К делу №- Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Новороссийск «28» июня 2011 г. Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: судьи Константиновой Р.П., при секретаре Хряшко Е. И., с участием пом. прокурора г. Новороссийска Долговой Е. В., представителей ответчиков - МАОУ СОШ № 28 по доверенности Коротенко Е. И. и Авериной О. В., представителя МУ «Управление образования» МО г. Новороссийск Щербининой Н.И., представителя отдела государственного пожарного надзора г. Новороссийска по доверенности Хрыкина Е. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новороссийска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа № 28 об устранении нарушений требований ФЗ «О пожарной безопасности», У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Новороссийска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАОУ СОШ № 28 об устранении нарушений требований ФЗ «О пожарной безопасности», обосновав свои требования следующим. На основании поручения прокуратуры г. Новороссийска государственным инспектором г. Новороссийска по пожарному надзору в ходе прокурорской проверки в помещениях МАОУ СОШ № 28 г. Новороссийска, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> на предмет соблюдения норм федерального законодательства при осуществлении деятельности, выявлены существенные нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в основном здании по <адрес> в <адрес>: - не организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения), согласно СП 3.13130.2009, ГОСТ Р 12.2.143-2002 п. 4.1.1 выразившееся в отсутствии фотолюминесцентной эвакуационной системы и т.д. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в здании не обеспечивается: подачей световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещением и обеспечением освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включением эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционным открыванием запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечением связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иными способами, обеспечивающие эвакуацию (ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 84 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.); - не выполнено устройство подъезда к пожарному водоёму из твёрдого покрытия размером 12 х 12 м. для забора воды пожарным автомобилем в любое время года. (ППБ 01-03 п. 94); - объект не оборудован (переоборудовать) пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с СП 5.13130.2009 и СП 3.13130.2009. (ч. 2 ст. 54 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.); - не выполнена блокировка систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий, сооружений и строений, обеспечивающая при пожаре обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов) (СП 7.13130.2009 р. 6, 7.) (ч. 9 ст. 85 ФЗ № 123 от 22.07.2008г); - не обеспечено функционирование системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания согласно СП 3.13130.2009 п. 3.4, СП 6.13130.2009 п. 4.6. выразившееся в том, что кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки не обеспечивают работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону и т.д. (ч. 7 ст. 84 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.): системы обнаружения пожара (системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации людей в условиях конкретного объекта, согласно СП 5.13130.2009 п. 13.1.9, а именно: суммарное значение времени обнаружения пожара пожарными извещателями и расчетное время эвакуации людей превышает время наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара и т.д. (ч. 1 ст. 54 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.; ст. 37 ФЗ № 69 от 21.12.94 г.); - линии связи между техническими средствами автоматической установкой пожарной сигнализации не выполнены обеспечивающими с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами, согласно СП 6.13130.2009; СП 5.13130.2009 п. 13.15.7 выразившееся в том, что пожаростойкость проводов и кабелей, подключаемых к различным компонентам систем пожарной автоматики, меньше времени выполнения задач этими компонентами для конкретного места установки и т.д. (ч. 2 ст. 103 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.; ст. 37 ФЗ № 69 от 21.12.94 г.); - информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, не соответствует информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже здания планах эвакуации людей (ч. 2 ст. 84 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.): кабели и провода систем противопожарной защиты, аварийного освещения на путях эвакуации в здании не выполнены обеспечивающими работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, согласно СП 6.13130.2009 п. 4.1, выразившееся в том, что кабельные линии систем противопожарной защиты не выполнены огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-HFFR) и т.д. (ч. 2 ст. 82 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.; ст. 37 ФЗ № 69 от 21.12.94 г.); - горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в здании не выполнены защищенными от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не выполнены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. (ч. 7 ст. 82 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.) - не предоставлена техническая документация на электротехническую продукцию (в том числе паспорта и технические условия) содержащая информацию о ее пожарной опасности. (ч. 2 ст. 141 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.) В здании начальной школы, расположенной по адресу: <адрес>: - не обеспечено функционирование системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, согласно СП 3.13130.2009 п. 3.4, СП 6.13130.2009 п. 4.6. выразившееся в том, что кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки не обеспечивают работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону и т.д. (ч. 7 ст. 84 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.): системы обнаружения пожара (системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации людей в условиях конкретного объекта, согласно СП 5.13130.2009 п. 13.1.9, а именно: суммарное значение времени обнаружения пожара пожарными извещателями и расчетное время эвакуации людей превышает время наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара и т.д. (ч. 1 ст. 54 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.; ст. 37 ФЗ № 69 от 21.12.94 г.) - линии связи между техническими средствами автоматической установкой пожарной сигнализации не выполнены обеспечивающими с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами согласно СП 6.13130.2009; СП 5.13130.2009 п. 13.15.7 выразившееся в том, что пожаростойкость проводов и кабелей, подключаемыех к различным компонентам систем пожарной автоматики меньше времени выполнения задач этими компонентами для конкретного места установки и т.д. (ч. 2 ст. 103 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.; ст. 37 ФЗ № 69 от 21.12.94 г.); - информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, не соответствует информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже здания планах эвакуации людей. (ч. 2 ст. 84 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.): кабели и провода систем противопожарной защиты, аварийного освещения на путях эвакуации в здании не выполнены обеспечивающими работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, согласно СП 6.13130.2009 п. 4.1, выразившееся в том, что кабельные линии систем противопожарной защиты не выполнены огнестойкими кабелями с медными жилами, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-LSFR) или не содержащими галогенов (нг-HFFR) и т.д. (ч. 2 ст. 82 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.; ст. 37 ФЗ № 69 от 21.12.94 г.); - не организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения). согласно СП 3.13130.2009, ГОСТ Р 12.2.143-2002 п. 4.1.1, выразившееся в отсутствии фотолюминесцентной эвакуационной системы и т.д. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в здании не обеспечивается: подачей световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещением и обеспечением освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включением эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционным открыванием запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечением связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иными способами, обеспечивающие эвакуацию (ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 84 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.); - не предоставлена техническая документация на электротехническую продукцию (в том числе паспорта и технические условия), содержащая информацию о ее пожарной опасности. (ч. 2 ст. 141 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.). С учетом выявленных нарушений ОНД г. Новороссийска 04.04.2011 г. дано заключение о том, что состояние помещений МАОУ СОШ 28 г. Новороссийска не позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, и создает угрозу жизни и здоровью людей. Согласно п.13 ст. 16 Федерального закона от 06.03.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Помимо этого, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития. В свете трагических последствий пожаров, унесших жизни людей, игнорирование администрацией МАОУ СОШ 28 г. Новороссийска норм рассматриваемого федерального законодательства является недопустимым. Ненадлежащее выполнение указанным учреждением требований пожарной безопасности может создать условия к возникновению пожара и человеческим жертвам. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризму и защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Положения Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ раскрывают понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности минимизация последствий террористического акта на территории МАОУ СОШ 28 г. Новороссийска не будет достигнута. В настоящее время деятельность МАОУ СОШ 28 г. Новороссийска осуществляется с нарушением требований правил пожарной безопасности, что создает опасность жизни и здоровью людей. В судебном заседании пом. прокурора г. Новороссийск Долгова Е. В.поддержала заявленные требования и просит иск удовлетворить. Представитель МАОУ СОШ № 28 Коротенко Е. И. пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности имеют место. Основной вопрос связан с системой эвакуации. С 2008 г. администрация школы обращается в Управление образования для оказания финансирования с целью устранения нарушений правил пожарной безопасности. Составлена смета на устранение недостатков, в 2011 г. школе выделены денежные средства в размере 400 000 руб. Представитель МАОУ СОШ № 28 Аверина О. В. пояснила, что подъезд и площадку школа оборудует за счет собственных средств и сил. Вопрос об устранении остальных нарушений решается. Представитель МУ «Управление образования» МО г. Новороссийск по доверенности пояснила, что в г. Новороссийске 33 школы, в каждой из которых имеются недостатки, связанные с пожарной безопасностью. МАОУ СОШ № 28 по смете выделены денежные средства, за счет которых возможно устранить выявленные нарушения. Представитель Отдела государственного пожарного надзора г. Новороссийска по доверенности пояснил, что в МАОУ СОШ № 28 имеются нарушения по пожарной автоматике, необходимо разработать план эвакуации. Система оповещения людей о пожаре не работает, отсутствует специальный текст системы оповещения. Сигнализация имеется, но не соответствует действующим требованиям, вентиляция при срабатывании не отключается. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что МАОУ СОШ № 28 постановлено на учет в ИФНС по г. Новороссийску ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством серии <данные изъяты> № и, согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, является действующим юридическим лицом. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Положения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ и принятых во исполнение его положений нормативные правовые акты определяют пожарную безопасность как одну из важнейших функций государства Согласно п.13 ст. 16 Федерального закона от 06.03.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Помимо этого, руководители организаций обязаны разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития. Прокуратурой г. Новороссийска совместно с государственным инспектором г. Новороссийска по пожарному надзору была проведена проверка в помещениях МАОУ СОШ № 28 г. Новороссийска, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес> на предмет соблюдения норм федерального законодательства при осуществлении деятельности, в ходе которой выявлены существенные нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», указанные в иске, в основном здании по <адрес> в <адрес> и в здании начальной школы, расположенной по <адрес> в <адрес>. По итогам проверки установлено, что эксплуатация помещений осуществляется с нарушениями требований пожарной безопасности, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью людей. Наличие установленных нарушений ответчиками не оспаривается и объясняется недостаточным финансированием. В свете трагических последствий пожаров унесших жизни людей игнорирование администрацией МАОУ СОШ 28 г. Новороссийска норм рассматриваемого федерального законодательства является недопустимым. Ненадлежащее выполнение указанным учреждением требований пожарной безопасности может создать условия к возникновению пожара и человеческим жертвам. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризму и защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Положения Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ раскрывают понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Таким образом, в случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности минимизация последствий террористического акта на территории МАОУ СОШ 28 г. Новороссийска не будет достигнута. Учитывая изложенное, суд считает заявленные прокурором г. Новороссийска в интересах РФ, неопределенного круга лиц требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Новороссийска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 28 устранить допущенные нарушения требований ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через суд Приморского района г. Новороссийска в течение 10 дней. решение не вступило в законную силу Судья: