Дело № 2-102/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи - Хачировой Л.В.
при секретаре судебного заседания - Нянькиной Н.Н.
с участием:
истца - старшего помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Дудченко С.В.,
ответчиков - Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н.,
третьих лиц - представителя администрации муниципального образования с. Новоселицкого Исаковой О.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя Министерства сельского хозяйства Ставропольского края - Николаенко М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании иск и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. в защиту интересов Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации - Ставропольского края к Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ, о взыскании с Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н. в доход Российской Федерации 327 672 рубля, в доход субъекта Российской Федерации - бюджета Ставропольского края 436 896 рублей, незаконно полученных в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года и взыскании расходов по оплате государственной пошлины
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаев А.В. обратился в Новоселицкий районный суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации - Ставропольского края к Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н. о взыскании с Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощаповой Светланы ***, незаконно полученных в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года. Взыскании расходов по оплате государственной пошлине.
Свои требования он мотивировал, тем, что, прокуратурой района проведена проверка в муниципальном образовании села Новоселицкого об исполнении жилищного законодательства при принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о рассмотрении документов граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и получивших социальные выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». По результатам проверки выявлены нарушения федерального законодательства.
Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Голощаповой О.С. зарегистрирована и проживала с 1988 года в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 39,9 кв. м, который принадлежал на праве собственности мужу Голощаповой О.С. - Голощапову Н.М., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Новоселицким филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.
В нарушение ст. 50 ч. 4 Жилищного кодекса РФ Советом депутатов села Новоселицкого в 2008 году не устанавливалась учетная норма площади жилого помещения на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В нарушение ст. 51ч. 1 п. 2 Жилищного кодекса РФ по постановлению № 115 от 14.07.2008 «О постановке на учет граждан по улучшению жилищных условий» семья Голощаповой О.С, состоящая из 4 человек и имеющая жилой дом, общей площадью 39,9 кв. м., незаконно и необоснованно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилья.
В связи с тем, что семья Голощаповой О.С. по постановлению главы села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то в нарушение п.п. 4, 5, 12, 14, 26, 28 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 (в редакции от 31.01.2009) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», незаконно получила социальные выплаты на приобретение жилья, в связи с чем, Российской Федерации и субъекту Российской Федерации - Ставропольскому краю причинен материальный ущерб.
Министерством сельского хозяйства Ставропольского края семье Голощаповой О.С. предоставлено социальных выплат в сумме ***, в том числе за счет средств федерального бюджета - ***, за счет средств краевого бюджета ***, и в рамках программы «Социальное развитие села до 2012 года» семья Голощаповой О.С. согласно договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 77,4 кв. м., стоимостью ***.
04.02.2011 прокуратурой района опротестовано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан по улучшению жилищных условий», согласно которому семья Голощаповой О.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья.
Проверкой установлено, что семья Голощаповой О.С. незаконно получила субсидию в сумме 764 568 рублей на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Просит суд, взыскать с Голощапова О.С., Голощапова
Николая Михайловича, Голощапова С.Н. в доход
Российской Федерации *** и в доход бюджета Ставропольского
края ***, незаконно полученных в качестве социальных выплат
на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы
«Социальное развитие села до 2012 года», расходы по государственной пошлине отнести и взыскать с ответчиков.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дудченко С.В. требования изложенные в заявлении поддержала и просила суд удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Голощапова О.С. иск и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. не признала и суду показала, что она состояла на учете как нуждающаяся в виду отсутствия жилья с 1991 года, ее семья, состоящая из четырёх человек, имела право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому она написала заявление в администрацию муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края, о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Согласно Приложения № 2 к Правилам предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности ей выдали бланк заявления, который был заполнен. Каких-либо ложных сведений в администрацию села она не предоставляла, и не вводила в заблуждение администрацию.
Администрация муниципального образования села Новоселицкого проверяла все документы, недостоверных данных обнаружено не было.
Жилищная комиссия при администрации села также проверяла и рассматривала документы и вынесла решение о постановке на очередь на получение жилья по программе «Социальное развитие села до 2012 года» ДД.ММ.ГГГГ Документы проверялись неоднократно. Возили их и в край.
Ее вины и вины членов ее семьи в выявленных в последствии нарушениях в действиях администрации нет. Поэтому они, не несут ответственность за действия (или бездействие) должностных лиц администрации муниципального образования села Новоселицкого. Иск должен предъявляться не к ним, а к виновным должностным лицам, если таковые имеются.
Они являются добросовестными приобретателями жилья. Считает, что социальные выплаты на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» они получили на законных основаниях.
Просит суд отказать в иске и.о прокурора Новоселицкого района Ставропольского края.
Ответчик Голощапов Н.М., в судебном заседании иск и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. не признал и просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчица Голощапова С. Н. в судебном заседании иск и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. не признала и просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации МО с. Новоселицкого Исакова О.И. суду пояснила, что учетом граждан нуждающихся, в улучшении жилищных условий до 2005 года сначала занимался исполком Новоселицкого районного Совета народных депутатов, а затем Новоселицкая районная государственная администрация. В соответствии со ст. 30, 33 Жилищного кодекса РСФСР и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ставропольском крае список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий утверждался постановлением главы Новоселицкой районной государственной администрации. С введением в действие Жилищного кодекса РФ администрация Новоселицкого муниципального района по акту приема -передачи передала учетные дела 55 граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий проживающих на территории с. Новоселицкого в администрацию муниципального образования села Новоселицкого в числе которых и было учетное дело Голощаповой О.С.
Голощапова О.С. состояла в очереди на улучшение жилищных условий и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ т.е. до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ.
Голощапова О.С. обратилась в администрацию муниципального образования села Новоселицкого с заявлением о постановке ее на очередь на приобретение жилья по программе «Социальное развитие села до 2010 года». Голощапова О.С. работала и сейчас работает в МУК «Районный организационно- методический центр» с марта 1997 года и ее семья постоянно проживала в селе Новоселицком с 1988 года в собственном жилом доме общей площадью 39,9 кв. м. расположенным по адресу: <адрес>, где на одного члена семьи приходится 9,9 кв.м.. Учитывая, что семья Голощаповой О.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ и на основании Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 03.12.2002 года, постановления правительства Российской Федерации № 250 от 28.04.2006 года «О порядке предоставления за счет средств Федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности» постановлением главы села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ семья Голощапова О.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан на приобретение жилья по программе «Социальное развитие села до 2010 года».
До 2009 года решение «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека» Советом депутатов села Новоселицкого не принималось.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Ставропольского хозяйства - Николаенко М.Н в судебном заседании не возражал в удовлетворении иска и.о. прокурора взыскании с Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н. в доход Российской Федерации *** в доход субъекта Российской Федерации - бюджета <адрес> ***, незаконно полученных в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года и взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы дела, обозрев оригиналы данных документов в судебном заседании, оценив доказательства, считает, что требования заявления и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Из материалов гражданского дела следует, что, прокуратурой района проведена проверка в муниципальном образовании села Новоселицкого об исполнении жилищного законодательства при принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о рассмотрении документов граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и получивших социальные выплаты в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». По результатам проверки выявлены нарушения федерального законодательства.
Проверкой установлено, что Голощапова О.С. состояла в очереди на получение жилья с 1991 года и, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Голощаповой О.С. зарегистрирована и проживала с 1988 года в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 39,9 кв. м, который принадлежал на праве собственности мужу Голощаповой О.С. - Голощапову Н.М., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Новоселицким филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.
В нарушение ст. 50 ч. 4 Жилищного кодекса РФ Советом депутатов села Новоселицкого в 2008 году не устанавливалась учетная норма площади жилого помещения на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ч. 1 п. 2 Жилищного кодекса РФ по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан по улучшению жилищных условий» семья Голощапова О.С., состоящая из 4 человек, имеющая жилой дом, общей площадью 39,9 кв. м., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилья.
Голощапова О.С. состояла в очереди на улучшение жилищных условий и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием жилья, согласно общего списка №. 97 от ДД.ММ.ГГГГ.
С 2005 года с введением в действие Жилищного кодекса РФ администрация Новоселицкого муниципального района передала учетные дела 55 граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий проживающих на территории с. Новоселицкого в администрацию муниципального образования села Новоселицкого.
Согласно выписки из акта приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ № отдел муниципального хозяйства администрации Новоселицкого муниципального района СК на основании п. 6 ст. 14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» передал в администрацию МО с. Новоселицкое личные дела очередников на получение жилья в количестве - 55. Среди них личное дело Голощапова О.С., номер по акту -9, количество листов в деле - 25.
ДД.ММ.ГГГГ Голощапова О.С. обратилась с заявлением на имя главы с. Новоселицкое с просьбой о постановке на очередь на получение жилья по программе «Социальное развитие села».
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» Правительством Ставропольского края утвержден порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Согласно Постановления Правительства Ставропольского края от 20.05.2009 N 136-п "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858" (вместе с "Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", "Перечнем сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений или городских округов Ставропольского края, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции")) пунктом 4 предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются министерством сельского хозяйства в порядке и на основании документов, предусмотренных Типовым положением.
Пунктом 5 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства на основании документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, составляет сводные реестры получателей социальных выплат по форме, утверждаемой министерством, и направляет их в министерство финансов Ставропольского края с приложением платежных поручений.
Согласно п. 8 Порядка, получатели социальных выплат несут ответственность за достоверность документов, представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края порядке.
Из п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года") следует, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно Типового положения, п. 12 гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению N 2 с приложением:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;
г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;
д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) копий трудовых книжек (для работающих).
Согласно, п.14, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Пунктом 15 предусмотрено, что уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы с. Новоселицкого №, семья Голощапова О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, работающая МУК «Районный организационно-методический центр», признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилья. Поставлена на учет по улучшению жилищных условий по программе «Социальное развитие села до 2010 года». Семья состоит из 4-х человек, номер очередности - 7. (.л.д. 14).
Ответчица Голощапова О.С. обратилась с письменным заявлением в администрацию муниципального образования с. Новоселицкого с просьбой включить ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В состав семьи входит муж - Голощапов Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Голощапова С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Г.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают по адресу: <адрес>. С условиями участия в мероприятии по улучшению условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ознакомлена, обязалась их выполнять.
К заявлению ответчицы Голощаповой О.С. были приложены:
а) копии документов, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
б) копии документов, подтверждающие родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копия свидетельства о заключении брака;
г) справка о составе семьи
д) сообщение об отсутствии жилья
е) копия трудовой книжки
ё) справка о доходах
ж) письмо-сообщение о кредитоспособности.
Согласно Выписки из протокола № заседания жилищной комиссии администрации села Новоселицкого от ДД.ММ.ГГГГ решено поставить семью Голощаповой О.С. на очередь на получение жилья по программе « «Социальное развитие села до 2010 года с ДД.ММ.ГГГГ за общим №, льготный №. Состав семьи 4 человека.
Ответчицей Голощаповой О.С. были соблюдены все требования, предусмотренные Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Администрацией муниципального образования с. Новоселицкого проверена правильность оформления документов, и достоверность содержащихся в них сведений.
Заведомо недостоверной информации, содержащейся в документах, приложенных к заявлению Голощаповой О.С., выявлено не было, а также возвращения документов, с указанием причин возврата - также не последовало.
В силу п.1 ст.36 СК РФ имущество принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество полученное во время брака в дар, является его собственностью, и не может учитываться при подсчете общей площади жилых помещений на каждого члена семьи.( Такова позиция Верховного Суда РФ Определение от 15 июля 2009 года №-ВО9-25 ).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества семьей Голощаповых, состоящей из четырех человек приобретена в общую долевую собственность по 1/4 доле в праве каждому недвижимое имущество, состоящее из: квартиры и приусадебного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что со стороны ответчиков Голощаповой О.С., Голощапова Н.М., Голощаповой Н.М., недостоверных сведений для постановки на учет по улучшению жилищных условий по программе «Социальное развитие села до 2012 года» в администрацию муниципального образования с. Новоселицкого представлено не было.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту распорядительного акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 названного Кодекса).
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя наступление вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между возникшим вредом и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда. Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, пункт 1 статьи 1095, статья 1100 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда (статьи 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 ГК РФ).
Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Истцом таких доказательств суду представлено не было.
Таким, образом, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходит из не доказанности наличия всех элементов, необходимых для наступления у ответчиков Голощаповой О.С., Голощаповой Н.М., Голощаповой С.Н. деликтной ответственности. Ответчики, не являются лицами, причинившими вред Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации - Ставропольского края, так как получение средств за счет федерального бюджета не может быть поставлено им в вину, а является нарушением закона, допущенным со стороны администрации муниципального образования с. Новоселицкого.
Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
На основании вышеизложенного с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку они основаны без системного анализа норм материального права и опровергаются материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Достоверность и достаточность представленных суду доказательств, документов, письменных доказательств, имеющихся в деле, судом проверялись и признаны допустимыми, в качестве средств обоснования выводов суда.
При оценке документов и иных письменных доказательств суд проверял, что такие документы и письменные доказательства исходили от органов, уполномоченных представлять данный вид доказательства, подписаны лицом, имеющим право скреплять документы подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В., в защиту интересов Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации - Ставропольского края к Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н., в порядке ст. 45 ГПК РФ о взыскании с Голощапова О.С., Голощапов Н.М., Голощапова С.Н. в доход Российской Федерации *** в доход субъекта Российской Федерации - бюджета Ставропольского края ***, незаконно полученных в качестве социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года и взыскании расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением суда.
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 29.03.2011г.
Судья Л.В. Хачирова