Решение по делу №2-375/12 по иску прокурора Новоселицкого района к администрации МО об обязании организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2012 года                                                                        с. Новоселицкое

Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Стерлёва Т.И.,

при секретаре судебного заседания Байбаковой Н.Н.,

с участием:

представителя истца - помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Клочко А.А.,

ответчика - представителя администрации муниципального образования села <адрес>, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по исковому заявлению

прокурора <адрес> Фалеев В.В. (в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Фалеев В.В. обратился в Новоселицкий районный суд с исковым заявлением (в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой в деятельности администрации муниципального образования села <адрес> выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, на территории <адрес> имеется 9 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора.

Между тем, количество установленных в населенном пункте контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора должно быть достаточным для населения, в целях недопущения образования несанкционированных стихийных свалок мусора.

ДД.ММ.ГГГГ выездной прокурорской проверкой в <адрес> обнаружены свалки твердых бытовых отходов, отходов потребления, которые образовались стихийно, соответственно, не огорожены и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. На свалках размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей), отходы потребления, остатки пищевых продуктов, фрагменты древесно-кустарниковой растительности и другой мусор. Кроме этого, сбор и вывоз этих твердых бытовых отходов и отходов потребления длительное время не производится. Меры к ликвидации несанкционированных свалок не приняты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при размещении объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

В ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отражено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Отходы производства и потребления есть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно п.п. 8, 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - твердых бытовых отходов, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно ч. 1 ст. 22. Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормами санитарных правил 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

Пунктами 2.2, 3.1, 3.3, 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что участок для устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно -бытового здания.

При этом п. 2.2.1. Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест» (утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ ) предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Из п. 2.2.2. указанных Санитарных правил следует, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 -10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов (п. 2.2.3 Санитарных правил).

Однако, в нарушении вышеуказанных требований федерального законодательства на территории <адрес> недостаточно металлических контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора, сбор отходов в установленные санитарными правилами сроки не осуществляется.

Администрацией муниципального образования <адрес> договор на оказание услуг по вывозу твердых бутовых отходов не заключался.

Согласно представленной информации сбор и вывоз отходов осуществляется администрацией <адрес> самостоятельно по мере необходимости.

Между тем, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, что отсутствует в органе местного самоуправления. В связи с чем, деятельности администрации <адрес> по сбору и вывозу отходов является незаконной.

Помимо этого, собранный в селе мусор вывозится на несанкционированную свалку, расположенную на участке местности примерно в 200 метров от населенного пункта, в непосредственной близости от кладбища, а также в иные места.

В <адрес> имеется необходимость в установке дополнительных контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, поскольку нерегулярный сбор и вывоз твердых бытовых отходов, привели к образованию несанкционированных свалок на территории населенного пункта, в том числе в жилой зоне на землях поселения.

Таким образом, администрацией муниципального образования <адрес> меры к ликвидации" стихийных свалок не приняты, требования федерального законодательства не выполняются, что лишает граждан права на благоприятную среду и на ее защиту от негативного воздействия.

           <адрес> Фалеев В.В. просит: 1. Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим и природоохранным законодательством Российской Федерации в селе <адрес>. 2. Запретить администрации муниципального образования села <адрес> размещение твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора, на земельных участках, не предназначенных для их хранения. 3. Обязать администрацию муниципального образования села
<адрес> ликвидировать
свалки твердых бытовых отходов, расположенных на территории
населенного пункта.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Клочко А.А. исковые требования прокурора <адрес> Фалеев В.В. к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов полностью поддержал.

Ответчик - представитель администрации муниципального образования села <адрес>, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6. в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> Фалеев В.В. к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов признала и не возражала против их удовлетворения, пояснив, что контейнеров установлено действительно недостаточное количество, но в настоящее время решается вопрос о дополнительном приобретение контейнеров в количестве 12 штук. Денежные средства на их приобретение уже перечислены. Требует оперативного решения и вопрос обустройства площадок для размещения полигонов для твердых бытовых отходов. На отмежеванные земельные участки ещё не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, нет ограждений и шлагбаумов. Договора на сбор твердых бытовых отходов администрацией села не заключались, мусор вывозится своими силами на санкционированные свалки. В настоящее время решается вопрос о заключении договора на оказание данного вида услуг с Новоселицким коммунхозом, проводится работа с жителями села по согласованию графика сбора мусора по территории населенного пункта. Все изложенные в исковом заявлении требования признаёт, будут принимать меры к их устранению.

Выслушав помощника прокурора <адрес> Клочко А.А., поддержавшего исковые требования прокурора <адрес> Фалеев В.В., ответчика - представителя администрации муниципального образования села <адрес>, действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 признавшую исковые требования прокурора <адрес> Фалеев В.В., исследовав материалы дела: акт проверки исполнения природоохранного законодательства от 18.09.2012 года; фототаблицы (к акту проверки от 18.09.2012 года); сообщение главы <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, серии 26 , выданное МРИ ФНС России по СК; свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, серии 26 , выданное МРИ ФНС России по СК; Устав муниципального образования села <адрес>, суд находит исковые требования прокурора <адрес> Фалеев В.В. (в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов (в порядке ст. 45 ГПК РФ), подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска представителем ответчика администрации муниципального образования села <адрес>, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ выездной прокурорской проверкой в <адрес> обнаружены свалки твердых бытовых отходов, отходов потребления, которые образовались стихийно, соответственно, не огорожены и не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. На свалках размещены твердые бытовые отходы (картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовая и полипропиленовая тара, бытовой мусор, фрагменты изделий из пластмассы и металла, фрагменты одежды и бытовых принадлежностей), отходы потребления, остатки пищевых продуктов, фрагменты древесно-кустарниковой растительности и другой мусор. Кроме этого, сбор и вывоз этих твердых бытовых отходов и отходов потребления длительное время не производится. Меры к ликвидации несанкционированных свалок не приняты.

В деятельности администрации муниципального образования села <адрес> выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

На территории <адрес> имеется 9 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора.

Между тем, количество установленных в населенном пункте контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора должно быть достаточным для населения, в целях недопущения образования несанкционированных стихийных свалок мусора.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статьёй 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно ч. 1 ст. 22. Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Санитарных правил следует, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 -10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов (п. 2.2.3 Санитарных правил).

Однако, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства на территории села Чернолесского недостаточно металлических контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора, сбор отходов в установленные санитарными правилами сроки не осуществляется.

Администрацией муниципального образования <адрес> договор на оказание услуг по вывозу твердых бутовых отходов не заключался.

Согласно представленной информации сбор и вывоз отходов осуществляется администрацией <адрес> самостоятельно по мере необходимости.

Между тем, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, что отсутствует в органе местного самоуправления. В связи с чем, деятельность администрации <адрес> по сбору и вывозу отходов является незаконной.

Помимо этого, собранный в селе мусор вывозится на несанкционированную свалку, расположенную на участке местности примерно в 200 метров от населенного пункта, в непосредственной близости от кладбища, а также в иные места.

В связи с тем, что в <адрес> имеется необходимость в установке дополнительных контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, поскольку нерегулярный сбор и вывоз твердых бытовых отходов, привели к образованию несанкционированных свалок на территории населенного пункта, в том числе в жилой зоне на землях поселения, а также администрацией муниципального образования села Чернолесского меры к ликвидации стихийных свалок не приняты, требования федерального законодательства не выполняются, что лишает граждан права на благоприятную среду и на ее защиту от негативного воздействия, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, - от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании п.п. 19 ч. 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины администрация муниципального образования села <адрес> освобождается.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 45,173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> Фалеев В.В. (в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду) к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и отходов потребления, о запрете размещения отходов (в порядке ст. 45 ГПК РФ), - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования села <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим и природоохранным законодательством Российской Федерации в селе <адрес>.

Запретить администрации муниципального образования села <адрес> размещение твердых бытовых отходов, отходов потребления и иного мусора, на земельных участках, не предназначенных для их хранения.

Обязать администрацию муниципального образования села
<адрес> ликвидировать
свалки твердых бытовых отходов, расположенных на территории населенного пункта.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд.

Судья                                                                                                        Т.И. Стерлёва