Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27января2011года с.Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Т.И.Стерлёвой,
при секретаре судебного заседания Тимощук О.Н.,
с участием:
помощника прокурора Новоселицкого районаСтавропольского краяШпитько О.С.,
ответчика директора муниципальногообщеобразовательногоучреждениясредней общеобразовательной школы №Савочкиной О.А.
представителя третьего лица отдела образованияадминистрации <адрес> муниципального района <адрес>,действующей по доверенности ****,Пфаф С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по иску
и.о.прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. (взащиту прав иинтересовнеопределённого круга лиц несовершеннолетнего возраста) кмуниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №<адрес> <адрес>об устранении нарушений законодательства об организации питания обучающихся (в порядке ст.45ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
И.о.прокурора Новоселицкого района Ставропольского краяСемаев А.В.обратился в Новоселицкий районный суд с иском(в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц несовершеннолетнего возраста) к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №<адрес> об устранении нарушений законодательстваоб организации питания обучающихся(в порядке ст.45ГПК РФ),указывая,чтопрокуратурой Новоселицкого района в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № (далее по тексту-МОУ СОШ №),осуществляющем образовательную деятельность по адресу:<адрес>,выявлены нарушения требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и санитарно-эпидемиологического законодательства по организации питания обучающихся.
В соответствии с ч.1ст.41Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Ст.51п.5абз.2Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает,что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения и организации общественного питания.В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питанияобучающихся,воспитанников.
В соответствии с ч.4ст.15Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от24.07.1998 (в редакции ФЗ от03.06.2009) обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка.При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении,специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (п.1ст.9).
Ст.32Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает,что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Согласно п.1ст.51Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия,гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников).
Часть1статьи28Федерального закона от30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает,что в дошкольных и других общеобразовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний,сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников,в том числе меры по организации их питания,и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от23.07.2008 № 45утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях,учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН2.4.5.2409-08»,зарегистрированные в Министерстве юстиции07.08.2008за № 12085.
В соответствии с п.6.8.СанПиН2.4.5.2409-08для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием,что закреплено в п.14.1СанПиН2.4.5.2409-08.
В ходе проверки установлено,что в нарушение ст.32п.2подпункта19,ст.51п.5абз.2Закона Российской Федерации «Об образовании»,п.6.8.СанПиН2.4.5.2409-08с01.09.2010и по настоящее время в МОУ СОШ №не осуществляется питание обучающихся,а столовая находится в аварийном состоянии.
Таким образом,администрация МОУ СОШ №не обеспечивает в соответствии с федеральным законодательством обучающихся школы необходимыми нормами питания,тем самым нарушает законодательство об организации питания обучающихся.
Следовательно,выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об организации питания обучающихся в МОУ СОШ №должны быть устранены.
Учредителем МОУ СОШ №согласно уставу является отдел образования <адрес> муниципального района <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С.исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.поддержала ипросилаобязать администрацию муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №,расположенную по адресу:<адрес>,в срок не **** устранить нарушения требований закона Российской Федерации «Об образовании» и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации об организации питания обучающихся и организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) школьников.При недостаточности денежных средств у МОУ СОШ №на указанные цели обязанность по финансированию двухразового горячего питания школьников возложить на учредителя учреждения-отдел образования администрации <адрес> муниципального района <адрес>.
Расходы по государственной пошлине,а также издержки,понесенные судом в связи с рассмотрением дела,в соответствии со ст.103ГПК РФ взыскать с ответчиков.
Ответчик директормуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №Савочкина О.А..в судебном заседании исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.признала,но пояснила,чтопитание обучающихся в МОУ СОШ № **** и по настоящее время не осуществляется,так как столовая закрыта,подготовлена проектно-сметная документация и ведутся строительные работы столовой МОУ СОШ №.Однако она просила увеличить срок устранения нарушений законодательства об организации питания школьников ****,в связи с большим объёмом строительных работ и трудным финансовым положением.Она также пояснила,чтодвухразовое горячее питание в МОУ СОШ №№ не представляется возможным организовать.Школьники находятся в школе до13часов30минут,то есть обучаются в одну смену.
Она также просила снизить размер государственной пошлины,в связи с отсутствием денежных средств в бюджете МОУ СОШ №№
Представитель третьего лица отдела образования администрации <адрес> муниципального района <адрес>,действующая по доверенности ****,Пфаф С.Ю.,в судебном заседаниине возражала в удовлетворении исковых требований и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.,однако пояснила,чтостроительные работыстоловойвМОУ СОШ №ведутся.Однако,в связи с финансированием,начинающимся во2квартале2011года,она просила увеличить срок устранения нарушений законодательства об организации питания школьниковв МОУ СОШ №до01****.Она также пояснила,что в МОУ СОШ № не представляется возможныморганизовать двухразовое горячее питание,в связи с недостаточным финансированием за счёт средств муниципального бюджета,а также за счёт средств родительской платы.Школьники находятся в школе не до16.00часов,а до13.30часов.В школе имеется одна группа продлённого дня на1класс,где осуществляется двухразовое питание.Отделом образования администрации <адрес> утверждается меню по питанию школьников.
Помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С.не возражалапротивувеличения срока дляустранения нарушений законодательства об организации питания школьниковв МОУ СОШ №до01****,а также противудовлетворения ходатайствадиректорамуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № Савочкиной О.А.о снижении государственной пошлины.Однакоисковые требования в частиорганизациидвухразового горячего питания школьников (завтрак и обед) поддержала в полном объёме.
Выслушав помощника прокурора Новоселицкого районаШпитько О.С.,поддержавшуюисковые требования,ответчика директора муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы Савочкину О.А.признавшую исковые требования,мнение третьего лица представителя отдела образования администрации <адрес> муниципального района <адрес>,действующей по доверенности ****,Пфаф С.Ю.,не возражавшей в удовлетворении исковых требований,исследовав материалы дела,обозрев в судебном заседании оригиналы копий представленных документов,суд находит исковые требования и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № <адрес> об устранении нарушений законодательства об организации питания обучающихся(в порядке ст.45ГПК РФ),подлежащимиудовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено,чтопрокуратурой <адрес>,в ходе проверки,в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательнаяшкола №,осуществляющем образовательную деятельность по адресу:<адрес>быливыявлены нарушения требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и санитарно-эпидемиологического законодательства по организации питания обучающихся.
В ходе проверки установлено,что в нарушение ст.32п.2подпункта19,ст.51п.5абз.2Закона Российской Федерации «Об образовании»,п.6.8.СанПиН2.4.5.2409-08с01.09.2010и по настоящее время в МОУ СОШ №не осуществляется питание обучающихся,а столовая находится в аварийном состоянии.
В соответствии с ч.1ст.41Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Ст.51п.5абз.2Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает,что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения и организации общественного питания.В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питанияобучающихся,воспитанников.
В соответствии с ч.4ст.15Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от24.07.1998 (в редакции ФЗ от03.06.2009) обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка.При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении,специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (п.1ст.9).
Ст.32Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает,что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Согласно п.1ст.51Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия,гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников).
Часть1статьи28Федерального закона от30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает,что в дошкольных и других общеобразовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний,сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников,в том числе меры по организации их питания,и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от23.07.2008 № 45утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях,учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН2.4.5.2409-08»,зарегистрированные в Министерстве юстиции07.08.2008за № 12085.
В соответствии с п.6.8.СанПиН2.4.5.2409-08для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием,что закреплено в п.14.1СанПиН2.4.5.2409-08.
Таким образом,администрация МОУ СОШ №не обеспечивает в соответствии с федеральным законодательством обучающихся школы необходимыми нормами питания,тем самым нарушает законодательство об организации питания обучающихся.
Следовательно,выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства об организации питания обучающихся в МОУ СОШ №должны быть устранены.
Учредителем МОУ СОШ №согласно уставу является отдел образования <адрес> муниципального района <адрес>.
В соответствии со ст.120Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение создается собственником для осуществления управленческих,социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Поскольку обучающиеся МОУ СОШ №в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов,прокурор в соответствии со ст.45ГПК РФ обращается в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц несовершеннолетнего возраста.
Пункт4статьи27Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривает,что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина,защищаемых в порядке гражданского судопроизводства,когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение,прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших.
Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав.
В соответствии со ст.12ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться,в том числе,путем пресечения действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,присуждение к исполнению обязанности в натуре,иными способами,предусмотренными законом.
Доказательства,положенные в обоснование данного решения, получены в установленном законом порядке,исследовались при разбирательстве дела в судебном заседании и ответчиком не были оспорены.
Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых для них реквизитов данного вида доказательств, достоверность и допустимость этих доказательств не оспаривается стороной ответчика.
Оценивая относимость,допустимость,достоверность исследованных в судебном заседании доказательств,суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.
В соответствии с п.1ст.103ГПК РФ издержки,понесенные судом в связи с рассмотрением дела,и государственная пошлина,от уплаты которых истец был освобожден,взыскиваются с ответчика,не освобожденного от уплаты судебных расходов,в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
И в соответствии с п.3ч.1ст.333-19НК РФ размер государственной пошлины составляет 4000рублей,которая подлежит взысканию с ответчика.
В судебном заседаниидиректороммуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №села <адрес> Савочкиной О.А.было подано ходатайство о снижении государственной пошлины.
Помощник прокурора Новоселицкого района Шпитько О.С.не возражала в удовлетворении ходатайствадиректорамуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №№ Савочкиной О.А.о снижении государственной пошлины,в связи с чем,суд,с учётом выше изложенного,и в соответствии со ст.333.20НК РФ,считает возможным снизить государственную пошлину <данные изъяты>) рублей.
В соответствии со ст.333.20НК РФ,суды общей юрисдикции или мировые судьи,исходя из имущественного положения плательщика,вправе уменьшить размер государственной пошлины,подлежащей уплате по делам,рассматриваемым указанными судами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.12ГК РФ,ФЗ№3266-1 «Об образовании», ФЗ№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,ст.ст.194-198ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о.прокурора Новоселицкого района Семаева А.В.(в защиту прав и интересов неопределённого круга лицнесовершеннолетнего возраста) к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №<адрес> <адрес>об устранении нарушений законодательства об организации питания обучающихся(в порядке ст.45ГПК РФ),- удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №,расположенную по адресу:<адрес>,в срок не **** устранить нарушения требований закона РоссийскойФедерации «Об образовании» и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации оборганизации питания обучающихся и организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) школьников.При недостаточности денежных средств у МОУ СОШ №на указанные цели обязанность по финансированию горячего питания школьников возложить на учредителя учреждения-отдел образования администрации <адрес> муниципального района <адрес>.
Взыскать смуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №<адрес> <адрес>государственную пошлину в доход государства в <данные изъяты>) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение10суток в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд со дня его вынесения.
Судья Т.И.Стерлёва