Дело № 2-165/ 2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П.Новосергиевка 25 апреля 2012 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Л.Ф. при секретаре Пузиной О.В. с участием представителя истца- зам.прокурора Лупандина Н.Г. представителя ответчика- главы администрации Сыврачева М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Среднеуранский сельсовет. УСТАНОВИЛ: Прокурор Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО Среднеуранский сельсовет. В обоснование требований указано, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС) на территории муниципального образования Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района (далее МО Среднеуранский сельсовет), которой выявлено следующее. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ГТС - шлюз на реке <адрес> принадлежит на праве собственности МО Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района. Основное назначение ГТС для пропуска паводка, а также оно используется для мелиорации земель. В соответствии с преамбулой и статьями 3,9,15,17-20 закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. №117-ФЗ (в действующей редакции) он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации гидротехнических сооружений (далее по тексту - ГТС), устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС. Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены: - обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте; - обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, - развитие систем контроля за состоянием ГТС; - своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности; - обеспечение проведения регулярных обследований ГТС; -создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для - организация эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; -осуществление по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; - финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его Статьей 10 вышеуказанного закона установлено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации ГТС, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник ГТС или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности ГТС. Декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством. В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а также пунктов 2.3, 2.14, 2.26, 3.4.2.15, 5.1, 11.1 «Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» -ПБ 03-438-02 (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002г. №6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002г. регистрационный N3372), «Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта ГТС» (утверждены постановлением Госгортехнадзора от 02.06.1998г.), администрацией МО Среднеуранский сельсовет, допущены отступления от требований законодательства. Права и свободы человека и гражданина (в том числе право на жизнь), являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности (статьи 2, 20, Конституции РФ). В соответствии со статьями 2, 9, 19, 42, 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности. Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства нарушает интересы Российской Федерации как собственника природных ресурсов. Кроме того, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц пребывающих на территории МО Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чем нарушаются требования статьи 14 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №69-ФЗ). Пункт 1 части 1 статьи 22 Гражданско-процессуального кодекса РФ от 14.11.2002г. №138-Ф3 к подведомственности судов общей юрисдикции отнес дела с участием органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании изложенного, руководствуясь статьями 45, 254 ГПК РФ, просил: 1. Признать незаконным бездействие администрации МО Среднеуранский сельсовет Новосергиевского район по невыполнению мероприятий и обязать администрацию МО Среднеуранский сельсовет в срок до 1 мая 2012 года принять меры к выполнению выявленных нарушений, направленных на: -разработку паспорта ГТС; -разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУМЧС России по Оренбургской области; -согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета -разработку плана ликвидации аварий на ГТС; -создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной -издание приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС; -разработку правил технической эксплуатации ГТС; -обучение персонала осуществляющего эксплуатацию ГТС; -ведение эксплуатационной документации служебной эксплуатации: - организацию своевременного, ведения натурных наблюдений (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. В судебном заседании представитель прокуратуры Лупандин Н.Г. требования поддержал, но при этом просил предоставить срок для устранения нарушений до 1 июня 2013 года с учетом большого объема, требующего не только времени, но и финансовых затрат. Представитель администрации МО Среднеуранский сельсовет- глава администрации Сыврачев М.В. в отношении указанных требований возражений не заявил, но при этом сослался лишь на отсутствие финансирования и невозможности внесения изменений в бюджет на 2012 год по всем пунктам, но работа велась и ведется, и будут приниматься все меры для устранения нарушений. Также просит срок предоставить в пределах одного года, указывая, что те мероприятия, которые следует выполнить, в настоящий момент не создают угрозы. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению. Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ МО Среднеуранский сельсовет является собственником Шлюза на <адрес>. Обязанность по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, возлагается на собственника в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". Бездействие администрации, которое выявлено в результате проверки, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей. Отсутствие в бюджете средств на выполнение мероприятий по безопасности не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО Среднеуранский сельсовет- удовлетворить. Признать незаконным бездействие МО Среднеуранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения- шлюза на <адрес>. Обязать МО Среднеранский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в срок до 1 июня 2013 года выполнить мероприятия, направленные на выполнение требований по обеспечению безопасности ГТС- шлюза на <адрес>: -разработку паспорта ГТС; -разработку и согласование декларации безопасности ГТС с ГУМЧС России по Оренбургской области; -согласование с МЧС и утверждение Правительством области расчета -разработку плана ликвидации аварий на ГТС; -создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной -издание приказа о назначении ответственных лиц за безопасность ГТС; -разработку правил технической эксплуатации ГТС; -обучение персонала осуществляющего эксплуатацию ГТС; -ведение эксплуатационной документации служебной эксплуатации: - организацию своевременного, ведения натурных наблюдений (мониторинга) за фактическим состоянием ГТС, позволяющим выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения и выполнять мероприятия для их ликвидации. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения. Председательствующий Л.Ф.Андреева
оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их
состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников,
обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.
природных и техногенных воздействий;
ликвидации аварии ГТС;
безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий
аварий ГТС.
вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических
лиц, имуществу физических и юридических лиц;
чрезвычайной ситуации;
вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических
лиц, имуществу физических и юридических лиц;
чрезвычайной ситуации;