Дело № 2-410/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации П.Новосергиевка 09 сентября 2011 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе : председательствующего судьи Бредихиной И.В. при секретаре Кривобоковой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО « Кулагинский сельсовет» об оспаривании бездействия УСТАНОВИЛ: Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО « Кулагинский сельсовет» об оспаривании бездействия. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС). Проведенной проверкой установлено, что на территории Кулагинского сельского совета Новосергиевского района <адрес> построено ГТС – пруд для рыборазведения, поения скота и полива, которое работоспособно и находится в удовлетворительном состоянии Администрацией Новосергиевского района предоставлена в прокуратуру района информация о том, что балансодержатель данного ГТС отсутствует, документов, подтверждающих балансовую принадлежность данного ГТС нет, договоры, связанные с эксплуатацией ГТС не заключались, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение необходимо рассматривать как бесхозное. Вместе с тем, в соответствии с п.п. 7, 21, 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Аналогичные требования законодателем предъявлены к сельским поселениям и закреплены в п.п. 8, 23, 26 ст. 14 данного закона. Согласно ст.ст. 3, 8, 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике. В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сведения о правах на гидротехническое сооружение, расположенное в Кулагинском сельском совете, отсутствуют. В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Законом Оренбургской области от 10.11.2006г. № 699/139-IV-ОЗ утвержден перечень имущества муниципальной собственности Новосергиевского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новосергиевского района. Однако, гидротехнических сооружений в этом перечне нет. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поскольку гидротехническое сооружение расположено в административных границах муниципального образования Кулагинский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, не обращение администрации сельского поселения Кулагинский сельсовет в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, чем будут ущемлены конституционные права граждан. Просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Кулагинского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и приобретению права собственности на него, а также обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него. В судебном заседании помощник прокурора Короткова Е.И. исковые требования поддержала, обосновывая их доводами, изложенными в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Уточнила, что спорное ГТС (пруд –переезд) находится <адрес> В судебном заседании законный представитель ответчика Филатов Н.П., исковые требования не признал, поскольку спорного ГТС на территории Кулагинского сельского совета не существует. В подтверждении своих доводов представил снятую им с интернета съемку местности территории Кулагинского сельского совета. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне ответчика в лице администрации Новосергиевского района,отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного Управления по Оренбургской области, извещенное о месте и времени судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Из существа Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вытекает, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Положения Устава Кулагинского сельсовета в данной части не противоречат указанным выше нормам закона и содержат указание на обязательное участие ответчика в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Как видно из материалов дела ГТС - пруд -переезд расположен <адрес>., что подтверждается информацией о водных объектах, расположенных на территории Новосергиевского района, картой с расположением гидротехнических сооружений, сведениями Министерства строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Приведенные выше документы опровергают доводы ответчика о том, что спорная ГТС не существует на территории Кулагинского сельского совета. Представленная им съемка местности не отвечает требованиям допустимости и относимости доказательств, поскольку не содержит достоверных сведений о том, что именно спорное ГТС запечатлено на ней, а также при каких обстоятельствах и в какое время, какими средствами сделан представленный фотоснимок. В судебном заседании установлено, что спорное гидротехническое сооружение не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является бесхозяйным недвижимым имуществом, что подтверждается сведениями ГУП «Облтехинвентаризация» и Управлением Росреестра недвижимости по Оренбургской области. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поскольку спорная ГТС расположена в административных границах муниципального образования Кулагинского сельсовета, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования – Кулагинского сельсовета обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права ГТС. Доводы представителя ответчика ничем не обоснованы, опровергаются доказательствами по делу. При таких обстоятельствах следует признать, что исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ РЕШИЛ: признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – администрации Кулагинского сельсовета в части не принятия мер к постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на территории Кулагинского сельского совета Новосергиевского района <адрес> и обязать администрацию Кулагинского сельсовета обратиться в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в дальнейшем – в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 14.09.2011 года Председательствующий