Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
в составе судьи Реутт Н.Ф.
при секретаре Шабановой М.Б.
с участием истца, его представителя по доверенности Дротянко А.В., представителей управления социальной защиты населения в г. Новороссийске по доверенности Пичугиной Ю.И., Кравченко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Димитрова Н.П. к управлению социальной защиты населения в г. Новороссийске об индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности по данной выплате и индексации суммы задолженности вследствие несвоевременной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Димитров Н.П. обратился в суд с иском к управлению социальной защиты населения в г. Новороссийске об индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, взыскании задолженности по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере № руб., индексации суммы задолженности по ежемесячной компенсации в возмещению вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании инфляционных убытков в размере № руб. и выплате с ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере № руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим законом.
В обоснование своих требований Димитров Н.П. указал, что в № году он принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в результате чего был причинен вред его здоровью. Он имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в виде ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» установлен порядок индексации доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары с использованием индекса потребительских цен на товары и услуги. В нарушении закона должностными лицами Управления социальной защиты населения в г. Новороссийске не проведена индексация компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
19 июня 2000 года принят Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда», поэтому с ДД.ММ.ГГГГ индексация производится с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда. С учетом этого с ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью индексируется с учетом коэффициента, №), с ДД.ММ.ГГГГ индекс составляет № при условии, что в период с февраля №. до 01 июля 2000г. не производилась индексация указанных сумм на основании ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П индексация за 2002 - 2004 года производится в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ. Рост прожиточного минимума в Краснодарском крае в 2001 году составил 2,085, в 2002 году - 1,223, в 2003 году - 1,187. Соответственно с 1 января 2002 года компенсация составляет № руб. С 1 января 2003 года размер компенсации составляет № руб. С 1 января 2004 года - № руб.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 30 мая 2004 года ввел ежегодную компенсацию исходя из уровня инфляции, установленного законном о федеральном бюджете на текущий год. Уровень инфляции на 2005 год был установлен 1,11%, на 2006 года - 1,09%. Исходя из этого, в 2005 году размер компенсации ВВЗ должен составлять № руб., в 2006 году № руб., в 2007 году № руб., в 2008 году - № руб., в 2009г. № руб.,
Общая сумма ежемесячной компенсации ВВЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ № рублей. Фактически выплачено № рублей. Задолженность составляет № рублей.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Дротянко А.В., уточнили исковые требования. Ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, просили проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Единовременно взыскать за счет средств федерального бюджета с Управления социальной защиты населения в г. Новороссийске задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере № руб. Взыскать за счет средств федерального бюджета, с Управления социальной защиты населения в г. Новороссийске Департамента социальной защиты населения Краснодарского края инфляционные убытки в размере № руб., а также обязать Управление социальной защиты населения в г. Новороссийске выплачивать Димитрову Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере № руб. с последующей индексацией.
Представители ответчиков Кравченко Е.И. и Пичугина Ю.И. иск не признали, указав в своих возражениях, что Димитрову Н.П., как участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, были выплачены все причитающиеся ему компенсационные выплаты. Просят применить срок исковой давности. Индексация присужденных судом сумм производится на день исполнения решения суда. Суд решение не выносил. Просили в иске отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление представителей ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и взыскании задолженности не более чем за три года не может быть принято во внимание, поскольку согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2006г. № 445-О положения статьи 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Из представленных суду документов видно, что Димитров Н.П. участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие которой причинен вред его здоровью. Он является инвалидом третьей группы
В соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" №1244-1 от 15 мая 1991 года (базовый Закон) Димитров Н.П. получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы (далее компенсация ВВЗ).
Фактически компенсация ВВЗ выплачивалась Димитрову Н.П. в размере: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по № руб. ежемесячно,
с №
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Согласно ст.5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ) государственные пенсии, в том числе пенсии по инвалидности, пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, которым механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции до внесения изменений в действующее законодательство были вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, этих сумм с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Данная конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер. Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции. Ею закреплялось, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими Постановлениями, начиная с 2004 года ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат. Эти постановления, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, Конституционным Судом РФ признаны не нарушающими какие-либо права граждан.
Статьей 1 Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в пункт 25 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, согласно которым установлены твердые размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.
Согласно статье 5 Федерального закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ названные изменения вступили в силу со дня официального опубликования данного Закона, то есть с 15 февраля 2001 года.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, а также пунктом 5 Постановления Министерства труда РФ от 30.11.2001 г. №83, гражданам, получавшим до вступления в силу названного Закона (то есть до 15 февраля 2001 года), суммы возмещения вреда выплачиваются в твердом размере, установленном с учетом изменений, внесенных законом №5-ФЗ, либо выплачивается ранее установленная из заработка сумма возмещения вреда, если она превышает твердый размер.
Димитрову Н.П. была установлена сумма возмещения вреда, исчисленная из заработка, в размере № руб. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приведенными выше нормами ему был установлен твердый размер ежемесячной денежной компенсации в размере № рублей, как более выгодный для получателя.
Дальнейшая индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ должна производиться из расчета назначенной твердой денежной суммы - № рублей.
Требование истца индексировать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ранее назначенную сумму, исчисленную из заработка, основано на законе.
В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции от 24.11.1995 г.), статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 г. по 29.11.2002 г.) допускалась возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признано, что взаимосвязанные нормы части 3 статьи 5 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. от 12.02.2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по РФ, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют части 1 статьи 19, статье 42 и части 2 статьи 55 Конституции РФ.
До внесении соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величин прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательстве субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если такое отсутствует на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров в
Краснодарском крае за № год составляет № при этом
№ копеек - это величина прожиточного минимума в Краснодарском крае, согласно данным опубликованным в журнале «Социальная сфера и уровень жизни населения края», который является
изданием Краснодарского краевого комитета государственной статистики.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством получаемая истцом сумма возмещения вреда здоровью с 1 №
Исходя из этого, задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период с №
Задолженности по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период № №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период № №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Задолженность по выплате компенсации ВВЗ за период №
Всего за указанные годы Димитрову Н.П. выплачено №
Также подлежат удовлетворению требования истца об индексации сумм задолженности с учетом роста потребительских цен, поскольку в установленном законом порядке с № указанные суммы проиндексированы своевременно не были. Недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело, как указано в определении Верховного Суда РФ по делу по иску ФИО1 к УСЗН по КК в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 02 июля 2010г. № 18-В10-40, к нарушению гарантированного законодателем прав на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению гражданину имущественного вреда (убытков). Указанная индексация повторной не является, поскольку коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.
Сумма задолженности за каждый год, начиная с №., подлежит индексации с учетом роста потребительских цен в следующем порядке:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма задолженности № руб., которая с учетом индексации составляет № руб.
С ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью с учетом индексации должен составлять № руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Димитрова Н.П. удовлетворить.
Взыскать единовременно в пользу Димитрова Н.П. с управления социальной защиты населения в городе Новороссийске за счет средств федерального бюджета Российской Федерации задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации суммы задолженности в размере № №
Обязать управление социальной защиты населения в городе Новороссийске, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно выплачивать Димитрова Н.П. денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере № с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
решение не вступило в законную силу
Судья Н.Ф. Реутт