Решение по делу №2-217/12 по иску прокурора Новоселицкого района к администрации муниципального образования о понуждении к исполнению требований федерального законодательства



Д

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     ***                                                                                с. Новоселицкое

Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Т.И. Стерлёва,

при секретаре судебного заседания Байбаковой Н.Н.,

с участием:

представителя истца - помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Федорова С.А.,

ответчика - представителя администрации муниципального образования <адрес>, в лице главы администрации ФИО5, представившей удостоверения ,

третьего лица - представителя ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>, действующего по доверенности от ***, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по исковому заявлению

прокурора <адрес> Фалеева В.В. (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к исполнению требований федерального законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Фалеева В.В. обратился в Новоселицкий районный суд с исковым заявлением (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к исполнению требований федерального законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что прокуратурой <адрес> и ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.

Проведенной *** - *** проверкой установлено, что администрацией муниципального образования <адрес> не выполняются требования федерального законодательства: в нарушение ст. 19 Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не реализовано полномочие в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; в нарушение п. 114 ГТПБ 01-03 на территории сельского населенного пункта не установлено средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций; в нарушение п. 90 ГШБ 01-03 у водоисточников, расположенных в поселке не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Указанные нарушения подтверждаются актом проверки соблюдения правил пожарной безопасности от ***, объяснением главы муниципального образования <адрес> ФИО5 и иными материалами проверки.

Бездействие администрации муниципального образования <адрес> не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределённого круга лиц - населения муниципального образования <адрес> на охрану жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших.

Следовательно, выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании <адрес> должны быть устранены в целях предотвращения техногенной катастрофы, неблагоприятных последствий для людей и их массовой гибели.

Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния деятельности ответчика (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований пожарной безопасности нарушены, в связи с этим, прокуратура <адрес> обращается с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

<адрес> Фалеева В.В. просит: признать бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до *** устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности: в соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельского населенного пункта установить средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у водоисточников, расположенных в поселке установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в соответствии с ст. 19 Закона № 69-ФЗ оснастить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создать необходимые условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Фёдоров С.А. полностью поддержал исковые требования прокурора <адрес> Фалеева В.В. (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к исполнению требований федерального законодательства.

Ответчик - представитель администрации муниципального образования <адрес>, глава администрации ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> Фалеева В.В. (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к исполнению требований федерального законодательства, признала, и показала, что на территории населенного пункта проживает 1025 человек. В деятельности администрации муниципального образования поселка <адрес> Ставропольского имеют место нарушения требований пожарной безопасности: на территории поселка не установлено средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; у водоисточников, расположенных в поселке не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); администрацией не реализуются полномочия в части оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; администрацией не реализуются полномочия в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Обязуются принять меры для устранения данных нарушений правил пожарной безопасности. Ответственной за соблюдение правил пожарной безопасности в администрации МО <адрес>, является ФИО6.

Третье лицо - представитель ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>, действующий по доверенности от ***, ФИО7 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> Фалеева В.В., пояснив, что прокуратурой <адрес> совместно с ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования <адрес>, в ходе, которой выявлены нарушения, в частности:

в нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории сельского населенного пункта не установлено средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций;

в нарушение п. 90 ППБ 01-03 у водоисточников, расположенных в населенном пункте не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

В нарушение ст. 19, 21 Закона № 69-ФЗ, ППБ 01-03 п.п. 3,11 - администрацией не реализовано полномочие в части оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В нарушение ст. 19, 21 Закона № 69-ФЗ, ППБ 01-03 п.п. 3,11 - администрацией не реализовано полномочие в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Выслушав представителя истца помощника прокурора <адрес> Федоров С.А. поддержавшего исковые требования прокурора <адрес> Фалеева В.В., ответчика представителя администрации муниципального образования <адрес>, главу администрации ФИО5, признавшую исковые требования прокурора <адрес> Фалеева В.В., представителя третьего лица ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>, действующего по доверенности от ***, ФИО7, не возражавшего против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> Фалеева В.В., исследовав материалы дела: акт выездной проверки федерального законодательства от ***; объяснение главы администрации муниципального образования посёлка <адрес> ФИО5 от ***; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, серии 26 , выданное МРИ ФНС России по СК; свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования , выданное ***; свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту её нахождения, серии 26 , выданное МРИ ФНС России по СК; устав администрации муниципального образования посёлка <адрес>, суд находит исковые требования прокурора <адрес> Фалеева В.В. (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к исполнению требований федерального законодательства (в порядке ст. 45 ГПК РФ), подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком - представителем администрации муниципального образования <адрес>, главой администрации ФИО5, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> и ОНД по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится широкий круг вопросов, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. В соответствии с требованиями ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от *** «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от *** "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ от *** "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание б готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

Кроме этого, согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от *** "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества б случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной     защиты     и     другое     имущество     органов     местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от *** № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Закона № 69-ФЗ регламентировано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС РФ от *** (далее - ППБ 01-03), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Между тем, проведенной с *** по *** проверкой установлено, что администрацией муниципального образования <адрес> не выполняются вышеуказанные требования федерального законодательства: в нарушение ст. 19 Закона № 69-ФЗ не реализовано полномочие в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности; территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; в нарушение п. 114 ГТПБ 01-03 на территории сельского населенного пункта не установлено средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций; в нарушение п. 90 ГШБ 01-03 у водоисточников, расположенных в поселке не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

Указанные нарушения подтверждаются актом проверки соблюдения правил пожарной безопасности от ***, объяснением главы муниципального образования <адрес> ФИО5.

Бездействие администрации муниципального образования <адрес> не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права неопределённого круга лиц - населения муниципального образования <адрес> на охрану жизни и здоровья.

Следовательно, выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании поселка <адрес> должны быть устранены в целях предотвращения техногенной катастрофы, неблагоприятных последствий для людей и их массовой гибели.

В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, - от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании пп. 19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины администрация муниципального образования <адрес> освобождается.

Доказательства, положенные в обоснование данного решения, получены в установленном законом порядке, исследовались при разбирательстве дела в судебном заседании и ответчиком не были оспорены.

Содержание исследованных письменных доказательств показывает наличие необходимых для них реквизитов данного вида доказательств, достоверность и допустимость этих доказательств не оспаривается стороной ответчика.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит их достаточными и взаимосвязанными в их совокупности для принятия решения.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ от ***, ФЗ «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от ***, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" №68-ФЗ от ***, ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от ***, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> Фалеева В.В. (в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к исполнению требований федерального законодательства, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в срок до *** устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности: в соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельского населенного пункта установить средство звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; в соответствии с п. 90 ППБ 01-03 у водоисточников, расположенных в поселке установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); в соответствии с ст. 19 Закона № 69-ФЗ оснастить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создать необходимые условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд.

Судья                                                                                                        Т.И. Стерлёва