Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Новосергиевка 13 августа 2012 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Карякина Е.А. при секретаре Миморовой С.А., с участием представителя истца – заместителя прокурора Новосергиевского района Лупандина Н.Г., представителя ответчика - администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области Евстратовой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о признании действия (бездействия) администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился с вышеуказанным иском к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области. В заявлении указал, что прокуратурой Новосергиевского района в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении администрацией муниципального образования «Новосергиевский район» контрольно-надзорных мероприятий. В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии со Сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, на основании распоряжения главы администрации района № 1 от 19.01.2012 г. органом муниципального контроля проведена проверка соблюдения земельного законодательства в деятельности КФХ «**». При проведении проверки должностными лицами администрации допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон). В соответствии со ст. 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа муниципального контроля. В распоряжении руководителя в обязательном порядке указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности. Изучение материалов проверки в отношении КФХ «**» показало, что требования ст. 14 Закона не соблюдены, в распоряжении не указано место нахождения КФХ или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности. Согласно Сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2012 год и распоряжения № 1 от 19.01.2012 г. проверка является выездной. Однако, в нарушении требований ч. 2 ст. 12 Закона, проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности КФХ «**» проведена не по месту нахождения юридического лица или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, или по месту фактического осуществления их деятельности. Проверка проведена по месту нахождения органа муниципального контроля. Также, в нарушении требований ч. 9, 11 ст. 16 Закона, в акте проверки отсутствуют сведения о внесении записи в журнал учета проверок, либо об отсутствии данного журнала. В связи с тем, что несоблюдение должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, требований законодательства о государственном и муниципальном контроле недопустимо в работе администрации Новосергиевского района и привело к нарушению прав КФХ «**», прокуратурой района 10.04.2012 г. в адрес главы администрации муниципального образования «Новосергиевский район» внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства о государственном и муниципальном контроле. Администрация муниципального образования «Новосергиевский район», вопреки законному требованию прокурора, изложенном в представлении, направленному на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, в нарушение ст.ст. 6, 22, 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», конкретных мер по восстановлению нарушенных прав КФХ «**» не приняла. Просил признать незаконным действие (бездействие) администрации муниципального образования «Новосергиевский район», выразившееся в неудовлетворении законных требований прокурора, направленных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности; Обязать администрацию муниципального образования «Новосергиевский район» устранить нарушения требований ст.ст. 12,14,16 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Новосергиевского района Лупандин Н.Г. поддержал исковые требования прокурора, просила суд их удовлетворить, дал объяснения, аналогичные содержанию заявлению прокурора. В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области Евстратова Т.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что при проведении плановой проверки, предусмотренной Сводным планом, действия органа муниципального контроля осуществлялись согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ, форма которого была утверждена Положением о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Новосергиевский район, утвержденное решением Совета депутатов от 31.03.2010 г. № 34/9 р.С. Сама типовая форма данного распоряжения была разработана и утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. N 532, что по срокам позднее уже ранее утвержденной представительным органом власти. Учитывая, что для КФХ «**», созданного ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусмотрена возможность сохранения статуса юридического лица на период до 1 января 2013 г., следует, что в распоряжении руководителя о проверке необходимо было бы указать наименование юридического лица и его местонахождение. В регистрационных данных КФХ «**» по данным Центра обработки данных ЕГРЮЛ, значится адрес: <адрес>, где фактически расположен индивидуальный жилой дом на земельном участке мерой <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № с разрешенным использованием для индивидуально-жилого строительства из земель населенного пункта, согласно официальным данным публичной карты Росреестра, но никак ни местонахождение юридического лица. Целью проверки муниципального контроля являлось соблюдение требований земельного законодательства из земель населенных пунктов, на которых осуществлялась деятельность КФХ «**», а не местожительство руководителя КФХ. По адресу, который отражен в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц, утвержденным согласно ст. 9 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по которому планировалась проверка: <адрес>, расположенные объекты недвижимости и земельный участок КФХ «**» на момент проверки были отчуждены третьему лицу. В соответствии со ст.ст. 5, 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, а государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. В силу же ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Местом первичной госрегистрации по сведениям об образовании юридического лица являлась администрация Новосергиевского района Оренбургской области, по данным МИФНС России по данным ЦОД (стр. 1 Раздел Сведения об образовании юрлица, 2 строка). В связи с этим проверка была проведена без выезда, в помещении администрации Новосергиевского района по адресу: <адрес>. Заявлений и жалоб от жильцов дома по адресу: <адрес> невозможности проведения по данному адресу проверки земельного законодательства в деятельности КФХ «**» в администрацию Новосергиевского района не поступало. При таких обстоятельствах администрация Новосергиевского района, считая, что права КФХ «**» не нарушены, не согласилась с позицией прокуратуры о том, что выявленные ей недостатки, способны каким-то образом повлиять на права и законные интересы КФХ «**» и данная информация в виде результатов рассмотрения представления от ДД.ММ.ГГГГ № была направлена в адрес прокурора. Полагают, что внесение исправлений в документ по которому уже осуществлена проверка, не предусмотрено действующим законодательством. В акте проверки действительно не отражена информация об отметке в Журнале учета проверок КФХ «**», либо об отсутствии данного журнала у проверяемого КФХ «**». Глава КФХ «**» заверил проверяющих, что Журнал учета проверок у проверяемого юридического лица есть, но фактически Журнал учета проверок проверяющим представлен не был, соответственно запись в него внести не представилось возможным. Проверяемое лицо КФХ «**», в интересах которого подан иск, считает, что его права не нарушены и претензий к ответчику не имеет. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. Судом установлено, что прокуратурой Новосергиевского района в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении администрацией муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» контрольно-надзорных мероприятий. В ходе проведения указанной проверки установлено, что в соответствии со Сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, на основании распоряжения главы администрации Новосергиевского района № 1 от 19.01.2012 г. органом муниципального контроля - администрацией муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства в деятельности КФХ «**». В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа муниципального контроля. В распоряжении руководителя в обязательном порядке указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Согласно чч. 9,11 ст. 16 Закона в журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. Судом установлено, что согласно Сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2012 год и распоряжению о проведении проверки соблюдения земельного законодательства № 1 от 19.01.2012 г. указанная плановая проверка является выездной. Однако, в нарушении требований ч. 2 ст. 12 Закона, проверка соблюдения требований земельного законодательства в деятельности КФХ «**» органом муниципального контроля проведена не по месту нахождения юридического лица или месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, или по месту фактического осуществления их деятельности, а по месту нахождения органа муниципального контроля. В распоряжении о проведении проверки соблюдения земельного законодательства № 1 от 19.01.2012 г. в нарушение требований ст. 14 Закона не указано место нахождения КФХ «**» или место жительства индивидуальных предпринимателей или место фактического осуществления ими деятельности. В нарушение требований чч. 9, 11 ст. 16 Закона, в Акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о внесении записи в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо об отсутствии данного журнала. Таким образом, судом установлено несоблюдение должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые могут привести к нарушению прав КФХ «**», гарантированных законодателем. В силу ч.ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Судом установлено, что прокурором Новосергиевского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования «Новосергиевский район» внесено представление с требованием об устранении допущенных нарушений законодательства о государственном и муниципальном контроле. Администрация муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» ДД.ММ.ГГГГ направила ответ прокурору Новосергиевского района, в котором указала на факт соблюдения в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в деятельности КФХ «**», на основании распоряжения № 1 от 19.01.2012 г. прав и законных интересов проверяемого лица и отсутствие злоупотреблений со стороны должностными лицами, органов уполномоченных на осуществление муниципального контроля. Таким образом, администрация муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» как орган, уполномоченный на осуществление муниципального контроля, вопреки законному требованию прокурора, направленному на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, в нарушение ст.ст. 6, 22, 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», не приняла конкретных мер по устранению допущенных нарушений Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ходе проведенной проверки соблюдения земельного законодательства в деятельности КФХ «**», а также восстановление нарушенных прав КФХ «**». При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области о признании действия (бездействия) администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области незаконным – удовлетворить. Признать незаконным действие (бездействие) администрации муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области», выразившееся в неудовлетворении законных требований прокурора, направленных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности. Обязать администрацию муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» устранить нарушения требований ч. 2 ст. 12, п. 3 ч. 2 ст. 14, чч. 9,11 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившиеся: 1) в проведении выездной проверки соблюдения земельного законодательства в деятельности КФХ «**» по месту нахождения органа муниципального контроля - администрации муниципального образования «Новосергиевский район Оренбургской области» по адресу: <адрес>; 2) в неуказании в распоряжении главы администрации Новосергиевского района № 1 от 19.01.2012 года о проведении проверки соблюдения земельного законодательства сведений о месте нахождения КФХ «**» или о месте фактического осуществления деятельности КФХ «**»; 3) в неуказании в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ сведений о внесении записи в Журнал учета проверок юридического лица - КФХ «**», проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо об отсутствии данного журнала. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение. Председательствующий Е.А. Карякин Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2012 года Председательствующий Е.А. Карякин