№2-408/2012 решение по иску прокурора в интересах Мрясовой С.М. к администрации района об обеспечении вне очереди жилой площадью (вступило в законную силу 04.09.2012 г.)



Дело 2-408/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Новосергиевка. 30 июля 2012 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Кротова Ю.А.,

при секретаре Ерофеевой Д.В.,

при участии заместителя прокурора Скок А.В., представителя ответчика Евстратовой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района в интересах Мрясовой С.М. к администрации Муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Новосергиевского района обратился в суд с иском в интересах Мрясовой С.М. к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просил суд обязать администрацию МО Новосергиевский район предоставить Мрясовой С.М. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.

При рассмотрении дела по существу прокурор уточнил исковые требования в части мотивации заявления, просил суд обязать администрацию муниципального образования «Новосергиевский район» Оренбургской области предоставить Мрясовой С.М. благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления по договору социального найма, за счет средств бюджета Оренбургской области.

В обосновании заявленных требований указал, что Новосергиевской прокуратурой в целях исполнения соблюдения требований Федерального закона №159-ФЗ от 12.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проведения проверки было установлено следующее: Мрясова С.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения имела статус сироты, так как её мать К. и отец М. решением Новосергиевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Распоряжением главы администрации Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ определена в <адрес> для детей сирот, состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО «Новосергиевский район» по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мрясова С.М. по статусу является ребенком, оставшимся без попечения родителей. После исполнения 18 лет ей в нарушение требований жилищного законодательства, жилое помещение предоставлено не было.

Согласно п.2 ч,2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил. Администраций Муниципального образования «Новосергиевский район» Оренбургской области в отношении Мрясовой С.М. такая обязанность не выполнена.

В судебном заседании прокурор Скок А.В. поддержал заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Мрясова С.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежащим образом извещена. Ею было представлено письменное заявление, в котором поддержала заявленные требования, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель администрации МО «Новосергиевский район» Евстратова Т.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать и пояснила, что законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан", ст. 2 полномочия по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет переданы органам местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Среди причин, затрудняющих выполнение переданных на уровень муниципалитета полномочий по обеспечению детей-сирот жильем, является непомерно высокая стоимость метра жилья на рынке по сравнению с размером, определенным законодательством. Так, стоимость 1 кв. м жилой площади, установленная приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 299 «О нормативе стоимости одного

квадратного метра общей площади на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года», по Оренбургской области составляла 27 600 рублей. Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 19 октября 2011 года № 1015-п начальная цена контракта должна формироваться с применением понижающего коэффициента 0,7, а это составляет 19 320 рублей вместо 27600 рублей, и только при признании торгов несостоявшимися при повторном размещении заказа цена жилья формируется без корректирующего коэффициента. Администрация МО Новосергиевский район приобрела двухкомнатную квартиру по адресу <адрес>. Секретарем жилищной комиссии К-ой информация о возможном предоставлении жилья была доведена Мрясовой С.М., а через месяц доводили информацию путем рассылки уведомлений. Мрясовой С.М. жилье было предложено путем отправки уведомления. Однако Мрясова С.М. ничего не ответила на это уведомление, в предоставленное жилье не вселилась. Требования прокуратуры не могут подлежать удовлетворению, поскольку свободное жилье у муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области имелось и было предложено истцу. Однако истец не изъявил желание на вселение, а вселение возможно только в добровольном порядке путем подписания социального найма, понуждение к заключению договору запрещено действующим законодательством.

Третье лицо - Правительство Оренбургской области надлежащим образом уведомлено о времени месте рассмотрения дела, представили в суд ходатайство, согласно которого указали, что Законом Оренбургской области от 29.12.2007 г №1853/389-IV-О3 полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, переданы органам местного самоуправления. С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий. Представление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.

Предоставление жилого помещения Мрясовой С.М. нарушит права других детей, относящихся к данной категории, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше. При этом в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Мрясова С.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>. Согласно паспорту гражданина РФ серии от ДД.ММ.ГГГГ Мрясова С.М. нигде не зарегистрирована. Закрепленного жилья Мрясова С.М. не имеет. Согласно распоряжения Администрации МО «Новосергиевский район» Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на льготную очередь для получения жилья», Мрясова С.М. поставлена на льготную очередь для получения жилья при администрации Новосергиевского района.

Судом установлено, что Мрясова С.М. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать К. и отец М. решением Новосергиевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав. Распоряжением главы администрации Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ определена в <адрес> школу-интернат для детей сирот, состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО «Новосергиевский район» по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.8 закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.6 закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» от 29.12.2007 года: финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями.

Законом Оренбургской области о предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилого фонда Оренбургской области от 13.07.2007 г., установлено, что одиноко проживающим гражданам жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются в размере 33 кв. метра общей площади жилья.

Пунктом 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил.

Обязанность обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится и Мрясова С.М., является расходным обязательством субъекта РФ, финансируемым за счет средств бюджета области.

Статьями 1,2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389 – IV – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственным полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Таким образом, законодательством Российской Федерации обязанность обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления по достижению ими совершеннолетии и окончания обучения либо службы в рядах Вооруженных сил возложена на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации и субъекта Оренбургской области на Администрацию Муниципального образования – Новосергиевский район Оренбургской области возложена обязанность по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших совершеннолетия после окончания пребывания в образовательном учреждении всех видов профессионального образования.

Мрясова С.М. – ребенок, оставшийся без попечения родителей по достижению совершеннолетия и окончании обучения была поставлена на соответствующий учет для получения жилья, отвечающего социальным нормам Администрацией МО «Новосергиевский район» Оренбургской области, однако, не была обеспечена жильем по месту её жительства и регистрации.

Сама по себе постановка на учет не может расцениваться как исполнение обязанности по обеспечению жильем.

Указанное Правительством Оренбургской области обстоятельство о том, что в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий, не свидетельствует о реальном исполнении Правительством своих обязательств и в силу этого не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом вопрос о предоставлении Мрясовой С.М. жилья не решен, что нарушает её право на получение жилья вне очереди. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении на ответчика – Администрацию МО «Новосергиевский район» Оренбургской области обязанности обеспечить Мрясову С.М. жильем не ниже социальной нормы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

иск прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах Мрясовой С.М. к Администрации Муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Новосергиевский район» Оренбургской области предоставить Мрясовой С.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления по договору социального найма, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 03..2012 года.

Председательствующий