Селезнева Н.В., Лубенская В.В. к Лазутину В.В. о государсвтенной регистрации перехода права собственности



К делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2011 годаг. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска, Краснодарского края в составе:

судьиСеменова Н.С.

при секретареТимошкине С.С,

с участием представителей: Лубенской В.В. - Лубинца О.В., Лазутина В.В. и Лазутиной А.Н. - Селезнева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Селезневой Н.В. и Лубенской В.В. к Лазутину В.В. о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Селезнева Н.В. и Лубенская В.В. приходятся родными сестрами, отцом которых является Лазутин В.В.

Являясь собственником земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> 10.05.2007 г. Лазутин В.В. заключил с дочерями письменный договор купли-продажи названного объекта недвижимости. Договор купли-продажи не прошел государственной регистрации.

Селезнева Н.В. и Лубенская В.В. обратились в суд с иском, в котором просили признать действительной сделку купли-продажи земельного участка, заключенную 10.05.2007 г. и признать за каждой из них право собственности по 1/2 доле на земельный участок площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, исключив Лазутина В.В. из числа собственников на указанное имущество. В последующем, истцы изменили свои требования и просили суд принять решение о государственной регистрации перехода к каждой из них права собственности по 1/2 доле названного земельного участка. В обосновании своих требований истцы указали на то, что свои обязательства по сделке они выполнили в полном объеме, выплатив Лазутину В.В. сумму денег, указанную в договоре и получили от продавца земельный участок и подлинные правоустанавливающие документы на приобретенный объект недвижимости. По причине уклонения ответчика от государственной регистрации сделки, они лишены возможности зарегистрировать за собой право собственности на приобретенный объект недвижимости.

В судебном заседании Лубинец О.В. требования Лубенской В.В. поддержал и, в дополнении к обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что при заключении сделки купли-продажи земельного участка Лазутину В.В. не требовалось получения письменного согласия своей супруги на совершение сделки, поскольку данный земельный участок был передан Лазутину В.В. в порядке приватизации по безвозмездной сделке, вследствие чего, является его личным имуществом. Считает необоснованными требования представителя ответчика о применении последствий пропуска истцами сроков исковой давности, поскольку такое заявление могло быть заявлено ответчиком только до принятия судом первого решения по данному делу. Не заявление ответчиком требования о применении последствий пропуска сроков исковой давности лишает Лазутина В.В. права на подачу такого заявления после отмены решения суда первой инстанции и направления дела на новое рассмотрение.

Селезнева Н.В. в судебное заседание не явилась, хотя о месте и времени его проведения была уведомлена надлежащим образом. Как следует из пояснений Селезнева В.А., который приходится супругом Селезневой Н.В., истица не явилась в судебное заседание в связи с необходимостью ухода за малолетним ребенком. Принимая во внимании неуважительность причины неявки Селезневой Н.В. в судебное заседание, суд определил возможным рассмотреть данное дело в отсутствии Селезневой Н.В.

Представитель Лазутина В.В. и Лазутиной А.Н. Селезнев В.А. требования истцов в судебном заседании не признал и просил суд отказать в их удовлетворении. В обосновании своей позиции Селезнев В.А. пояснил, что в 2007 г. у Лазутина В.В. возникли проблемы в бизнесе, в связи с чем, в семейном кругу было принято решение о формальном заключении между отцом и дочерями договора купли-продажи земельного участка, который они могли бы в последствии оформить на свое имя. Никаких денег по данному договору никто из истцов Лазутину В.В. не передавал. В конце 2009 г. между членами семьи появились недопонимания, в результате которых возник данный спор. Требования истцов не могут быть удовлетворены, поскольку при заключении договора купли-продажи объекта недвижимости Лазутин В.В. не получил письменного согласия своей супруги Лазутиной А.Н. на отчуждение недвижимого имущества, являющего совместной собственностью супругов. Просит суд применить последствия пропуска истцами сроков исковой давности.         

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истцов.

Право собственности Лазутина В.В. на земельный участок площадью 0.12 га. и 0.03 га., расположенный по адресу: <адрес>, подтверждается свидетельством на право собственности на землю, выданным 30.11.1992 г. и распоряжением главы администрации ст. Натухаевская г. Новороссийска №274 от 29.09.1994 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Как определено п. 1 ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

Договор продажи недвижимости, в соответствии с требованиями ст. 550 ГК РФ, заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Как видно из представленного суду договора купли-продажи земельного участка, датированного 10.05.2007 г., Лазутин В.В. продал Лубенской В.В. и Селезневой Т.В. в равных долях земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 2.1 договора, цена проданного земельного участка определена сторонами в 300 000 руб., который покупатели передали продавцу до подписания настоящего договора. Передачу продавцом покупателям документов на земельный участок, стороны признали актом приема-передачи имущества, что отражено в п. 4.3. указанного договора. В соответствии с п. 5.2 договора купли-продажи покупатель приобретает право собственности на земельный участок с момента государственной регистрации перехода права собственности.

Пунктом 3 ст. 551 ГК РФ закреплено, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Рассматривая требования истцов, суд считает необходимым дать оценку соответствия договора купли-продажи земельного участка, заключенному 10.05.2007 г. действующим нормам материального права.

Пунктом 1 ст. 37 ЗК РФ установлена особенность купли-продажи земельных участков, заключающаяся в том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 554 ГПК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Договор купли-продажи земельного участка, датированный 10.05.2007 г., не содержит данных о кадастровом учете продаваемого земельного участка, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в данном договоре продажи недвижимости, предмет сделки не определен сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Как видно из свидетельства о заключении брака, выданного 17.09.1982 г. и свидетельства о расторжении брака, выданного 21.10.2009 г., Лазутин В.В., заключая сделку купли-продажи вышеуказанного земельного участка, состоял в зарегистрированном браке с Лазутиной А.Н. с 1982 по 2009 г.

Спорный земельный участок по частям был предоставлен в собственность Лазутину В.В. в 1992 и 1994 годах.

Исходя из требований п. 1 ст. 34 СК РФ предусматривающего, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, а также п. 3 ст. 35 СК РФ устанавливающего обязанность супруга получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга для совершения сделки по распоряжению недвижимостью, суд приходит к выводу, что сделка купли-продажи земельного участка, заключенная Лазутиным В.В., состоящим в зарегистрированном браке, без получения нотариального согласия супруги Лазутиной А.Н., противоречит требованиям СК РФ, регулирующим вопросы распоряжения общим имуществом супругов.

Доводы Лубинца О.В. о том, что земельный участок, проданный Лазутиным В.В., является его личной собственностью, поскольку был получен им хоть и в браке, но по безвозмездной сделке, суд признает несостоятельными. Земельный участок, ставший предметом сделки купли-продажи, был предоставлен органом местного самоуправления бесплатно в собственность Лазутина В.В. с учетом его семьи, в состав которой входила и супруга Лазутина А.Н. По этой причине спорный земельный участок является общим имуществом бывших супругов Лазутина В.В. и Лазутиной А.М.

Принимая во внимание несоответствие нормам материального права сделки купли-продажи земельного участка, заключенной 10.05.2007 г. между Лазутиным В.В., с одной стороны и, Селезневой Н.В. и Лубенской В.В. с другой стороны, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для государственной регистрации перехода права собственности от Лазутина В.В. к Селезневой Н.В. и Лубинской В.В., на земельный участок площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Разрешая заявление Селезнева В.А. о применении последствий пропуска истцами срока исковой давности, суд считает необходимым отказать в его удовлетворении.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 64 совместного постановления №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности» поскольку законом не предусмотрено иное, общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, распространяется на требование о государственной регистрации сделки или перехода права собственности. По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по требованию о государственной регистрации сделки или перехода права собственности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Учитывая, что сделка купли-продажи земельного участка была заключена сторонами по делу 10.05.2007 г., а истцы обратились в суд с требованием, которое основано на уклонении продавца по сделке от государственной регистрации перехода права собственности на приобретенный объект недвижимости 15.12.2009 г., то есть до истечении трехлетнего срока исковой давности, суд приходит к выводу о соблюдении истцами срока исковой давности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Селезневой Н.В. и Лубенской В.В. к Лазутину В.В. о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в законную силу не вступило

Судья                                                                       Н.С. Семенов