Решение по иску Ивановой С.А. о включении в специальный стаж периода работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии



                                                                                                                                                          Дело № 2–68/2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«ххх» ххх 2011 года.                                                                                                   г. Новоржев.

    Новоржевский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Кашаева Б.В.,

    при секретаре Александрович Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой С. А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новоржевском районе Псковской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы с «ххх» ххх ххх года по «ххх» ххх ххх года и о возложении на ответчика обязанности назначить трудовую пенсию с «ххх» ххх ххх года, -

Установил:

Иванова С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новоржевском районе Псковской области (далее УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области) о досрочном назначении трудовой пенсии.

В обоснование иска указала, что «ххх» ххх ххх года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако в назначении пенсии ей было отказано. При этом ответчик исключил из её педагогического стажа период работы в период с «ххх» ххх ххх года по «ххх» ххх ххх года в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки и в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на 0,5 ставки. Считая отказ пенсионных органов незаконным, просила суд включить спорный период работы в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 55 лет, и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с «ххх» ххх ххх года, а так же взыскать с ответчика в её пользу расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере ххх рублей.

В судебном заседании истица – Иванова С.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области – Граев А.И. исковые требования Ивановой С.А. не признал и просил оставить иск без удовлетворения. При этом пояснил, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истица обратилась к ответчику «ххх» ххх ххх года. Решением от «ххх» ххх ххх года №ххх Ивановой С.А. было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа, который на дату обращения был менее 25 лет, что не достаточно для принятия решения о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Период работы с «ххх» ххх ххх года по «ххх» ххх ххх года в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, не подлежит включению в педагогический стаж истицы, так как в соответствии с п.10 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от «ххх» ххх ххх года № ххх, указанная работа засчитывается в специальный стаж за период до «ххх» ххх ххх года. Работа Ивановой С.А. в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки в спорный период так же не может быть засчитана в специальный стаж, поскольку такая работа включается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Суд, заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, находит требования Ивановой С.А. не подлежащими удовлетворению.

Обращаясь в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области о восстановлении пенсионных прав, Иванова С.А. ставит вопрос о включении периода её работы с «ххх» ххх ххх года по «ххх» ххх ххх года в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки и в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на 0,5 ставки в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 55 лет, назначении ей досрочной трудовой пенсии с «ххх» ххх ххх года, а так же взыскании с ответчика в её пользу расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, в размере ххх рублей.

Как установлено в судебном заседании, Иванова С.А. работала:

в период с ххх года в должности учителя начальных классов Вехнянской начальной школы;

в период с ххх года в должности учителя начальных классов в Новоржевской средней школе;

в период с ххх года в должности учителя начальных классов в Новоржевской средней школе;

в период с ххх 2000 года в должности учителя изобразительного искусства и черчения в Новоржевской средней школе;

в период с ххх года в Новоржевской средней школе в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки и в должности воспитателя в группе продлённого дня на 0,5 ставки;

в период с ххх года в Новоржевской средней школе в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки и в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на 0,5 ставки;

в период с ххх по настоящее время в Новоржевской средней школе в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 1 ставку и более.

ххх года Иванова С.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет.

Решением от ххх, ответчик отказал Ивановой С.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку установил, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у неё менее 25 лет и составляет ххх

В педагогический стаж не был включён период работы с ххх года в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, так как указанная работа засчитывается в специальный стаж только за период до ххх года.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В рамках настоящего спора предметом исследования и правовой оценки является период работы Ивановой С.А. с ххх года в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки и в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на 0,5 ставки, который по мнению истицы подлежит включению в её педагогический стаж.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации), либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ в Постановлении от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии с пунктами 4 и 10 данных Правил, периоды выполнявшейся с 01 сентября 2000 года работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 01 ноября 1999 года.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст.80 и 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, который в разделе «Наименование должностей» содержал указание на организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

С 01 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, а периоды работы после этой даты – в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 1 которых было оговорено, что с 01 сентября 2000 года работа в должностях, которые засчитываются в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а указание на должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в вышеназванном Списке отсутствовало.

С принятием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 работникам, занимавшим должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, а работающим в должностях, указанных в Списке, так же стало известно, что их работа с 01 сентября 2000 года будет засчитываются в льготный стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П, согласно которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Таким образом, Ивановой С.А. в спорный период, ввиду того, что работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, не была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, так как её работа в должности учителя изобразительного искусства и черчения осуществлялась на 0,8 ставки, следовательно период работы истицы с ххх года в должности учителя изобразительного искусства и черчения на 0,8 ставки и в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми на 0,5 ставки, не подлежит включению в её педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд отказывает Ивановой С.А. в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Решил:

Ивановой Светлане Александровне в иске к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новоржевском районе Псковской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы с ххх года и о возложении на ответчика обязанности назначить трудовую пенсию с ххх года, а так же во взыскании с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Новоржевском районе Псковской области в её пользу расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, в размере ххх рублей – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок, начиная с «ххх» ххх 2011 года, в Псковский областной суд, подачей жалобы через Новоржевский районный суд Псковской области.

    Судья:                                                                                                                  Б.В. Кашаев.

Решение не обжаловалось. Вступило в законную силу.