Решение по иску Воробьёвой В.Н. к УПФ РФ о признании незаконным решения УПФ РФ об отказе в назначении досрочной пенсии



                                                                                                                                            Дело № 2–90/2011.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«ххх» ххх 2011 года.                                                                                                      г. Новоржев.

    Новоржевский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Кашаева Б.В.,

    при секретаре Евдокимовой О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьёвой В.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новоржевском районе Псковской области о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Новоржевском районе Псковской области от ххх об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности на Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новоржевском районе Псковской области по включению периода работы с ххх года по ххх года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, -

Установил:

Воробьёва В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новоржевском районе Псковской области (далее УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области) о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области от ххх об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности на УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области по включению периода работы с ххх года по ххх года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что ххх года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако в назначении пенсии ей было отказано. При этом ответчик исключил из её педагогического стажа период работы с ххх года по ххх года в должности социального педагога детского сада «С.». Считая отказ пенсионных органов незаконным, просила суд включить спорный период работы в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 55 лет.

В судебном заседании истица – Воробьёва В.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области – Осинская Т.П. исковые требования Воробьёвой В.Н. не признала и просила оставить иск без удовлетворения. При этом пояснила, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истица обратилась к ответчику ххх года. Решением от ххх Воробьёвой В.Н. было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа, который на дату обращения был менее 25 лет, что не достаточно для принятия решения о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Период работы с ххх года по ххх года в должности социального педагога не подлежит включению в педагогический стаж истицы, так как в соответствии с п.11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от «29» октября 2002 года № 781, указанная работа засчитывается в специальный стаж только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания, к каковым детский сад «Светлячок» не относится. Вместе с тем, исходя из представленных истицей в ходе судебного заседания документов, полагает возможным включить в специальный стаж истицы периоды работы в должности воспитателя с ххх года и с ххх года, а так же считать стаж работы Воробьёвой В.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области, составляющим ххх.

Суд, заслушав объяснения сторон и показания свидетеля, исследовав материалы дела, находит требования Воробьёвой В.Н. подлежащими частичному удовлетворению.

Обращаясь в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области о восстановлении пенсионных прав, Воробьёва В.Н. ставит вопрос о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области от ххх года №2 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложении обязанности на УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области по включению периода работы с ххх года по ххх года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет.

Как установлено в судебном заседании, Воробьёва В.Н. работала:

в должности воспитателя детского сада №ххх в период с ххх года по ххх года;

в должности библиотекаря и преподавателя иностранного языка на 0,5 ставки в СПТУ-11 в период с ххх года по ххх года, в том числе в качестве преподавателя иностранного языка: с ххх года по ххх года, с ххх года по ххх года, с ххх года по ххх года и с ххх года по хххгода;

в должности заведующей ясли-садом №ххх в период с ххх года по ххх года;

в должности воспитателя детского сада №1 в период с ххх года по ххх года;

в должности социального педагога детского сада «С.» в период с ххх года по ххх года;

в должности воспитателя детского сада «С.» в период с хххх года по настоящее время.

ххх года Воробьёва В.Н. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет.

Решением от ххх, ответчик отказал Воробьёвой В.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку установил, что специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у неё менее 25 лет и составляет ххх дней.

В педагогический стаж не был включён период работы с ххх года по ххх года в должности социального педагога, так как указанная работа засчитывается в специальный стаж только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания, к каковым детский сад «С.» не относится.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В рамках настоящего спора предметом исследования и правовой оценки является период работы Воробьёвой В.Н. с ххх года по ххх года в должности социального педагога, который по мнению истицы подлежит включению в её педагогический стаж.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Институт социальных педагогов в Российской Федерации введён решением Коллегии Государственного Комитета СССР по народному образованию от хххгода №14/4.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации), либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173–ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РФ в Постановлении от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии с пунктом 11 данных Правил, работа в должности социального педагога засчитывается в специальный стаж только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст.80 и 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, в котором в разделе «Наименование должностей» указание на социального педагога отсутствовало.

С 01 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей в выслугу, дающую право на указанную пенсию, работа в должности социального педагога засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

С принятием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 работникам, занимавшим должности социального педагога, стало известно, что их работа будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, только в учреждениях социального обслуживания, предусмотренных в пункте 13 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к условиям их пенсионного обеспечения.

Таким образом, работа Воробьёвой В.Н. в должности социального педагога в спорный период, не подлежит включению в её педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Доводы истицы о том, что работа в должности социального педагога в период с ххх года по ххх года подлежит включению в специальный стаж, поскольку должность «социальный педагог» и учреждение «детский сад» предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а так же то, что в спорный период ей была присвоена вторая квалификационная категория по должности «воспитатель», так как она периодически замещала отсутствующих воспитателей и вела кружок иностранного языка, суд находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании закона.

Вместе с тем суд находит возможным включить в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 55 лет, периоды работы истицы в должности воспитателя в детском саду «С.» с ххх года, с ххх года, с ххх по ххх и с ххх по ххх ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года и с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, поскольку данные обстоятельства подтверждаются Книгами приказов за период с ххх года по ххх год и показаниями свидетеля М.В.А. подтвердившей в судебном заседании, что в указанный период работы истица периодически замещала временно отсутствующих воспитателей.

Оснований ставить под сомнение показания истца и свидетеля у суда не имеется.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами не возможно по причинам, не зависящим от работника.

    При таких обстоятельствах, суд частично удовлетворяет заявленные Воробьёвой В.Н. исковые требования, включая в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 55 лет, периоды работы истицы в должности воспитателя в детском саду «С.» с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» и с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года и с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, и отказывает в требовании о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области от ххх об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет ввиду отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Решил:

Исковые требования Воробьёвой Валентины Николаевны удовлетворить частично.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новоржевском районе Псковской области включить Воробьёвой В.Н. в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 55 лет, периоды работы в должности воспитателя в детском саду «С.» с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» и с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года, с «ххх» по «ххх» ххх ххх года и с «ххх» по «ххх» ххх ххх года.

Воробьёвой В.Н. в иске к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новоржевском районе Псковской области о признании незаконным решения УПФ РФ (ГУ) в Новоржевском районе Псковской области от ххх об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста 55 лет – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок, начиная с «14» июня 2011 года, в Псковский областной суд, подачей жалобы через Новоржевский районный суд Псковской области.

    Судья:                                                                                                                  Б.В. Кашаев.

        Решение не обжаловано. Вступило в законную силу.