Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16ноября 2010 года с.Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Т.И.Стерлёвой,
при секретаре судебного заседания Тимощук О.Н.,
с участием:
помощника прокурора Новоселицкого районаСтавропольского краяШпитько О.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования села <адрес>,действующей по доверенности ***, Каргалёвой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по иску
и.о.прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В.(в защиту прави интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования <адрес> <адрес> опризнании бездействия по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления (в порядке ст.45ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
И.о.прокурора Новоселицкого района Ставропольского краяСемаев А.В.обратился в Новоселицкий районный суд сиском(в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о признании бездействия по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления (в порядке ст.45ГПК РФ),указывая,чтопроведенной прокуратурой Новоселицкого района15***-***проверкой в деятельности администрации муниципального образования села <адрес> выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверкой установлено,что на территории муниципального образования <адрес> стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов,отходов потребления и иного мусора отсутствуют.В связи с этим вывоз твердых бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования осуществляется собственными силами и средствами населения <адрес>,а на <адрес> указанного населенного пункта образовалась несанкционированная стихийная свалка мусора.На территории муниципального образования имеется два полигона для размещения и захоронения твердых бытовых отходов:на территории <адрес> за кладбищем площадью46673кв.м. (образован ***); на территории <адрес> за зерноскладом площадью25372кв.м (образован ***),на которые отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о их соответствии санитарным правилам.
На <адрес> размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления,не отвечающая предъявляемым требованиям:участок под размещение свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления в установленном порядке не отведен,отсутствует разрешение на ее создание,гидрологические и другие исследования участка не проводились,санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки санитарным правилам отсутствует.
***обследованием <адрес> установлено,что свалка образовалась стихийно,существует длительное время,не огорожена и не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.На свалке размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки,пластиковые и стеклянные бутылки,полиэтиленовая и полипропиленовая тара,бытовой мусор,фрагменты изделий из пластмассы и металла,фрагменты одежды и бытовых принадлежностей),отходы потребления,остатки пищевых продуктов и другой мусор.
Кроме этого,обследованием <адрес> установлено,что в связи с отсутствием на этой улице стандартных контейнеров для сбора мусора,население продолжает размещать в жилой зоне на данной несанкционированной свалке отходы потребления и твердые бытовые отходы,в связи с чем,размер свалки постоянно увеличивается.
Проведенной прокуратурой района проверкойтакжеустановлено,что в <адрес>,в том числе на <адрес>,отсутствуют специально выделенные площадки для сбора твердых бытовых отходов и мусора,не установлены стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и иного мусора,не организован ежедневный вывоз твердых бытовых отходов и мусора,что и привело к образованию несанкционированной свалки на <адрес>.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования села <адрес> на благоприятную окружающую среду,охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.Кроме этого,эксплуатация вышеуказанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном населенном пункте,вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Администрацией муниципального образования села <адрес>, на которую законодательством возложены обязанности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения,по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения,меры к ликвидации указанной в заявлениинесанкционированной свалки не приняты,сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления со свалки и у населения не организованы.При этом данная свалка причиняет вред окружающей среде и представляет угрозу причинения такого вреда природной среде,здоровью и жизни человека.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в не принятии мер к ликвидации указанной свалки,лишает граждан права на благоприятную среду и на ее защиту от негативного воздействия.
В связи с чем просит:признать бездействие администрации муниципального образования села <адрес>,выразившееся в не принятии мер к ликвидации несанкционированной свалки,расположенной на <адрес>,незаконным; обязать администрацию муниципального образования села <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с участка местности на <адрес>,где населением образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов,отходов потребления и иного мусора; обязать администрацию муниципального образования села <адрес> оборудовать на <адрес>,а также других улицах и переулках <адрес> площадки для установки контейнеров,установить на них необходимое количество стандартных контейнеров и организовать вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанных улиц и переулков в соответствии с требованиями пп.2.2.1.,2.2.2.,2.2.3.Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР05.08.1988 № 4690-88).
В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С.исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.просила удовлетворить.Признать бездействие администрации муниципального образования села <адрес>,выразившееся в не принятии мер к ликвидации несанкционированной свалки,расположенной на <адрес>,незаконным.Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с участка местности на <адрес>,где населением образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов,отходов потребления и иного мусора.Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> оборудовать на <адрес>,а также других улицах и переулках <адрес> площадки для установки контейнеров,установить на них необходимое количество стандартных контейнеров и организовать вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанных улиц и переулков в соответствии с требованиями пп.2.2.1.,2.2.2.,2.2.3.Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР05.08.1988 № 4690-88).
Расходы по государственной пошлине,а также издержки,понесенные судом в связи с рассмотрением дела,в соответствии со ст.103ГПК РФ взыскать с ответчика.
Представитель ответчика администрации муниципального образованиясела <адрес>,действующая по доверенности ***,Каргалёва В.М.в судебном заседании исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.признала,и пояснила,что на территории муниципального образования <адрес> отсутствуют стандартные металлические контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов,отходов потребления и иного мусора.В настоящее время администрация <адрес> ведёт переговоры с организациями,осуществляющими изготовление и поставку контейнеров.Вопрос будет разрешён на следующий год.По <адрес> жители близлежащих улиц организовали стихийную свалку.Административная комиссия муниципального образования обращалась к жителям улиц с письменными уведомлениями о недопустимости вывоза мусора и прочих отходов на стихийную свалку с предупреждением о привлечении к административной ответственности за нарушения,ставились знаки «Вывоз мусора запрещён»,с указателем о том,что ближайший полигон расположен на территории <адрес>» за кладбищем,но ликвидировать стихийную свалку до сих пор не удалось.Администрацией <адрес> будут предприняты все меры по устранению всех нарушений.
Выслушав помощника прокурора Новоселицкого районаШпитько О.С.,просившую удовлетворитьисковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.,представителяответчика администрации муниципального <адрес>,действующую по доверенности ***,Каргалёву В.М.,признавшую исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.,исследовав материалы дела,обозрев в судебном заседании оригиналы копий представленных документов,суд находит исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.(в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о признании бездействия по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления(в порядке ст.45ГПК РФ), подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено,чтопрокуратурой Новоселицкого районабыла проведена проверка *** ***,которойв деятельности администрации муниципального образования села <адрес> выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Проверкой установлено,что на территории муниципального образования <адрес> стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов,отходов потребления и иного мусора отсутствуют.В связи с этим вывоз твердых бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования осуществляется собственными силами и средствами населения <адрес>,а на <адрес> указанного населенного пункта образовалась несанкционированная стихийная свалка мусора.На территории муниципального образования имеется два полигона для размещения и захоронения твердых бытовых отходов:на территории <адрес>» за кладбищем площадью46673кв.м. (образован ***); на территории <адрес> за зерноскладом площадью25372кв.м (образован ***),на которые отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о их соответствии санитарным правилам.
На <адрес> размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и отходов потребления,не отвечающая предъявляемым требованиям:участок под размещение свалки твердых бытовых отходов и отходов потребления в установленном порядке не отведен,отсутствует разрешение на ее создание,гидрологические и другие исследования участка не проводились,санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки санитарным правилам отсутствует.
***обследованием <адрес> установлено,что свалка образовалась стихийно,существует длительное время,не огорожена и не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.На свалке размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки,пластиковые и стеклянные бутылки,полиэтиленовая и полипропиленовая тара,бытовой мусор,фрагменты изделий из пластмассы и металла,фрагменты одежды и бытовых принадлежностей),отходы потребления,остатки пищевых продуктов и другой мусор.
Кроме этого,обследованием <адрес> установлено,что в связи с отсутствием на этой улице стандартных контейнеров для сбора мусора,население продолжает размещать в жилой зоне на данной несанкционированной свалке отходы потребления и твердые бытовые отходы,в связи с чем,размер свалки постоянно увеличивается.
Согласно ч.1ст.35Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий,строений,сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды,обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических,экономических,демографических,нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
Согласно ч.3ст.12Федерального закона от30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Статьей12Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства,реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости,ведомственной принадлежности и форм собственности.
Отходы производства и потребления есть остатки сырья,материалов,полуфабрикатов,иных изделий или продуктов,которые образовались в процессе производства или потребления,а также товары (продукция),утратившие свои потребительские свойства (ст.1ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ст.12Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений,выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке,установленном законодательством РФ,и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В соответствии со статьями51,52Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору,обезвреживанию,хранению и захоронению,условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты,на водосборные площади,в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека,среды обитания растений,животных идругих организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности,оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,создаются санитарно-защитные зоны,лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с пунктами2.2,3.1и3.3СП2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16от30.05.2001,участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом,при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности,геологические и гидрологические условия местности.Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно пп.8,18ч.1,ч.3ст.14Федерального закона от06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся:участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора-твердых бытовых отходов,организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей.
В соответствии с п.18ч.1ст.14Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,ст.7Федерального закона «Об охране окружающей среды»,ст.8Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.
Статьей13ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено,что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими,санитарными и иными требованиями.Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей51ФЗ «Об отходах производства и потребления» также закреплено,что отходы производства и потребления подлежат сбору,использованию,обезвреживанию,транспортировке,хранению и захоронению,условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Из ст.22Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует,что отходы производства и потребления подлежат сбору,использованию,обезвреживанию,транспортировке,хранению и захоронению,условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом п.2.2.1.Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР05.08.1988 № 4690-88) предусмотрено,что при температуре наружного воздуха свыше плюс5градусов твердые бытовые отходы подлежат ежедневному вывозу.
Из п.2.2.2.указанных Санитарных правил следует,что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов,детских учреждений,спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее20м.,но не более100м.Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров,но не более5 (п.2.2.3Санитарных правил).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено,что в <адрес>,в том числе на <адрес>,отсутствуют специально выделенные площадки для сбора твердых бытовых отходов и мусора,не установлены стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и иного мусора,не организован ежедневный вывоз твердых бытовых отходов и мусора,что и привело к образованию несанкционированной свалки на <адрес>.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования села <адрес> на благоприятную окружающую среду,охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.Кроме этого,эксплуатация вышеуказанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном населенном пункте,вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
В соответствии со ст.42Конституции РФ,ст.11Федерального закона «Об охране окружающей среды»,ст.8Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,на ее защиту от негативного воздействия,на благоприятную среду обитания,факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.4Федерального закона № 68-ФЗ от21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления наряду с федеральными органами управления исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Администрацией муниципального образования села <адрес>, на которую законодательством возложены обязанности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения,по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, меры к ликвидации указанной в заявлении несанкционированной свалки не приняты,сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления со свалки и у населения не организованы.При этом данная свалка причиняет вред окружающей среде и представляет угрозу причинения такого вреда природной среде,здоровью и жизни человека.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в не принятии мер к ликвидации указанной свалки,лишает граждан права на благоприятную среду и на ее защиту от негативного воздействия.
В соответствии со ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пункт4статьи27Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривает,что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина,защищаемых в порядке гражданского судопроизводства,когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение,прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших.
Доказательства,положенные в обоснование данного решения, получены в установленном законом порядке,исследовались при разбирательстве дела в судебном заседании и ответчиком не были оспорены.
Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых для них реквизитов данного вида доказательств, достоверность и допустимость этих доказательств не оспаривается стороной ответчика.
Оценивая относимость,допустимость,достоверность исследованных в судебном заседании доказательств,суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.
В соответствии с п.1ст.103ГПК РФ издержки,понесенные судом в связи с рассмотрением дела,и государственная пошлина,от уплаты которых истец был освобожден,взыскиваются с ответчика,не освобожденного от уплаты судебных расходов,в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
И в соответствии с п.3ч.1ст.333-19НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000рублей,которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясьст.ст.21,27Конституции Российской Федерации,ст.120ГК РФ,ч.1ст.15Федерального закона от24.11.1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,ст.ст.194-198ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Исковоезаявление и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.(в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о признании бездействия по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки незаконным и возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления (в порядке ст.45ГПК РФ),- удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования села <адрес>,выразившееся в не принятии мер к ликвидации несанкционированной свалки,расположенной на <адрес>,незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с участка местности на <адрес>,где населением образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов,отходов потребления и иного мусора.
Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> оборудовать на <адрес>,а также других <адрес> площадки для установки контейнеров,установить на них необходимое количество стандартных контейнеров и организовать вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления с указанных улиц и переулков в соответствии с требованиями пп.2.2.1.,2.2.2.,2.2.3.Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР05.08.1988 № 4690-88).
Взыскать садминистрации муниципального образования <адрес> государственную пошлину в доход государства в <данные изъяты>) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение10суток в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд со дня его вынесения.
Судья Т.И.Стерлёва