Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Новосергиевка 24 октября 2011 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Карякина Е.А. с участием представителя истца - помощника прокурора Новосергиевского района Коротковой Е.И., представителя ответчика Домахиной И.В., при секретаре Миморовой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области Бродский С.И. обратился в Новосергиевский районный суд Оренбургской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района, обязании Совета депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, с данной целью определить орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Новосергиевского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции установлено, что Советом депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района не исполняются требования федерального законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, в частности не исполняются требования, изложенные в ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, до настоящего времени Советом депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района не определен орган, ответственный за проведение антикоррупционной деятельности принимаемых проектов нормативных правовых актов, не возложены обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц, не производится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, соответствующее положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не принято. За период с 02.08.2009 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») и до настоящего времени Советом депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района принимаются нормативно-правовые акты в целях реализации своих полномочий по разрешению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом ни по одному из проектов не проведена антикоррупционная экспертиза. Отсутствие деятельности Совета депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов существенным образом нарушает требования федерального законодательства и влечет принятие правовых актов, которые могут создавать условия для коррупционных проявлений в различных сферах правоприменения, в том числе при прохождении муниципальной службы, при распоряжении муниципальным имуществом, в вопросах землепользования и застройки, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции, направленных на защиту прав и интересов граждан РФ, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Представитель ответчика Совета депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области – Домахина И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что антикоррупционную экспертизу принимаемых Советом депутатов нормативно-правовых актов осуществляет прокуратура Новосергиевского района в соответствии с Законом «О прокуратуре в РФ». Все проекты нормативно-правовых актов направляются для этого в прокуратуру Новосергиевского района. Кроме того указала, что нелогичным было бы осуществлять антикоррупционную экспертизу принимаемых Советом депутатов нормативно-правовых актов, силами Совета депутатов, поскольку утрачивается принцип объективности. Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Новосергиевского района по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Согласно п. 2 ст. 1 данного Закона - противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О противодействии коррупции"). Статья 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Согласно ст. 3 данного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 26.02.2010 года, определяет основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с которой эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении. Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 3, Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона коррупциогенными факторами являются положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); Системное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами, организациями и их должностными лицами при их принятии в силу закона. В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Согласно Уставу муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области 06.12.2005 года № 3/1-р.С. в полномочия Совета депутатов муниципального образования входит издание в пределах своих полномочий правовых актов. Председателем Совета депутатов и главой МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области является Компанеец Д.А. Как установлено в судебном заседании Советом депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области допущены нарушения требований ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно - Советом депутатов МО Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области не проводятся антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, не определен орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и не возложены обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц. Суд не может согласиться с доводами представителями ответчика о том, что антикоррупционную экспертизу принимаемых Советом депутатов нормативно-правовых актов осуществляет прокуратура Новосергиевского района в соответствии с Законом «О прокуратуре в РФ», а также о том, что осуществление антикоррупционной экспертизы, принимаемых Советом депутатов нормативно-правовых актов, силами Совета депутатов нарушает принцип объективности, поскольку указанный порядок прямо предусмотрен законом. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Нормами ст.ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В соответствии с чч.1, 4 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009г. N172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. По делам по исковым заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Обращаясь в суд с настоящим заявлением, прокурор Новосергиевского района действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством. Противодействие коррупции является Национальной стратегией, меры по реализации которой отражены в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период. Соответственно, противодействие коррупции является общенациональной задачей, обязательной для всех федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции. При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Новосергиевского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Новосергиевского района - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области. Обязать Совет депутатов муниципального образования Герасимовский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Е.А. Карякин Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2011 года. Председательствующий Е.А. Карякин