Истец: Дьяченко М.И., ответчик: УПФР в г. Новороссийске, о признании незаконным решения комиссиии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



К делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск «07» февраля 2011 г.

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

судьи Константиновой Р.П.

при секретаре Хряшко Е.И.

с участием истицы Дьяченко М. И. и его представителя по доверенности Караевой А. С., представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Новороссийске по доверенности Пищиковой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяченко М. М. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Новороссийске о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязании назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Дьяченко М. М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Новороссийске о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании произвести назначение пенсии, и взыскании судебных расходов.

В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности поддержали заявленные требования и пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко М. М. обратилась в ГУ УПФР в г. Новороссийске с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся 25-летним стажем педагогической деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца) в должности учителя-логопеда СШ №, так как в выписке из ИЛСЗЛ отсутствует начисление заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 17 дней) в должности воспитателя детского сада войсковой части № г. Очамчира республики Грузия ввиду отсутствия справки из агентства социальных субсидий Грузии об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение и социальное страхование; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 23 дня) в должности учителя-логопеда ДДУ № 50, так как детские дошкольные учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Считает отказ незаконным.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учитель-логопед СШ № 10 истица находилась в дополнительном отпуске для подготовки и защиты дипломного проекта со сдачей государственных экзаменов и за нею в соответствии со ст. 196 КЗоТ РФ и ст. 17 ФЗ от 22.08.1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавших в спорный период, сохранялось место работы, была выплачена заработная плата, и, соответственно, в указанный период производились выплаты страховых взносов в ПФ РФ, поэтому данный период должен быть включен в специальный педагогический стаж.

Период работы в должности воспитателя детского сада в/ч 2372 г. Очамчира республики Грузия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж, так как УПФР обязан исходить в первую очередь из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья. Своим отказом в зачете в льготный стаж данного периода работы УПФР в г. Новороссийске поставило реализацию права истицы на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, в зависимость от дипломатических отношений между РФ и р. Грузия, заведомо зная, что получение какой-либо информации из Грузии невозможно. Детский сад в/ч 2372 располагался на территории воинской части, то есть фактически на территории РФ, то есть истица осуществляла педагогическую деятельность в российском государственном учреждении для детей.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя-логопеда ДДУ № 50 подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

В 1990-е годы дошкольные учреждения изначально существовали только как детские сады, то есть являлись образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, но название ДДУ применялось к любому детскому саду, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ все детские сады действовали в соответствии с положением «О детском дошкольном учреждении (ДДУ)», утвержденном Приказом Министерства просвещения ССР от 29.01.1985 г. № 16. С 01.07.1995 г. дошкольные учреждения стали действовать в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677. Однако ДДУ № 50 по прежнему в некоторых документах называлось детский сад или ясли-сад и только постановлением главы администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ № наименование «Детский сад № 50» было изменено на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 50».

Просит иск удовлетворить, признать решение комиссии незаконным. В связи с имеющимся стажем педагогической деятельности 25 лет назначить пенсию в с момента обращения в УПФР в г. Новороссийске, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать понесенные по делу судебные расходы: по оплате госпошлины 200 руб., оформление доверенности 700 руб., и услуги представителя 4 000 руб.

Представитель УПФР в г. Новороссийске по доверенности Пищикова Е. А. иск не признала и пояснила, что в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно Соглашению между Правительством РФ и Правительством республики Грузия от 16.05.1997 г. при назначении пенсии учитывается трудовой (страховой) стаж на территории бывшего СССР по 31.12.1991 г. С 01.01.1992 г. может быть засчитан стаж, если уплачивались пенсионные страховые взносы в полномочные органы Грузии. Истицей не представлена справка из агентства социальных субсидий Грузии об уплате страховых взносов в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 17 дней) в должности воспитателя детского сада войсковой части № 2372 г. Очамчира республики Грузия, поэтому данный период обоснованно не засчитан в специальный стаж.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя-логопеда в ДДУ № 50 не засчитан в специальный стаж, так как детское дошкольное учреждение не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем-логопедом в СШ № 10 не засчитан в специальный стаж, так как в выписке из ИЛСЗЛ отсутствует начисление заработной платы. В указанный период истица находилась в дополнительном отпуске, который не входит в стаж.

Считает вынесенное комиссией решение законным и обоснованным и просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав истицу и ее представителя по доверенности, представителя ответчика, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко М. М. обратилась в УПФР в г. Новороссийске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании п/п 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко М. М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального педагогического стажа 25 лет. В специальный стаж не включены периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца) в должности учителя-логопеда СШ № 10, так как в выписке из ИЛСЗЛ отсутствует начисление заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 17 дней) в должности воспитателя детского сада войсковой части № 2372 г. Очамчира республики Грузия ввиду отсутствия справки из агентства социальных субсидий Грузии об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение и социальное страхование; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 23 дня) в должности учителя-логопеда ДДУ № 50, так как детские дошкольные учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Специальный стаж составил 22 года 02 месяца 27 дней.

Суд считает данное решение комиссии незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада войсковой части № 2372 г. Очамчира республики Грузия должен быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством республики Грузия от 16.05.1997 г. при назначении пенсии учитывается трудовой (страховой) стаж на территории бывшего СССР по 31.12.1991 г. С 01.01.1992 г. может быть засчитан стаж, если уплачивались пенсионные страховые взносы в полномочные органы Грузии.

Доводы представителя ответчика о том, что истицей из Агентства социальных субсидий Грузии не представлены сведения об уплате ею страховых взносов на пенсионное обеспечение и социальное страхование в оспариваемый период, суд считает не состоятельными, нарушающими ее права на получение пенсии, гарантированные Конституцией РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 15.01.2009 г. № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлении Конституционного суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности п.1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал в связи с запросами ВС РФ и Учалинского районного суда республики Башкортостан и жалобам граждан А. В. Докукина, А. С. Муратова, Т. В. Шестаковой», п. 2 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко М. М. работала в детском саду № в/ч 2372, дислоцированной г. Очамчир республики Грузия, следовательно, отсутствие сведений об уплате страховых взносов в этот период не должно быть поставлено в зависимость от включения этого периода в специальный педагогический стаж.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем-логопедом СШ № 10 также подлежит включению в специальный педагогический стаж. Как следует из представленных документов, в указанный период истица находилась в дополнительном отпуске по подготовке и защите дипломного проекта со сдачей государственных экзаменов.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 2 указанного Постановления при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В соответствии с п. 5 данных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по СШ № 10 Дьяченко М. М. был предоставлен дополнительный отпуск для подготовки и защиты дипломного проекта со сдачей государственных экзаменов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Отпуск был предоставлен с сохранением заработной платы в соответствии со ст. 17 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г.

Согласно расчету бухгалтера СШ № 10, приведенному в Записке о предоставлении отпуска, средняя заработная плата Дьяченко М. М. за октябрь-декабрь 1999 г. и январь 2000 г. составила 2 728 руб. 63 коп. Данный расчет также указан бухгалтером в лицевом счете Дьяченко М. М., в котором в строке «октябрь» указана эта же сумма - 2 728 руб. 63 коп., а в графе налоги указана сумма удержанного налога - 27 руб. 29 коп., что составляет 1% от начисленной суммы заработной платы, то есть тариф страховых взносов в ПФ РФ, установленный ст. 1 ФЗ от 04.01.1999 г. № 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ…».

Таким образом, установлено, что за период нахождения в дополнительном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дьяченко М. М. была выплачена средняя заработная плата, из которой произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ, время нахождения в дополнительном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены комиссией в специальный стаж, поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем-логопедом ДДУ № 50 также подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ № 463 от 06.09.1991 г., № 1067 от 22.09.1999 г. и № 781 от 29.10.2002 г. утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Право на досрочную трудовую пенсию по п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется согласно вышеуказанным спискам.

Ссылку представителя ответчика на то обстоятельство, что указанными списками не поименованы детские дошкольные учреждения, не являются основанием для отказа в иске.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) в должностях, предусмотренных списком независимо от ведомственной принадлежности учреждений (организаций).

С 29.01.1985 г. по 01.07.1995 г. все детские сады действовали в соответствии с положением «О детском дошкольном учреждении (ДДУ)», утвержденном Приказом Министерства просвещения ССР от 29.01.1985 г. № 16.

С 01.07.1995 г. дошкольные учреждения стали действовать в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677.

Однако ДДУ № 50, в котором работала истица, по прежнему в некоторых документах называлось детский сад или ясли-сад и только постановлением главы администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ № наименование «Детский сад № 50» было приведено в соответствие с законодательством и переименовано на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 50».

Работа в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с указанными Списками засчитывается в специальный педагогический стаж.

Поскольку федеральным законодательством не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ заявителям в назначении пенсии в зависимости от правового статуса и наименования учреждения, где они работают, является незаконным.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях, поэтому, период работы Дьяченко М. М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем-логопедом ДДУ № 50 подлежит включению в специальный стаж.

Учитывая, что педагогический стаж истицы с учетом оспариваемых периодов составляет более 25 лет, она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с момента обращения в УПФ РФ в г. Новороссийске, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При подаче заявления Дьяченко М. М. по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ оплачена госпошлина 200 руб., понесены расходы по оформлению доверенности в сумме 700 руб. Учитывая, что решение принято в пользу истицы, с ГУ УПФР в г. Новороссийске подлежат взысканию указанные расходы.

ДД.ММ.ГГГГ между Дьяченко М. М. и Караевой А. С. заключен договор на оказание платных юридических услуг по подготовке иска и представительства в суде. За оказанные услуги истица платила 4 000 руб., что подтверждается распиской.

Учитывая сложность и объем рассмотренного дела, услуги Караевой А. С., оказанные по договору в виде составления иска и участия в судебном заседании в качестве представителя Дьяченко М. М., с учетом разумности суд считает необходимым взыскать расходы на представителя в размере 4 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Дьяченко М. М. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Дьяченко М. М. во включении в специальный стаж периодов ее работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать УПФ РФ в г. Новороссийске включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Дьяченко М. М. периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем-логопедом СШ № 10;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского сада войсковой части № 2372 г. Очамчира республики Грузия;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем-логопедом ДДУ № 50 и назначить пенсию с 03.06.2010 г.

Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске в пользу Дьяченко М. М. расходы по делу в сумме 4 900 (четыре тысячи девятьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через суд Приморского района г. Новороссийска в течение 10 дней.

решение не вступило в законную силу

Судья: