет 8 мес. (2/3 от 25 лет). Но на ДД.ММ.ГГГГ истец имеет специальный стаж 4 года 09 мес. 00 дн. К тому же призван на службу в ряды ВС, работая в колхозе, после увольнения из рядов ВС принят на работу инженером технологом станции техобслуживания автомобилей. Педагогического образования не имеет, к педагогической деятельности вплоть до ДД.ММ.ГГГГ не имел никакого отношения Отсюда на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ Управление ПФР правомерно руководствовалось Списками должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6.09.1991г ( в редакции постановления от 22.09.1993г № 953).

Данная позиция подтверждена Верховным судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007г. где указывается на необходимость строгого соблюдения условия о механизме зачета времени работы, указанной в пунктах 1. 2, 3 Положения № 1397 в педагогический стаж, а именно: работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.

Служба в армии не была предусмотрена перечнем учреждений, организаций и должностей, списком профессий и должностей № 463 от 6.09.1991г и Списком №1067 от 22.09.1999г.

Период с ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения на о.5 ставки также не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку период работы заявителя в должности мастера производственного обучения приходится на время действия постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., т. е. и при рассмотрении вопроса в рамках Постановления КС 2-П также применяются нормы этого Постановления.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства №781 периоды работы начиная с 01.09.2000года засчитываются в стаж в должностях в учреждениях, указанных в Списке при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы(должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Занимаемая должность заявителя по трудовой книжке и по справке о льготной работе -мастер производственного обучения, с 01.09.2003г. по настоящее время О, 5 ставки, (подтверждается работодателем на основании тарификационных списков), т. е. для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не выполняется условие, а именно не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.

В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. работа в должности учителя общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Статьей 16 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, в соответствии с положениями названного кодекса. При этом следует, что прием на работу оформляется приказом работодателя на должность, предусмотренную штатным расписанием. Приказ о зачислении Петина В.И. на штатную должность учителя не издавался.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Вооруженных сил и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения на о.5 ставки оспариваемые заявителем, правомерно не засчитан в стаж, дающий право на льготное назначение трудовой пенсии по старости, т.к. они не могут быть засчитаны ни по спискам, действующим после не применения на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г № 1397, ни по Спискам и др. правилам подсчета педагогического стажа, действующим в настоящее время.

Представитель ответчика Герцен Л.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку льготный стаж работы истца ничем не подтвержден.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Петин В.И. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пении по старости, поскольку его педагогический стаж достиг 25 лет и в соответствии с п.п.1.19 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у него возникло право на назначение указанной пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано, поскольку в льготный стаж не засчитали период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы службу в армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы период работы в должности мастера производственного обучения, итого 09 лет 04 месяца 03 дня.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются материалами пенсионного дела.

В судебном заседании также установлено, что оспариваемый истцом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения на о.5 ставки приходится на время действия постановления Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства №781 периоды работы, начиная с 01.09.2000года засчитываются в стаж в должностях в учреждениях, указанных в Списке при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы(должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Представитель ответчика ссылается на те обстоятельства, что занимаемая должность истца по трудовой книжке и по справке о льготной работе -мастер производственного обучения, с 01.09.2003г. по настоящее время О, 5 ставки, (подтверждается работодателем на основании тарификационных списков), т. е. для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не выполняется условие, а именно не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.

При этом ответчиком не учтено то обстоятельство, что помимо работы в должности мастера производственного обучения истец выполнял и работу учителя технологии.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец, помимо работы в должности мастера производственного обучения, работал учителем с нормой рабочего времени от 9 до 14 часов.

ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена первая квалификационная категория «учитель».

Согласно тарификационным спискам, лицевым счетам за спорный период Петин В.И. истец значится и как мастер производственного обучения и как учитель.

В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. работа в должности учителя общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Следовательно, указанный период подлежит зачислению в стаж, даюший право на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы представителя ответчика о том, что прием на работу оформляется приказом работодателя на должность, предусмотренную штатным расписанием, а приказ о зачислении Петина В.И. на штатную должность учителя не издавался, в связи с чем период работы учителем ничем не подтверждается, опровергается вышеприведенными доказательствами по делу.

В судебном заседании установлено, что работу учителя истец выполнял по совместительству.

Ст.66 ТК РФ не устанавливает обязанность работодателя вносить в трудовую книжку работника сведения о работе по совместительству, такие сведения вносятся по желанию работника.

Отсутствие в трудовой книжке истца записи о его приеме на работу в качестве учителя технологии не может ущемлять его прав на включение данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В судебном заседании также установлено, что суммарная продолжительность работы истца в качестве мастера производственного обучения и учителя технологии соответствует нормам полной выработки рабочего времени.

При таких обстоятельствах следует признать, что не включение указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчиком не правомерно.

В судебном заседании установлено, что в период, когда истец служил в армии с 06.07.1981 по 25.04.1983 годы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Ответчик, отказывая в удовлетворении заявленных требований истца в данной части, исходил из того, что на момент обращения Петина В.И. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления.

С данными выводами суд не может согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принимая во внимание, что на момент обращения Петина В.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что на момент обращения за пенсией истец достиг необходимого возраста и стажа, дающего право на получение им досрочной пенсии по старости, в связи с чем отказ пенсионного органа в назначении и выплате ему пенсии является неправомерным, а требования истца законными и обоснованными, а потому пенсия должна быть ему назначена и выплачиваться с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Петина В.И. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании частично незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ –удовлетворить.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы Петина В.И. в качестве мастера производственного обучения на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 6 месяцев 14 дней) и период службы в рядах Вооруженных Сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ( 01 год 09 месяцев 19 дней).

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> включить в стаж Петина В.И., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период его работы в качестве мастера производственного обучения на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 6 месяцев 14 дней) и период службы в рядах Вооруженных Сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ( 01 год 09 месяцев 19 дней), итого 09 лет 04 месяца 03 дня, назначить и выплачивать ему пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд. вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 09.10.11 года

Председательствующий