№2-571/2011 решение по иску прокурора к поссовету о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Новосергиевка 24 октября 2011 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Карякина Е.А.

с участием представителя истца - помощника прокурора Новосергиевского района Коротковой Е.И., представителя ответчика – Кулешова Н.И.,

при секретаре Миморовой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области Бродский С.И. обратился в Новосергиевский районный суд Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района, обязании Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, с данной целью определить орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции установлено, что Советом депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района не исполняются требования федерального законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, в частности не исполняются требования, изложенные в ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Так, до настоящего времени Советом депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района не определен орган, ответственный за проведение антикоррупционной деятельности принимаемых проектов нормативных правовых актов, не возложены обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц, не производится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, соответствующее положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не принято.

За период с 02.08.2009 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») и до настоящего времени Советом депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района принимаются нормативно-правовые акты в целях реализации своих полномочий по разрешению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом ни по одному из проектов не проведена антикоррупционная экспертиза.

Отсутствие деятельности Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов существенным образом нарушает требования федерального законодательства и влечет принятие правовых актов, которые могут создавать условия для коррупционных проявлений в различных сферах правоприменения, в том числе при прохождении муниципальной службы, при распоряжении муниципальным имуществом, в вопросах землепользования и застройки, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции, направленных на защиту прав и интересов граждан РФ, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области – специалист администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области Кулешов Н.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что решением . от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области утверждено Положение «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов муниципального образования Новосергиевский поссовет», данное положение обнародовано в установленном Уставом МО порядке и вступило в силу, контроль за его исполнением возложен на конкретное должностное лицо. Исковое заявление направлено прокурором в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда положение уже было принято и начало действовать. Таким образом, отсутствует незаконное бездействие Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет, поскольку указанное положение исполняется.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Новосергиевского района по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно п. 2 ст. 1 данного Закона - противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О противодействии коррупции"). Статья 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Согласно ст. 3 данного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 года, определяет основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с которой эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении. Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 3, Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона коррупциогенными факторами являются положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

Системное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами, организациями и их должностными лицами при их принятии в силу закона.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ в полномочия Совета депутатов муниципального образования входит издание в пределах своих полномочий нормативных правовых актов.

Как установлено в судебном заседании решением . от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Положение «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов муниципального образования Новосергиевский поссовет» (далее - Положение). Положение обнародовано в установленном Уставом МО порядке и вступило в силу. Исковое заявление направлено прокурором в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент, когда Положение уже было принято надлежащим органом и вступило в силу.

Материалов прокурорских проверок и иных доказательств, подтверждающих факт незаконного бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района истцом, несмотря на разъяснение ему ст. 56 ГПК РФ не представлено. Положение соответствует требованиям вышеперечисленных федеральных законов и постановления Правительства.

Суд не может согласиться с доводами представителя истца о том, что имеет место незаконное бездействие Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет, поскольку указанное Положение принято и исполняется, назначены должностные лица, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, возложены обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на конкретных должностных лиц.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Новосергиевского района не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Новосергиевского района, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, об обязании Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Карякин

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2011 года.

Председательствующий Е.А. Карякин