Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Т.И. Стерлёвой,
при секретаре судебного заседания Тимощук О.Н.,
с участием:
помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С.,
ответчика главы администрации муниципального образования села <адрес> ФИО 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по исковому заявлению
и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В. (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов села <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог; разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения (в порядке ст. 45 ГПК РФ).
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаев А.В. обратился в Новоселицкий районный суд с иском (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог; разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что проведенной прокуратурой Новоселицкого района проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено бездействие в деятельности администрации и представительного органа муниципального образования села <адрес>.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ порядок содержания автомобильных дорог устанавливается муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние, отражающее степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Требования Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» действуют более 3 лет.
Вместе с тем, в нарушение ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ до настоящего времени в поселении не принят муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313 направлен для практического применения в работе Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.
Требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» действуют более 12 лет.
Однако, в нарушение ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ поселением не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты, схемы и иная документация, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения.
Бездействие администрации муниципального образования <адрес> и представительного органа поселения - Совета депутатов <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность в сфере дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, осуществляя надзор за исполнением действующего законодательства Российской Федерации, а также, учитывая необходимость объективного целостного подхода в оценке имеющихся доказательств, прокуратура района считает свое вмешательство в сферу данных специфических общественных отношений законным и целесообразным.
Просит суд, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> и Совета депутатов села <адрес> в обеспечении безопасности дорожного движения в границах поселения.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> и Совет депутатов села <адрес> в срок до *** совместно разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог.
Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> в срок до *** разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения в границах поселения.
В судебное заседание не явился ответчик председатель Совета депутатов села <адрес>, который был надлежащим образом извещен о дате и месте судебного заседания.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о веремени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В связи с чем, с учётом мнения помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С., ответчика главы администрации муниципального образования села <адрес> ФИО 1, которые согласны на рассмотрение данного дела в отсутствие председателя Совета депутатов села <адрес>, суд считает возможным рассмотреть исковое заявление и.о. прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Семаева А.В.в отсутствие ответчика председателя Совета депутатов села <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Шпитько О.С. исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог; разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения, полностью поддержала.
Ответчик глава администрации муниципального образования села <адрес> ФИО 1 в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. признал, и пояснил, что в целях ликвидации отмеченных недостатков были приняты в разработку прект муниципальной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования <адрес> на *** годы» и Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения МО <адрес>. Заключение по принятым решениям сделала прокуратура *** №, замечаний по юридическому и техническому оформлению решений не имеется.
Выслушав помощника прокурора Новоселицкого района Шпитько О.С., просившую удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., ответчика главу администрации муниципального образования села <адрес> ФИО 1, признавшего исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании оригиналы копий представленных документов, суд находит исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог; разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения (в порядке ст. 45 ГПК РФ), подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком - администрацией муниципального образования села <адрес>, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятии его судом.
Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч.2 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Требования Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений отдельные законодательные акты РФ» действуют более 3 лет.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313 направлен для практического применения в работе Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.
Требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» действуют более 12 лет.
Однако, в нарушение ст.21 Федерального закона №196-ФЗ поселением не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты, схемы и иная документация, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время администрацией села приняты решения о разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, заключение по принятым решениям сделала прокуратура *** №, замечаний по юридическому и техническому оформлению решений не имеется.
Однако, в связи с тем, что до настоящего времени нормативно правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог, не принят, и суду не представлено доказательств принятия данного акта, суд считает требования и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В. подлежащими удовлетворению.
Бездействие администрации муниципального образования <адрес> и представительного органа поселения - Совета депутатов <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность в сфере дорожного движения.
Невыполнение требований Федеральных Законов и других нормативных актов является недопустимым.
Данные обстоятельства могут повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного числа лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Пункт 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматривает, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 333.35 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.
На основании изложенного и руководствуясь, ФЗ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Новоселицкого района Семаева А.В., (в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц) к администрации муниципального образования <адрес>, Совету депутатов <адрес> о возложении обязанности разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог; разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения (в порядке ст. 45 ГПК РФ), - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> и Совета депутатов <адрес> в обеспечении безопасности дорожного движения в границах поселения.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> и Совет депутатов <адрес> в срок до *** совместно разработать и принять муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок содержания автомобильных дорог.
Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> в срок до *** разработать и утвердить в установленном порядке проекты, схемы и иную документацию, на основе которых должны проводиться мероприятия по организации дорожного движения в границах поселения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 суток в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд со дня его вынесения.
Судья Т.И. Стерлёва