Дело № Заочное Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Новосергиевка 11 ноября 2011 года. Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Кротова Ю.А., с участием помощника прокурора Новосергиевского района Коротковой Е.И., при секретаре Ерофеевой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к отделу образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2» о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области Бродский С.И. обратился в Новосергиевский районный суд Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к отделу образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2» о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа, указав, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и соблюдения их конституционных прав на охрану здоровья, на труд и свободу передвижения в Новосергиевском районе. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет средств других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства В ходе поверки прокуратурой района установлено, что вход в здание, в котором располагается отдел образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2» по адресу <адрес> не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещение инвалидов. На основании п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утв. Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999г. №74\51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1996г. №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участников или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство. Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Согласно приложению А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильные группы населения (далее - МГН). В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находится инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подземные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в интересах гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В Новосергиевском районе проживают инвалиды, в том числе и дети-инвалиды. Среди временно пребывающих в районе граждан также могут быть инвалиды. Ежемесячно в районе на инвалидность оформляются все новые граждане, потерявшие здоровье. Весь круг инвалидов определить невозможно. Кроме того, состояние здоровья, отсутствие юридического образования и несовершеннолетний возраст детей-инвалидов при факте не обращения в суд до настоящего времени также являются уважительными причинами, по которым они сами не могут обратиться в суд. Просил суд обязать отдел образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2» произвести необходимые действия по предоставлению допуска инвалидам в здание, расположенное по адресу: <адрес>. Построить на входе приспособления для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках. Представитель истца – помощник прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Короткова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика Садов С.А., директор МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, каких либо возражений по поводу иска не представил. Представитель ответчика, отдела образования администрации МО «Новосергиевский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, каких либо возражений по поводу иска не представил. Выслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в интересах гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. На основании п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утв. Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. №74\51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1996г. №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Для обеспечения доступности объектов маломобильными группами населения и инвалидами-колясочниками устанавливаются поручни вдоль обеих сторон пандусов. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования". Согласно материалам дела ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что по адресу: <адрес> находится здание отдела образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2». Вход в здание не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещение инвалидов. Суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора. С ответчика подлежат взысканию в доход государства расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, 233 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к отделу образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2» о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа – удовлетворить. Обязать отдел образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» и МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №2» произвести действия по предоставлению допуска инвалидам в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем устроения на входе приспособления для маломобильных групп посетителей – пандуса для подъезда на инвалидных колясках с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" в месячный срок по вступлении данного решения в законную силу. Взыскать с отдела образования администрации Муниципального образования «Новосергиевский район» в доход Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2011 года. Председательствующий