Дело № 2-629/ 2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Новосергиевка 5 сентября 2012 года Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Л.Ф. при секретаре Пузиной О.В. с участием представителя заявителя - зам.прокурора Лупандина Н.Г. представителя администрации Домахиной И.В. представителя жилищной комиссии-Шевяковой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новосергиевского района в интересах Садовниковой Ю.В. о признании незаконным постановление главы администрации МО Новосергиевский района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищной комиссии администрации Новосергиевского района о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Садовниковой Ю.В.. УСТАНОВИЛ: Прокурор Новосергиевского района в интересах инвалида детства 2 группы Садовниковой Ю.В. обратился с заявлением о признании незаконным постановление главы администрации МО Новосергиевский район № от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищной комиссии администрации Новосергиевского района о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Садовниковой Ю.В.. При этом указывая, что Садовникова Ю.В. как инвалид детства была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако решением жилищной комиссии администрации МО Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета по причине соответствия нормы обеспечения общей площади жилого помещения учетной норме. Данное решение явилось основанием для вынесения главой администрации распоряжения о снятии Садовниковой Ю.В. с учета. Ссылаясь на нормы законодательства, считает, что тем самым нарушены права Садовниковой Ю.В. как инвалида детства. Просит признать решение жилищной комиссии администрации МО Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Садовниковой Ю.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить ее в правах. В судебном заседании требования зам.прокурора Лупандиным Н.Г. поддержаны. Заявитель Садовникова Ю.В. о времени и месте судебного заседания извещена, но согласно ее заявлению, дело просит рассмотреть в ее отсутствии, явиться не может по состоянию здоровья. Представитель администрации МО Новосергиевский район по доверенности Домахина И.В. требования не признала, указывая, что нарушений норм учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении Садовниковой Ю.В. не допущено. Постановление главой администрации принято на основании решения жилищной комиссии. Представитель жилищной комиссии- по доверенности Шевякова М.А. требования не признала, указывая, что Садовникова Ю.В. снята с учета по причине соответствия нормы обеспечения общей площади жилого помещения учетной норме. При формировании списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было установлено, что площадь жилья, в котором проживает Садовникова Ю.В. со своими родителями соответствует учетной норме. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.254 п.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Садовникова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как следует из справки МСЭ является инвалидом детства 2 группы, инвалидность установлена бессрочно ДД.ММ.ГГГГ. Проживает она с родителями и сестрой-инвалидом детства первой группы в <адрес>, в доме общей площадью 56 кв.м., жилая площадь- 50 кв.м. Жилье приобретено С. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Семья Садовниковых поставлена на учет по улучшению жилищных условий с 21 марта 2000 года в <адрес> сельсовете. Садовникова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ согласно протоколу № ( п.8) заседания жилищной комиссии администрации Новосергиевского района, исключена из списка семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года по причине соответствия нормы обеспечения общей площади жилого помещения учетной норме Постановлением главы администрации МО Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании решения жилищной комиссии администрации Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ №, исключены из списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и претендующих на получение социальной выплаты в рамках постановления Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 года № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставление жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны»: 1.5. Семьи, имеющие детей-инвалидов: 1.5.1.С-ка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Садовникова Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Проверяя обоснованность снятия семьи Садовниковой Ю.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищный условий, судом установлено, что в решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано в качестве оснований для снятия с учета – соответствие нормы обеспечения общей площади жилого помещения учетной норме. В соответствии с положениями ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Положениями ст.32 ЖК РСФСР (действовавшего на период постановки семьи Садовниковой Ю.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) предусмотрены основания снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в числе которых такое основание, как в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения. Согласно ч.ч.3, 4 ст.32 ЖК РСФСР снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменном виде. Часть1 ст.56 ЖК РФ содержит аналогичные положения: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Доводы представителей администрации и жилищной комиссии, что приходящаяся на каждого члена семьи площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована Садовникова Ю.В., соответствует норме обеспечения общей площади жилого помещения учетной норме, несостоятельны, поскольку ими не было представлено никаких данных об учетных нормах, их нет и в учетном деле, копия которого представлена была суду. Семья Садовниковых, имеющая двух детей-инвалидов поставлена на учет 21 марта 2000 года, и никаких доказательств тому, что за период с марта 2005 года по июль 2012 года жилищные условия данной семьи проверялись не представлено, решений о снятии с учета семьи Садовниковых при перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, за указанный период не принималось. 13 апреля 2006 года от Садовниковой Юлии была принята предварительная заявка на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. Социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета является формой обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями. Таким образом, на день постановки семьи Садовниковых на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в течение более двенадцати лет (с 21 марта 2000 года по 23 июля 2012 года) за данной семьей, в которой двое детей-инвалидов, такое право на получение жилого помещения ( социальной выплаты) признавалось. Состояние указанного жилого помещения на день постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 21 марта 2000 года и на день вынесения оспариваемого решения жилищной комиссии и постановления администрации района не изменилось. Лишь изменился возраст детей-инвалидов, на учет была поставлена семья, имеющая детей-инвалидов, а к моменту принятия решения о снятии их с учета, дети достигли совершеннолетия, и каждый из них был снят с учета, но при этом без учета их состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств, а также того, что их право не реализовано. Согласно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии со статьей28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005г. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Пункт5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005г. N614, также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать форму и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём. Согласно части2 статьи6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Жилищное законодательство, действующее на момент постановки заявителя на учёт нуждающихся в жилом помещении, также предусматривало особые условия предоставления жилья инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (статья36 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала для такой категории граждан право на первоочередное предоставление жилья). Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Требования указанной статьи были разъяснены в судебном заседании, однако доказательств в подтверждение законности внесенных решений, не представлено, и в судебном заседании не установлено. Заявление подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора удовлетворить. Признать незаконными постановление главы администрации МО Новосергиевский район № от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищной комиссии администрации Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года Садовниковой Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать администрацию МО Новосергиевский район и жилищную комиссию администрации Новосергиевского района восстановить Садовникову Ю.В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Л.Ф.Андреева Решение в окончательной форме вынесено 10 сентября 2012 года Председательствующий Л.Ф.Андреева