Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Т.И. Стерлёвой,
при секретаре судебного заседания Тимощук О.Н.,
с участием:
помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С.,
представителя ответчика администрации муниципального образования села <адрес>, действующей по доверенности от ***, ФИО 2
ответчика председателя Совета депутатов села <адрес>, ФИО 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по исковому заявлению
и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов села <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог (в порядке ст. 45 ГПК РФ).
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаев А.В. обратился в Новоселицкий районный суд с иском (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что проведенной прокуратурой Новоселицкого района проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено бездействие в деятельности администрации и представительного органа муниципального образования села <адрес>.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ порядок содержания автомобильных дорог устанавливается муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние, отражающее степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Требования Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» действуют более 3 лет.
Вместе с тем, в нарушение ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ до настоящего времени в поселении не принят муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог.
Бездействие администрации муниципального образования <адрес> и представительного органа поселения - Совета депутатов <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность в сфере дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, осуществляя надзор за исполнением действующего законодательства Российской Федерации, а также, учитывая необходимость объективного целостного подхода в оценке имеющихся доказательств, прокуратура района считает свое вмешательство в сферу данных специфических общественных отношений законным и целесообразным.
Просит суд, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> и Совета депутатов села <адрес> в обеспечении безопасности дорожного движения в границах поселения.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> и Совет депутатов села <адрес> в срок до *** совместно разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог.
В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С. исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, полностью поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования села <адрес>, действующая по доверенности от ***, ФИО 2. в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. признала, и пояснила, что согласно ст.14 ФЗ от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.7 Устава МО <адрес> к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципального образования. Администрация села осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в целях предупреждения и во избежание дорожно-транспортных происшествий и организации безопасности дорожного движения на территории поселения. Не признаем полностью свою бездеятельность в решении этих вопросов. Администрация села следит за текущим содержанием автомобильных дорог, т.е проводит комплекс мероприятий сезонного характера, обеспечивающий чистоту и опрятный вид проезжей части придорожной территории, тротуаров и других дорожных сооружений. В зимний период в текущее содержание дорог включаются мероприятия по защите дороги от снежных отложений и заносов, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями, осуществляется посыпка песчаной смесью опасных участков дорог. Утверждены проекты организации дорожного движения в целях оптимизации методов организации дорожного движения по улицам <адрес>, испытывающим самую большую транспортную нагрузку. Осталось завершить данные работы практически по трем улицам. Администрацией села принимаются муниципальные акты по запрещению или временному ограничению проезда транспортных средств по улицам с сильным повреждением дорожного полотна на период ремонта до полного устранения дефектов способом ямочного ремонта или сооружения объездных дорог в гравийном исполнении. Администрация считает необходимым на региональном уровне рассмотреть вопрос о принятии программ обеспечения дорожного движения на территории поселений, включив статьи по финансовому обеспечению данной программы в бюджет. В настоящее время администрацией села разработан проект нормативного правового акта, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, который направлен на экспертизу в прокуратуру района.
Ответчик председатель Совета депутатов села <адрес> ФИО 1 в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. признал, и пояснил, что в настоящее время администрацией села разработан проект нормативного правового акта, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, который утверждён Советом депутатов и направлен на экспертизу в прокуратуру района.
Выслушав помощника прокурора Новоселицкого района Шпитько О.С., просившую удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., представителя ответчика администрации муниципального образования села <адрес>, действующую по доверенности от ***, ФИО 2 ответчика председателя Совета депутатов села <адрес> ФИО 1, признавших исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании оригиналы копий представленных документов, суд находит исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог (в порядке ст. 45 ГПК РФ), подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиками - администрацией муниципального образования села <адрес>, председателя Совета депутатов села <адрес>, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятии его судом.
Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч.2 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Требования Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений отдельные законодательные акты РФ» действуют более 3 лет.
Бездействие администрации муниципального образования <адрес> и представительного органа поселения - Совета депутатов <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность в сфере дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время администрацией села разработан проект нормативного правового акта, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, который утверждён Советом депутатов и направлен на экспертизу в прокуратуру района.
Однако, в связи с тем, что до настоящего времени нормативно правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, не принят, и суду не представлено доказательств принятия данного акта, суд считает требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. подлежащими удовлетворению.
Невыполнение требований Федеральных Законов и других нормативных актов является недопустимым.
Данные обстоятельства могут повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного числа лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 333.35 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.
На основании изложенного и руководствуясь, ФЗ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог (в порядке ст. 45 ГПК РФ), - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> и Совета депутатов села <адрес> в обеспечении безопасности дорожного движения в границах поселения.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> и Совет депутатов села <адрес> в срок до *** совместно разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 суток в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд со дня его вынесения.
Судья Т.И. Стерлёва