№2-128/2011 решение по иску Новосельского О.А. к ГУ УПФРФ о признании решения незаконным (не вступило в законную силу)



Дело № 2- 128 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

П.Новосергиевка 24 марта 2011 года

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи Андреевой Л.Ф.

При секретаре Пузиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Новосельского О.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения № от 14 января 2011 года незаконным, включении периода прохождения военной службы по призыву, обучения в высшем учебном заведении и работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи осуществлением педагогической деятельности, и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Новосельский О.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес>, указывая, что 12 января 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его педагогический стаж достиг 25 лет и в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», у него возникло право на назначение указанной пенсии. Однако решением № от 14 января 2011 года в удовлетворении заявления было отказано, и не включен в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы с 18 октября 1985 года по 14 ноября 1987 года, а также учеба в педагогическом институте с 2 сентября 1988 года по 4 июня 1992 года, и работа преподавателем ОБЖ в *** средней школе с 15 августа 1992 года по 31 августа 1993 года. Итого 6 лет 10 месяцев 14 дней, что считает незаконным. Ссылаясь на нормы законодательства, полагая, что у него имеется необходимый стаж с учетом спорного периода, просит признать решение № от 14 января 2011 года незаконным, обязать ответчика включить период прохождения военной службы по призыву, учебу в педагогическом институте и работу преподавателем ОБЖ в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, и возложить обязанность назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 12 января 2011 года.

В судебном заседании истец Новосельский О.А. предъявленные требования поддержал полностью по мотивам и основаниям, изложенным в иске, просит удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – ГУ Управления ПФР в <адрес> Герцен Л.А. заявленные исковые требования не признала и суду пояснила, что 12 января 2011 года Новосельский О.А. обратился к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в <адрес> № от 14 января 2011 года на основании представленных документов Новосельскому О.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано, ввиду отсутствия требуемого продолжительности специального стажа- 25 лет. Периоды прохождения Новосельским О.А. военной службы с 18.10.1985г. по 14.11.1987г. и учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте с 02.09.1988г. по 04.06.1992г не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.Данный вывод подтверждается положениями п. 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», где указывается, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Конституционный Суд РФ в определении от 06.03.2003 № 107-О четко изложил конституционно-правовой смысл положений п. 1 и п.2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определив, что работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте могут засчитываться в специальный стаж и после 1 января 2002 года лишь, только если гражданин уже имел необходимый специальный стаж работы в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж. Данная позиция изложена также и в определении от 05.11.2002 г. № 320-О.

Основываясь на данном конституционно-правовом смысле положений п. 1 и п.2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - Министерство труда и социального развития Российской Федерации Постановлением № 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 № 5284) утвердило Разъяснения от 17.10.2003 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - где указывается, что основным условием применения ранее действующего порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ является - полная выработка гражданином (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта необходимого общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Именно в вышеуказанном правовом смысле Конституционным судом РФ в постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. указывается на предполагаемую по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. То есть Конституционным судом РФ в постановлении № 2-П конкретно указывается со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О и на Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70, что за гражданами сохраняются лишь те права, которые они приобрели на основе действующего ранее законодательства.

Что касается включения периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж и учеба в учебном заведении, то согласно пп. «г» п. 1 и п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (далее - Положение № 1397) данное право приобреталось гражданами лишь при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Положение № 1397 в соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года. Соответственно те граждане, которые на момент отмены Положения № 1397 не выработали 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397 - не приобрели права на включение в педагогический стаж периода службы в Вооруженных силах СССР, и учебы в педагогическом институте.

Следовательно, истец, у которого на момент отмены Положения № 1397 педагогический стаж в соответствии с Положением № 1397 ориентировочно составлял 7 лет 9 месяцев 18 дн., при требуемом для назначении пенсии - 25 лет, то есть менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) - не приобрел право на включение периода службы в Вооруженных силах СССР и учебы в педагогический стаж, и соответственно данные периоды были правомерно невключены УПФР в педагогический стаж, так как исходя из вышесказанного, при обращении истца в орган пенсионного обеспечения в период действия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - условия Положения № 1397 не действуют. Суммирование же педстажа, выработанного истцом до 01.10.1993 г. и после - для определения условия о выработке 2/3 педагогического стажа - не предусмотрено законодательством.

Данная позиция подтверждена Верховным судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., где указывается, на необходимость строгого соблюдения условия о механизме зачета времени работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения № 1397 в педагогический стаж, а именно: работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.

Истец претендует на включение периодов работы с 15.08.1992г по 31.08.1993г -работа в должности преподавателя ОБЖ. На момент работы истца в данной должности действовало Постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"». В данных Списках значится военный руководитель, (руководитель допризывной подготовки молодежи). Должность преподаватель ОБЖ не значится. В настоящее время действуют Списки должностей и учреждений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 г №781. В данных Списках предусмотрена должность преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности. Постановлением Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 68 установлено тождество наименования должности "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".Из выше сказанного видно, что должность преподаватель ОБЖ ни в Списках 1991 г № 463 ни в Списках 2002г №781 не значится. Считают, что периоды службы в СА с 18.10.1985г. по 14.11.1987г.; учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте с 02.09.1988г. по 04.06.1992г и работы в должности преподавателя ОБЖ с 5.08.1992г по 31.08.1993г правомерно не засчитаны в стаж, дающий право на льготное назначение трудовой пенсии по старости, и в иске просят отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Новосельского О.А. подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Решением Управления ПФР в <адрес> № от 14 января 2011 года Новосельскому О.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по обращению от 12.01.2011г. отказано из-за отсутствия на дату обращения требуемой продолжительности стажа. Было установлено, что стаж работы Новосельского О.А. составил 18 лет 2 месяца 15 дней, при требуемых 25 лет. При этом был исключен из специального стажа период военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил с 18 октября 1985 года по 14 ноября 1987 года ( 2 г 00 м 26 дн), а также учеба в педагогическом институте с 2 сентября 1988 года по 4 июня 1992 года( 3 г 09 мес.02 дн), и работа преподавателем ОБЖ в Кувайской средней школе с 15 августа 1992 года по 31 августа 1993 года ( 1 л 0 м 16 дн). Итого 6 лет 10 месяцев 14 дней.

Согласно записям в военном билете № Новосельский О.А. проходил действительную военную службу с 18 октября 1985 года по 14 ноября 1987 года ( 2 г 00 м 26 дн).

Из справки начальника отдела военного комиссариата по Новосергиевскому и Переволоцкому районам № от 2 февраля 2011 года следует, что Новосельский О.А., <данные изъяты> года рождения, действительно проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил с с 18 октября 1985 года по 14 ноября 1987 года.

Судом исследована трудовая книжка Новосельского О.А.:

с 15 августа 1985 года Новосельский О.А. стал работать учителем *** восьмилетней школы ( запись № 1 трудовой книжки);

17 октября 1985 года был освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды СА ( запись № 2 трудовой книжки);

с 1 января 1988 года назначен учителем физкультуры *** восьмилетней школы ( запись № 3 трудовой книжки);

Запись под номером 2а свидетельствует о службе в СА.

Запись № 4 от 1 сентября 1988 года свидетельствует об освобождении Новосельского О.А. от должности в связи с поступлением в ВУЗ:

7 сентября 1988 года- зачислен на 1 курс ОГПИ факультета физического воспитания на отделение НВП и ф/в ( запись № 5);

8 июня 1992 года – окончил полный курс ОГПИ факультета физическая культура отделения ОБЖ и физкультуры ( запись № 6);

15 августа 1992 года – назначен преподавателем ОБЖ *** СШ по направлению МНО РСФСР ( запись № 7);

С 1 сентября 1993 года переведен учителем физкультуры и ОБЖ *** средней школы, где и работает по настоящее время.( запись № 8).

О том, что Новосельский О.А. обучался в высшем учебном заведении, подверждается Дипломом ФВ №, выданного Оренбургским государственным педагогическим институтом им.В.П.Чкалова ДД.ММ.ГГГГ, рег.номер №

Имеется у Новосельского О.А. и диплом об окончании Оренбургского педагогического училища № 1 им.В.В.Куйбышева, из которого следует, что он с 1982 года по 1985 год обучался в указанном учебном заведении и по окончании ему присвоена квалификация учителя физической культуры.

После окончания училища и имея специальность учителя, Новосельский О.А. стал работать по специальности, а именно с 15 августа 1985 года, и по настоящее время занимается педагогической деятельностью.

Учебе в высшем учебном заведении (с 2 сентября 1988 года по 4 июня 1992 года) предшествовала и непосредственно после нее следовала педагогическая деятельность, что и соответствует требованиям п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения № 1397 от 17 декабря 1959 года, в части включения в стаж работы учителя времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствие с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно п. 3 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. (в редакции от 26.05.2009 г.), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно разъяснению «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 17 октября 2003 года № 70 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественной полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно перечню учреждений, организаций и должностей данного Постановления, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, имели право учителя начальных, восьмилетних, средних школ независимо от их наименования.

¦

Новосельский О.А. работал в период действия данного Постановления именно учителем, имея тому квалификацию. А поэтому работа его в качестве преподавателя ОБЖ с 15 августа 1992 года по 31 августа 1993 года, должна быть включена в льготный стаж по специальности.

Эти требования закона и явились основанием тому, что как период учебы, так и прохождения военной службы по призыву, были включены Новосельскому О.А. в трудовую книжку. Также районным отделом образования 12 января 2011 года выдана справка о том, Новосельский О.А. имеет стаж по специальности для назначения досрочной пенсии по старости, которую он и представил ответчику.

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило силу лишь с 1 октября 1993 года, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ в определении от 25.07.2008 г. № 2-В-08-7, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период срочной военной службы истца действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. С учетом того, что срочную военную службу Новосельский О.А. проходил до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, следовательно, данный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Доводы ответчика в части того, что на момент изменения законодательства истец не имел стаж 2/3 от необходимого, а поэтому не имеет право на досрочное назначение пенсии, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм материального права. Не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, требуется не на момент изменения пенсионного законодательства, а на момент обращения за назначением пенсии.

Таким образом, к установленному на 12 января 2011 года Управлением ПФР в <адрес> специальному стажу Новосельского О.А. продолжительностью 18 лет 2 месяцев 15 дней подлежит присоединению период с 18 октября 1985 г. по 14 ноября 1987 г.- военная служба по призыву в Вооруженных силах, с 2 сентября 1988 года по 4 июня 1992 года- учеба в педагогическом институте, с 15 августа 1992 года по 31 августа 1993 года- работа преподавателем ОБЖ в *** средней школе, с учетом которых специальный стаж Новосельского О.А. составляет 25 лет.

Имея требуемый двадцатипятилетний стаж работы, связанный с педагогической деятельностью, в соответствие с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Новосельский О.А. приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за этой пенсией, то есть с 12 января 2011 года.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Новосельского О.А. – удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от 14 января 2011 года, принятое на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, по обращению Новосельского О.А. от 12.01.2011 года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить период военной службы по призыву с 18 октября 1985 г. по 14 ноября 1987 г., период учебы в педагогическом институте с 2 сентября 1988 года по 4 июня 1992 года; период работы преподавателем ОБЖ с 15 августа 1992 года по 31 августа 1993 года, в специальный трудовой стаж Новосельского О.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Новосергиевском районе назначить и выплачивать Новосельскому О.А. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи осуществлением педагогической деятельности, с 12 января 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня составления его в окончательной форме

Судья Л.Ф.Андреева

Решение в окончательной форме составлено 28 марта 2011 года.

Судья Л.Ф.Андреева