Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2010 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Т.И. Стерлёвой,
при секретаре судебного заседания Тимощук О.Н.,
с участием:
помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С.,
ответчика директора муниципального учреждения культуры «Падинский сельский Дом культуры» Новоселовой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по иску
и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. (в интересах неопределённого круга лиц) к Муниципальному учреждению культуры «Падинский сельский Дом культуры», администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаев А.В. обратился в Новоселицкий районный суд с иском (в интересах неопределённого круга лиц) к Муниципальному учреждению культуры «Падинский сельский Дом культуры», администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что прокуратурой Новоселицкого района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов муниципальным учреждением культуры «Падинский сельский Дом культуры» (далее - МУК «Падинский сельский Дом культуры»), в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Основными документами в системе названных нормативных документов являются:
- Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 №73;
- Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31 -102-99 и СНиП 35-01-2001).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
В соответствии с положениями Устава МУК «Падинский сельский Дом культуры» учредителем Учреждения является администрация муниципального образования села Падинского. Учреждение создано с целью удовлетворения интересов и запросов населения в сфере организации свободного времени и развития народного творчества на территории Ставропольского края. Учреждение обязано обеспечить реализацию прав граждан в соответствии с Уставом и действующим законодательством. Основными видами Учреждения являются культурно-досуговая деятельность и развитие народного творчества; организация выставок-продаж работ участников кружков художественной самодеятельности, презентаций, конкурсов, фестивалей, смотров; проведение спектаклей, детских утренников, танцевальных вечеров и другое.
Проведенной *** - *** проверкой установлено, что в МУК «Падинский сельский Дом культуры», расположенном по адресу: ***, ***, ***, ***, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание МУК «Падинский сельский Дом культуры», не созданы.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 центральный вход в здание МУК «Падинский сельский Дом культуры» и иные входы в здание не имеют пандусов, наружные лестницы центрального входа в здание учреждения не имеют поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Отсутствие пандусов и поручней подтверждается актом выездной проверки от ***.
Бездействием МУК «Падинский сельский Дом культуры» и администрации муниципального образования села Падинского нарушены ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 21, 27 Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, действующий на основании постоянной доверенности *** от *** года, Резников Ф.Г., который надлежащим образом уведомлён о времени и месте судебного заседания. Однако на предварительном судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Семаева А.В. полностью признал, что подтверждается его объяснением.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С., ответчик директор муниципального учреждения культуры «Падинский сельский Дом культуры» Новоселова Д.Г. не возражали против рассмотрения гражданского дела в отсутствие представителя ответчика администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, в связи с чем суд считает возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие представителя ответчика администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края.
В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С. исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. просила удовлетворить и обязать Муниципальное учреждение культуры «Падинский сельский Дом культуры» и администрацию муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края в срок до *** обеспечить беспрепятственный доступ к помещениям здания МУК «Падинский сельский Дом культуры», расположенного по адресу: ***, ***, ***, ***, ***, путем сооружения пандусов на центральном входе в здание и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Расходы по государственной пошлине, а также издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчиков.
Ответчик директор муниципального учреждения культуры «Падинский сельский Дом культуры» Новоселова Д.Г. в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. признала, однако просила увеличить сроки для исполнения устранения нарушений выявленных в ходе проверок хотя бы до июня 2011 года, так как в бюджете администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края нет денежных средств. По мере поступления финансирования будут устраняться данные нарушения.
Помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С. не возражала в увеличении срока до *** года для устранения нарушений в обеспечении беспрепятственного доступа к помещениям здания МУК «Падинский сельский Дом культуры».
Выслушав помощника прокурора Новоселицкого района Шпитько О.С., просившую удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., и не возражавшую против увеличения срока для устранения нарушений до 01.06.2011 года, ответчика директора муниципального учреждения культуры «Падинский сельский Дом культуры» Новоселову Д.Г., признавшую исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., однако просившую увеличить срок устранения выявленных нарушений, а также с учётом мнения представителя ответчика администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, Резникова Ф.Г. полностью признавшего исковые требования и.о. прокурора Семаева А.В., изложенное в его объяснении, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании оригиналы копий представленных документов, суд находит исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. к муниципальному учреждению культуры «Падинский сельский Дом культуры» и администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о понуждению к исполнению требований федерального законодательства ( в порядке ст. 45 ГПК РФ), суд находит исковое заявление и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов муниципальным учреждением культуры «Падинский сельский Дом культуры» было выявлено, что МУК «Падинским сельским Дом культуры», расположенном по адресу: Ставропольский край, Новоселицкий район, село Падинское, ул. Красная, 113, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание МУК «Падинский сельский Дом культуры», не созданы, то есть вопреки требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 центральный вход в здание МУК «Падинский сельский Дом культуры» и иные входы в здание не имеют пандусов, наружные лестницы центрального входа в здание учреждения не имеют поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, что подтверждается актом выездной проверки федерального законодательства от 15.09.2010 года.
Бездействием МУК «Падинский сельский Дом культуры» и администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края нарушены ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 21, 27 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Основными документами в системе названных нормативных документов являются:
- Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 №73;
- Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Доказательства, положенные в обоснование данного решения, получены в установленном законом порядке, исследовались при разбирательстве дела в судебном заседании и ответчиком не были оспорены.
Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых для них реквизитов данного вида доказательств, достоверность и допустимость этих доказательств не оспаривается стороной ответчика.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
И в соответствии с п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 21,27 Конституции Российской Федерации, ст.120 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. (в интересах неопределённого круга лиц) к Муниципальному учреждению культуры «Падинский сельский Дом культуры», администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), - удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Падинский сельский Дом культуры» и администрацию муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края в срок до *** обеспечить беспрепятственный доступ к помещениям здания МУК «Падинский сельский Дом культуры», расположенного по адресу: ***, ***, ***, ***, ***, путем сооружения пандусов на центральном входе в здание и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Взыскать с муниципального учреждения культуры «Падинский сельский Дом культуры» государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 суток в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд со дня его вынесения.
Судья Т.И. Стерлёва