Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 августа 2011 года с. Новоселицкое Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе: председательствующей судьи Живницкой Н.Н., при секретаре Байбаковой Н.Н., с участием пом. прокурора Новоселицкого района - Писаревой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Новоселицкого района в интересах Российской Федерации о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Новоселицкого района обратился в Новоселицкий районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, в котором он просит: признать незаконными действия должностных лиц администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Раджабова М.А., Исаева М.-А., Исаеву П.Б., Метелягина Л.Б. и Омарову Л.М. по адресу: <адрес> ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>; Сулейманову У.К. Газимагомеда, Сулейманову У.К., Сулейманов М. по адресу: <адрес>, ОТФ СПК «<данные изъяты>»; обязать администрацию муниципального образования села <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, ОТФ СПК (колхоз) «<данные изъяты>» Раджабова М.А., Исаева М.-А., Исаеву П.Б., Метелягина Л.Б., Омарову Л.М. и по адресу: <адрес>, ОТФ СПК «<данные изъяты>» Сулейманова Г., Сулейманову У.К., Сулейманов М.. В обоснование заявленного требования указано: Согласно адресным справкам отделения № 5 межрайонного отдела УФМС России по Ставропольскому краю в г. Буденновске с местом дислокации в с. Новоселицком зарегистрированы по месту жительства: Раджабов М.А. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Исаев М.-А. со ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Исаеву П.Б. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Метелягин Л.Б. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Омарову Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время по адресу: <адрес>, ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>». Сулейманов Г. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Сулейманову У.К. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, Сулейманов М. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время по адресу: <адрес>, ОТФ СПК «<данные изъяты>». Согласно справкам из СПК (колхоза) «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>» ОТФ на их территориях являются нежилыми помещениями. По данным Новоселицкого филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация техническая документация на ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>» и ОТФ СПК «<данные изъяты>» не изготавливалась. Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации, были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1982 г., 1986 г. прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включал себя: 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном законе от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Согласно ст. 6 данного Федерального закона граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Кроме того, согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройки, расположенные по адресу: <адрес>, ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>», ОТФ СПК «<данные изъяты>» не подпадают. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также п.п. «ж» п.31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. В судебном заседании пом. прокурора Новоселицкого района Писарева О.С., подтвердив доводы и.о. прокурора Новоселицкого района, изложенные в заявлении, просила удовлетворить заявленные требования. Раджабов М.А., Исаев М.-А., Исаева П.Б., Метелягин Л.Б., Омарова Л.М., Сулейманов Г., Сулейманова У.К., Сулейманов М.Г. зарегистрированы в нежилых помещениях, что является нарушением установленного законом порядка регистрации граждан. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края в судебное заседание не явился. От представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района - Левкиной Л.В. по доверенности в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, направить им копию решения суда для снятия с регистрационного учета по месту жительства. В объяснении, поступившем в суд ДД.ММ.ГГГГ, представитель администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района - Левкина Л.В. по доверенности пояснила, что регистрация Раджабова М.А., Исаева М.-А., Исаевой П.Б., Метелягина Л.Б., Омаровой Л.М. по адресу: <адрес>, ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>», а Сулейманова Г., Сулеймановой У.К., Сулейманова М.Г. по адресу: <адрес>, ОТФ СПК «<данные изъяты>» была возможна ввиду того, что наряду с помещениями для содержания животных, учитывая удаленность от населенного пункта, хозяйствами строились Дома животноводов со всеми условиями для проживания в них. Согласно ч.2 ст. 5 ЖК РФ жилищный фонд включает в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативных предприятиям. На балансе хозяйств значились Дома животноводов на каждой овцетоварной ферме. Должностные лица хозяйств заверяли Форму-6 для регистрации граждан. Снять с регистрационного учета без согласия граждан администрация села не может. Это возможно только по решению суда. Суд с учетом п.5 ст. 167 ГПК РФ, а также мнения пом. прокурора Новоселицкого района считает возможным рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района. Третьи лица: Раджабов М.А., Исаев М.-А., Исаева П.Б., Метелягин Л.Б., Омарова Л.М. в судебное заседание не явились, поскольку не были извещены о времени и месте судебного заседания. Согласно ответа на требование № председателя СПК (колхоза) «Чернолесский» Антропова Н.В. указанные лица зарегистрированы в нежилом помещении - ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>», но не проживают и не работают в хозяйстве и фактическое место жительства их неизвестно. Суд с учетом мнения пом. прокурора Новоселицкого района Писаревой О.С. считает возможным рассмотреть дело без участия указанных третьих лиц. Третьи лица: Сулейманов Г., Сулейманова У.К., Сулейманов М.Г. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Суд с учетом п.3 ст. 167 ГПК РФ, мнения пом. прокурора Новоселицкого района Писаревой О.С. считает возможным рассмотреть дело без участия указанных третьих лиц. Выслушав пом. прокурора Новоселицкого района Писареву О.С., исследовав материалы дела, находит заявленные требования и.о. прокурора Новоселицкого района подлежащими удовлетворению. Этот вывод суда основан на следующем: В положении о паспортной системе в ССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года №677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 14.08.2002 г.), закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации Раджабова М.А., Исаева М.-А., Исаевой П.Б., Метелягина Л.Б., Омаровой Л.М., Сулейманова Г., Сулеймановой У.К., Сулейманова М.Г. Согласно положениям указанных нормативно-правовых актов 1974 года и 1995 года прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Постановлением от 28 августа 1974 г. № 678 «О некоторых правилах прописки граждан (в ред. Постановлений Совмина СССР от 18.03.85 N 241, от 26.02.86 N 271, от 28.08.86 N 1029, от 08.09.90 N 907) устанавливались правила прописки только в жилых помещениях. Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. №2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 №14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке. Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Согласно ст. 7 ЖК РСФСР (действующего до 01 марта 2005 года) (назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>», где значатся зарегистрированными Раджабов М.А., Исаев М.-А., Исаева П.Б., Метелягин Л.Б., Омарова Л.М.; ОТФ СПК «<данные изъяты>», где значатся зарегистрированными Сулейманов Г., Сулейманова У.К., Сулейманов М.Г. не подпадает под статус жилого помещения, а значит, регистрация в них является неправомерной. Действия должностного лица администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края при производстве регистрации Раджабова М.А., Исаева М.-А., Исаевой П.Б., Метелягина Л.Б., Омаровой Л.М. в ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>»; Сулейманова Г., Сулеймановой У.К., Сулейманова М.Г. в ОТФ СПК «<данные изъяты>» являются незаконными, что подтверждается адресными листками прибытия, справками из администрации муниципального образования села Китаевского, сведениями из похозяйственной книги. Согласно справкам из СПК (колхоза) «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>» ОТФ на их территориях стоят на их балансе, являются нежилыми помещениями. По данным Новоселицкого филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация техническая документация на ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>» и ОТФ СПК «<данные изъяты>» не изготавливалась. Согласно ответа на требование № председателя СПК (колхоза) «<данные изъяты>» Антропова Н.В. Раджабов М.А., Исаева М.-А., Исаева П.Б., Метелягин Л.Б., Омарова Л.М зарегистрированы в нежилом помещении - ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>», но не проживают и не работают в хозяйстве и фактическое место жительства их неизвестно. Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 (О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия. Администрация муниципального образования села Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края не представила в суд доказательства законности действий должностных лиц администрации муниципального образования с. Чернолесского при решения вопроса о регистрации указанных граждан в ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>» и в ОТФ СПК «<данные изъяты>». Согласно абзаца 4 ст.1 Закона Ставропольского края от 24.06.2002 г. №27-кз (в ред. от 04.03.2005 г.) «О мерах по пресечению незаконной миграции в ставропольском крае» органами регистрационного учета понимаются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства. Требования 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, утвержденного приказом ФМС России №150 от 02.12.2005 года, предусматривают, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя - прокурора Новоселицкого района, действующего в интересах Российской Федерации нарушенными, требование заявителя суд признает основанным на действующем законодательстве. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 333.19 размер государственной пошлины составляет 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 254, 258, 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконными действия должностных лиц администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Раджабова М.А., Исаева М.-А. Исаеву П.Б., Метелягина Л.Б. и Омарову Л.М. по адресу: <адрес> ОТФ СПК (колхоза) «<данные изъяты>; Сулейманова Г., Сулейманову У.К., Сулейманов М. по адресу: <адрес>, ОТФ СПК «<данные изъяты>». Обязать администрацию муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, ОТФ СПК (колхоз) «<данные изъяты>» Раджабова М.А., Исаева М.-А., Исаеву П.Б., Метелягина Л.Б., Омарову Л.М. и по адресу: <адрес>, ОТФ СПК «<данные изъяты>» Сулейманова Г., Сулейманову У.К., Сулейманов М.. Взыскать с администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Н.Н. Живницкая