№2-551/2011 решение по иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Кадынцевой С.А., ИП Чеснокову В.Е. о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Новосергиевка 18 октября 2011 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Карякина Е.А.

с участием заместителя прокурора Новосергиевского района Скока А.В.,

при секретаре Миморовой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кадынцевой С.А., индивидуальному предпринимателю Чеснокову В.Е. о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области Бродский С.И. обратился в Новосергиевский районный суд Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю Кадынцевой С.А., индивидуальному предпринимателю Чеснокову В.Е. о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа, указав, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и соблюдения их конституционных прав на охрану здоровья, на труд и свободу передвижения в Новосергиевском районе.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет средств других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

В ходе поверки прокуратурой района установлено, что по адресу: <адрес> находится здание, в котором располагаются аптека ИП Чеснокова В.Е. и магазин ИП Кадынцевой С.Н. Вход в здание не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещение инвалидов.

На основании п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утв. Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999г. №74\51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1996г. №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других моломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участников или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.

Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Согласно приложению А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильные группы населения (далее - МГН).

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Помещения, где могут находится инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подземные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в интересах гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В Новосергиевском районе проживают инвалиды, в том числе и дети-инвалиды. Среди временно пребывающих в районе граждан также могут быть инвалиды. Ежемесячно в районе на инвалидность оформляются все новые граждане, потерявшие здоровье. Весь круг инвалидов определить невозможно.

Кроме того, состояние здоровья, отсутствие юридического образования и несовершеннолетний возраст детей-инвалидов при факте необращения в суд до настоящего времени также являются уважительными причинами, по которым они сами не могут обратиться в суд.

Просил суд обязать индивидуального предпринимателя Чеснокова В.Е. и индивидуального предпринимателя Кадынцеву С.Н. произвести необходимые действия по предоставлению допуска инвалидам в здание, расположенное по адресу: <адрес>. Построить на входе приспособления для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках.

Представитель истца – заместитель прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Скок А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме, установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик индивидуальный предприниматель Кадынцева С.А. в судебное заседание не явилась, несмотря на надлежащее извещение. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного ответчика ИП Кадынцевой С.А.

Представитель ответчика индивидуального предпринимателя Чеснокова В.Е. – Трохова С.Н., действующая на основании доверенности, выданной ИП Чесноковым В.Е., в судебном заседании заявила о согласии с иском прокурора в полном объеме, не возражала против удовлетворения требований судом. Пояснила, что работы по устройству пандуса уже ведутся.

Выслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в интересах гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

На основании п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утв. Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. №74\51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1996г. №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Для обеспечения доступности объектов маломобильными группами населения и инвалидами-колясочниками устанавливаются поручни вдоль обеих сторон пандусов.

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования".

Согласно материалам дела ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что по адресу: <адрес> находится здание, в котором располагается аптека ИП Чеснокова В.Е. и магазин ИП Кадынцевой С.Н. Вход в здание не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещение инвалидов.

Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.

С ответчиков подлежат взысканию в доход государства расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Кадынцевой С.А., индивидуальному предпринимателю Чеснокову В.Е. о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа – удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Кадынцеву С.А., индивидуального предпринимателя Чеснокова В.Е. произвести действия по предоставлению допуска инвалидам в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем устроения на входе приспособления для маломобильных групп посетителей – пандуса для подъезда на инвалидных колясках с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Кадынцевой С.А. в доход Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Чеснокова В.Е. в доход Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд в течение 10 дней, со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Карякин

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2011 года.

Председательствующий Е.А. Карякин