Гр. Дело № 2-540 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Новосергиевка 10 ноября 2011 года. Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Кротова Ю.А., с участием помощника прокурора Новосергиевского района Коротковой Е.И., при секретаре Ерофеевой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Комплексный Центр социального обслуживания населения о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области Бродский С.И. обратился в Новосергиевский районный суд Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному учреждению Комплексный Центр социального обслуживания населения о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа, указав, что прокуратурой Новосергиевского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и соблюдения их конституционных прав на охрану здоровья, на труд и свободу передвижения в Новосергиевском районе. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет средств других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства В ходе поверки прокуратурой района установлено, что вход в здание Муниципального учреждения Комплексный Центр социального обслуживания населения не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, нет ни пандусов для подъезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещение инвалидов. На основании п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утв. Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999г. №74\51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 1996г. №1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других моломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участников или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство. Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Согласно приложению А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильные группы населения (далее - МГН). В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Помещения, где могут находится инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подземные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. В соответствии со ст.ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст.ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Заявление в интересах гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В Новосергиевском районе проживают инвалиды, в том числе и дети-инвалиды. Среди временно пребывающих в районе граждан также могут быть инвалиды. Ежемесячно в районе на инвалидность оформляются все новые граждане, потерявшие здоровье. Весь круг инвалидов определить невозможно. Кроме того, состояние здоровья, отсутствие юридического образования и несовершеннолетний возраст детей-инвалидов при факте необращения в суд до настоящего времени также являются уважительными причинами, по которым они сами не могут обратиться в суд. Просил суд обязать Муниципальное учреждение Комплексный Центр социального обслуживания населения произвести необходимые действия по предоставлению допуска инвалидам в здание, расположенное по адресу: <адрес>. Построить на входе приспособления для маломобильных посетителей – пандус для подъезда на инвалидных колясках. Представитель истца – помощник прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Короткова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика Попова З.Н., директор МУ КЦСО, действующая на основании Устава, в судебном заседании заявила о согласии с иском прокурора в полном объеме, не возражала против удовлетворения требований судом. Судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ч.3 ГПК РФ. Они понятны. Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. С ответчика подлежат взысканию в доход государства расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению Комплексный Центр социального обслуживания населения о понуждении к совершению действий по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа – удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение Комплексный Центр социального обслуживания населения произвести действия по предоставлению допуска инвалидам в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем устроения на входе приспособления для маломобильных групп посетителей – пандуса для подъезда на инвалидных колясках с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" в месячный срок по вступлении данного решения в законную силу. Взыскать с Муниципального учреждения Комплексный Центр социального обслуживания населения в доход Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд в течение 10 дней, со дня его вынесения. Председательствующий