Дело № 2- 11 /2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П.Новосергиевка 17 января 2012 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: Председательствующего судьи Андреевой Л.Ф. При секретаре Пузиной О.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Беляновой Т.Б. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Новосергиевскому району о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. установил: Белянова Т.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосергиевскому району Оренбургской области о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, обязании назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указала, что решением комиссии в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа работы 25 лет. Ей не были засчитаны в стаж периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 месяц 27 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 26 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 13 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дней), а всего 4 месяца 4 дня, когда она находилась на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ООО «**» ( 5 лет 6 месяцев 17 дней. С решением комиссии она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в данные периоды ее работа была связана с осуществлением лечебной деятельности. Ссылаясь на нормы законодательства, полагая, что у нее имеется необходимый стаж с учетом спорного периода, просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить период прохождения курсов повышения квалификации и работы в ООО «**» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи осуществлением медицинской деятельности, и возложить обязанность назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истица Белянова Т.Б. предъявленные требования поддержала полностью по мотивам и основаниям, изложенным в иске, просит удовлетворить в полном объеме, при этом уточнив лишь дату обращения за назначением пенсии – ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика- по доверенности- Добрынина Т.А. требования не признала. Ею представлены суду письменные возражения, подписанные начальником, и которые были изложены и поддержаны в судебном заседании. При этом указано, что обязательным условием назначения пенсии на льготных условиях лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, является работа в учреждениях здравоохранения. Работа истицы в ООО «**» не может быть зачтена, поскольку в номенклатуру учреждений здравоохранения ООО не включены. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации обоснованно не включены в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года. Также работодателем ООО «**» этот период в сведениях о страховом стаже, предоставляемых на застрахованных в пенсионные органы, указаны индивидуальные сведения о Беляновой Т.Б. без кода льготы.В иске просят отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 - 60 лет лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Как усматривается из Решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Новосергиевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, Беляновой Т.Б. не были засчитаны в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 месяц 27 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 26 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 13 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дней), а всего 4 месяца 4 дня, когда она находилась на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в ООО «**» ( 5 лет 6 месяцев 17 дней). В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005года N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из трудовой книжки истца усматривается, что Белянова Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ была принята зубным врачом в <адрес> районную больницу. Освобождена от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию и ДД.ММ.ГГГГ принята на должность врача-ортопеда в ООО «**». Из искового заявления и объяснений истца в судебном заседании следует, что в спорные периоды ею осуществлялась лечебная деятельность, она полностью исполняла обязанности зубного врача как в Новосергиевской ЦРБ, так и в ООО «**», ее обязанности в течение всей продолжительности трудового стажа, независимо от места работы, не менялись, она, как выполняла обязанности зубного врача в районной больнице, так и продолжает их выполнять в настоящее время в ООО «**». Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными в справке МУЗ «**» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Белянова Т.Б. работала зубным врачом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно лицевым счетам по заработной плате за 1987г. - 2006 г. производилась оплата труда из расчета 1 ставки. За указанный период работы имели место курсы повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением заработной платы. О том, что Белянова Т.Б. имеет медицинское образование свидетельствует ее диплом № об окончании Оренбургского медицинского училища в ДД.ММ.ГГГГ по специальности «зубоврачебная» и присвоении квалификации «зубной врач». Подтверждением тому, что Белянова Т.Б. находилась на курсах повышения квалификации, ею представлено свидетельство №, которое является приложение к диплому №, и где отражены сведения о прохождении повышения квалификации, как зубного врача, с циклами специализации и усовершенствования «зубные врачи», «стоматологическая помощь населению», «тематическое усовершенствование по ортопедии». В подтверждение доводов истицы, что ее должностные обязанности в ООО «**» не изменились, она представила суду свидетельство о повышении квалификации, согласно которому как зубной врач Белянова Т.Б. повышала свою квалификацию в ГОУ ДПО «Липецкий центр повышения квалификации специалистов» по циклу «Стоматологическая помощь населению» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Должностная инструкция зубного врача ООО «**» содержит обязанности по осуществлению диагностики и лечению заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области, подготавливает стоматологическое оборудование к работе, осуществляет контроль его исправности, правильности его эксплуатации, проводит обследование зубов, проводит обучение, осуществляет уход за больными с повреждениями челюстно-лицевой области, осуществляет диагностику, профилактику, оказывает первую стоматологическую помощь, проводит анестезию, обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, асептики и антисептики, выполняет требования инфекционного контроля в стоматологическом отделении, получает, хранит и использует лекарственные средства, стоматологические материалы и инструменты, оформляет, установленную органами здравоохранения РФ медицинскую документацию, проводит санитарно-просветительную работы, направленную на гигиеническое воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни, профилактику стоматологических заболеваний. Предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, за ошибки в проведении лечебных мероприятий, повлекшие тяжелые последствия для пациента- в пределах действующего административного, гражданского и уголовного законодательства РФ. Данная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 N 18247). Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец Белянова Т.Б. работала зубным врачом в ООО «**», не был включен в ее специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы для назначения данного вида досрочной пенсии. В указанных Списках поименованы должности среднего медицинского персонала и учреждения, работа в которых дает право на назначение указанной пенсии досрочно, а также врачи-специалисты всех наименований, и в Правилах определен порядок исчисления стажа в льготном порядке в некоторых подразделениях учреждений здравоохранения. Данный список действительно не содержит наименование «общество». В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами - права на трудовые пенсии" разъяснено: необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Общество с ограниченной ответственностью «**» согласно Уставу, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ, по существу представляет собой медицинское учреждение - стоматологическую поликлинику, предметом и целью деятельности которого является лечение, протезирование, зуботехнические работы. Как следует из лицензии № ЛО-56-01-000151 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения Оренбургской области, ООО «**» получила право на осуществление медицинской деятельности, а именно на работы ( услуги), выполняемые: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по : рентгенологии; сестринскому делу; стоматологии; стоматологии ортопедической; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: стоматологии терапевтической; стоматологии ортопедической. Суд приходит к выводу, что, поскольку для включения в стаж работы не имеет значения правовая форма юридического лица - предприятие, общество, кооператив или учреждение, назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. В соответствии с положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом. Согласно ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статьей 28 названного Закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. В силу подпункта 11 пункта 1 указанной статьи трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О трудовых пенсиях" Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 п. 1 ст. 27). Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. При этом, Список от 6 сентября 1991 г. N 464 состоял всего из двух пунктов и предусматривал перечень (не конкретный, а в общем плане) профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В п. 1 были названы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В п. 2 назывались врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Таким образом, согласно указанному Списку право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях. Понятие "учреждение" раскрывается в гражданском законодательстве, а применительно к медицинским учреждениям, - также и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ст. 12).( утратили законную силу с 1 января 2012 года). Указанные Основы устанавливали, что медицинские учреждения обязательно должны являться юридическими лицами. Термин "учреждение здравоохранения" применим ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, что следует из положений ст. 14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", производится на общих основаниях, при этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными (п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"). Поскольку ООО "**" фактически является лечебным учреждением, так как осуществляет деятельность по охране здоровья населения, относится к частной системе здравоохранения. То обстоятельство, что ООО относится к системе здравоохранения подтверждено его Уставом, согласно которому Общество в области здравоохранения осуществляет лечебно-профилактическую деятельность по охране здоровья населения. Для лечебно-профилактических учреждений, образованных до 8 декабря 1994 г. (дата введения в действие гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ), статус учреждения подтверждается уставом, а образованных после этой даты - на основании сведений о государственной регистрации. ООО «**» как юридическое лицо внесено в Единый государственный реестр юридических лиц до 1 июля 2002 года, что подтверждается Свидетельством. Как следует из материалов дела, спорными периодами для досрочного назначения пенсии Беляновой Т.Б. являются периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача-ортопеда ООО "**". Сведения о данной работе подтверждаются трудовой книжкой, и что не оспаривается ответчиком. Согласно ст.2 ФЗ « ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, вступившего в законную силу с 1 января 2012 года, 11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность; 13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность; 15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения; 21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Данные разъяснения как в части медицинского учреждения, так и медицинского работника ( врача) и его деятельности, полностью опровергают доводы ответчика, что ООО «**» не является учреждением здравоохранения, и подтверждают доводы истца о наличии у нее права льготного пенсионного обеспечения. Представленные доказательства подтверждают с достоверностью факт работы истца в спорные периоды, выполнение которой было сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Факт того, что истица состоит в трудовых отношениях с ООО «**», занимает должность врача, которая предусмотрена Списком, исполнение ею трудовых обязанностей, предполагает соблюдение специальных условий труда, режима работы и выполнение определенной нагрузки, нашло подтверждение и ответчиком не оспаривается. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п.п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П). Сходная позиция изложена в Определении Конституционного Суда от 6 декабря 2001 года N 310-О. Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию. С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения. Поэтому право Беляновой Т.Б. на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений... от 29 октября 2002 года N 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе "Наименование учреждений" данного Списка... такого наименования как ("общество"), не может служить основанием к отказу в иске. Представитель ответчика выражает свое несогласие с включением в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 месяц 27 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 26 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 13 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дней), ссылаясь на разъяснения N 5 от 22.05.1996 года и п. 5 Правил N 516. Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516. В силу п. 3 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пунктом 5 указанных Правил среди периодов, которые не включаются в стаж работы, периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации не поименованы. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Статьей 54 Основ РФ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп.) установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической лечебной деятельности после подтверждения своей квалификации на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и ассоциаций, и должны подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании указанного положения медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат. Повышение квалификации является как для медицинского работника, так для работодателя, и правом, и обязанностью. Ранее действующим Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 г., предусматривалось включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности. В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем подлежат включению в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации. Отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ ответчиком не оспаривалось, напротив, им представлены сведения об уплате таковых как по первому, так и второму месту работы Беляновой Т.Б. Также не могут быть признаны правильными доводы представителя ответчика об отказе включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы Беляновой Т.Б. в ООО по тому мотиву, что этот период в сведениях о страховом стаже, предоставляемых на застрахованных в пенсионные органы, ООО указало индивидуальные сведения о Беляновой Т.Б. без кода льготы. В ходе судебного разбирательства установлено, что Белянова Т.Б. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, за нее уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 9-П от 10 июля 2007 года, неуплата страхователем в установленный срок либо уплата не в полном размере страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Тем более, не может служить основанием для ограничения в праве на получение пенсии отсутствие в сведениях персонифицированного учета, предоставляемых работодателем, данных о выполняемой работе как о периоде деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии. Поскольку на момент обращения Беляновой Т.Б. за назначением пенсии, а именно на 27 сентября 2011 года, необходимый стаж в соответствии со ст. 27 п. 1 п. п. 20 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" у нее имелся, суд приходит к выводу об удовлетворении ее требований. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Беляновой Т.Б. удовлетворить. Признать незаконным Решение начальника ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении Беляновой Т.Б. досрочной трудовой пенсии по старости по ее обращению от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации засчитать Беляновой Т.Б. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды ее работы: в должности зубного врача МУЗ «**» : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 месяц 27 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 26 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 13 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 28 дней), когда она находилась на курсах повышения квалификации; в должности врача-ортопеда в ООО «**» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосергиевском районе Оренбургской области назначить Беляновой Т.Б. досрочную трудовую пенсию по основаниям пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента ее обращения за указанной пенсией- с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 30 дней со дня вынесения его в окончательной форме. Судья Л.Ф.Андреева Решение в окончательной форме вынесено 23 января 2012 года. Судья Л.Ф.Андреева