К делу № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 сентября 2011 года г. Новороссийск Приморский районный суд г. Новороссийска, Краснодарского края, в составе: судьи Семенова Н.С., при секретаре Тимошкине С.С., с участием представителя истца - Деревянко Ю.В., ответчика Каюда В.Г. - Краева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Новороссийска к Каюде В.Г. и Ивановой С.В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Новороссийска обратилась в суд с иском, в котором указала, что в августе 2009 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю» был поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 16 076 кв.м. с кадастровым номером 23:47:0101001:454, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ст. Натухаевская, справа от трассы «Новороссийск-Анапа». Указанный земельный участок был сформирован в счет земельной доли Ивановой С.В. в праве общей долевой собственности ААФ «Натухаевская и В» на основании свидетельства о государственной регистрации права и выписки из постановления главы администрации г. Новороссийска №1776 от 27.09.1996 г. В настоящее время собственником указанного земельного участка является Каюда В.Г., который приобрел его по договору купли-продажи у Ивановой С.В. Выделение на местности земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101001:454, постановка его на государственный кадастровый учет были произведены с нарушением действующего законодательства и нарушают права муниципального образования г. Новороссийск. Согласно Делу по созданию электронных кадастровых карт и баз данных ЗАО АФ «Натухаевская» г. Новороссийск (поконтурные ведомости), выполненными ЮФ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в 2004 году, находящихся на государственном архивном хранении в Росреестре, земельный массив, на котором выделен спорный земельный участок, отнесен к ведению администрации Натухаевского сельского округа, а не к землям коллективно-долевой собственности ЗАО «Агрофирма «Натухаевская». Земельный массив, на котором Ивановой С.В. был выделен земельный участок, был передан в ведение Натухаевского сельского Совета решением Президиума Приморского районного Совета народных депутатов от 24.08.1992г. №150, которым также утверждена схема перераспределения земель хозяйств города Новороссийска, разработанная институтом КубаньНИИгипрозем. При проведении кадастровых работ по межеванию земельного участка, выделяемого Ивановой С.В. в собственность в счет её земельного пая, кадастровым инженером не были получены и не были изучены сведения государственного фонда данных, что повлекло за собой нарушение прав муниципального образования, путем выделения спорного земельного участка на землях, не отнесенных к коллективно-долевой собственности, чем были нарушены вышеуказанные законные и подзаконные акты. Просит суд истребовать из незаконного владения Каюды В.Г. земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454 и внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права собственности Каюды В.Г. на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454. В судебном заседании представитель истца поддержала требования администрации г. Новороссийска и, в дополнении к обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что как видно из представленных суду доказательств, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454 перешло к Каюде В.Г. от Ивановой С.В. на основании договора купли-продажи от 09.10.2009 г. При этом, этот участок был выделен из земельного участка с кадастровым номером 213:47:0101001:233, относящегося к землям ст. Натухаевская. Поскольку вышеуказанный земельный участок выбыл из владения администрации г. Новороссийска помимо её воли, право собственности на данный земельный участок не могло быть зарегистрировано за Ивановой С.В., которая является неправомочным отчуждателем земельного участка. С учетом указанных обстоятельств Каюда В.Г. не может быть признан добросовестным приобретателем вышеуказанного земельного участка. Возражая против удовлетворения требований администрации г. Новороссийска, Краев Е.А. в судебном заседании сослался на то, что спорный земельный участок был приобретен Каюдой В.Г. по возмездной сделке купли-продажи, которая прошла правовую экспертизу в учреждении юстиции. Законность данной сделки подтверждается государственной регистрацией перехода права собственности на указанный объект недвижимости от Ивановой С.В. к Каюде В.Г., который не занимался выделением земельного участка в счет доли. Каюда В.Г. не знал и не мог знать о том, что Иванова С.В. не вправе была отчуждать земельный участок, по причине чего Каюда В.Г. является добросовестным приобретателем, который не может быть лишен права собственности на приобретенный объект недвижимости. Администрацией г. Новороссийска не представлены суду доказательства, подтверждающие её право собственности на спорный земельный участок. Иванова С.В., представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю и индивидуальный предприниматель Муханин В.А. в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени его рассмотрения были уведомлены надлежащим образом Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился и, в заявлении адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает требования администрации г. Новороссийска законными и обоснованными, в силу чего, они подлежат удовлетворению. Право собственности Ивановой С.В. на 23000/9333440 долей общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства и расположенный в районе ст-цы Натухаевская г. Новороссийска, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 01.11.2008 г. на основании выписки из постановления главы администрации г. Новороссийска №1776 от 27.09.1996 г. В соответствии с данными кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454, первоначально земельный участок площадью 16 076 кв.м. относился к землям населенных пунктов. Выделение земельного участка было произведено на основании протокола №2 общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах ЗАО Агрофирма «Натухаевская», датированного 11.10.2008 г. Из смысла ч. 1 ст. 252 и ч. 1 ст. 254 ГК РФ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ №101-ФЗ от 24.07.2022 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что выдел участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения своей доли земельного участка, возможен только из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности. Как видно из дела по созданию электронных кадастровых карт и баз данных ЗАО АФ «Натухаевская» г. Новороссийск (поконтурные ведомости), выполненных ЮФ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в 2004 г. и находящихся на государственном архивном хранении в Росреестре, земельный массив, на котором Ивановой С.В. был выделен земельный участок в счет её доли в землях сельскохозяйственного назначения, отнесен к ведению администрации Натухаевского сельского округа, а не к землям коллективно-долевой собственности ЗАО «Агрофирма «Натухаевская». Данный земельный массив был передан в ведение Натухаевского сельского Совета решением Президиума Приморского районного Совета народных депутатов от 24.08.1992г. №150, которым утверждена схема перераспределения земель хозяйств г. Новороссийска и надлежащее заверенная копия которого представлена истцом суду. Исходя из положений п. 2 Указа Президента РФ от 27.12.1991г. №323 (действовавшего на момент принятия решения от 24.08,1992г. №150), устанавливавшего, что решения по перераспределению земель принималось органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам, суд признает, что Приморский районный Совет народных депутатов был наделен полномочиями по принятию решений о перераспределении земель при реорганизации совхозов и передаче их в ведение органа местного самоуправления. Письмом Росреестра от 22.03.2011г. №52-19/703 подтверждается, что земельный участок, выделенный Ивановой С.В., расположен в секции 14601, контурах, относящихся к землям Натухаевской сельской администрации. Земельный участок в указанных контурах находится в ведении администрации муниципального образования город Новороссийск. В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Пунктом 3 ст. 3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Таким образом, передача органом местного самоуправления в лице Приморского районного Совета народных депутатов в собственность поселения ст. Натухаевская земельного массива, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454, подтверждает право собственности на указанный земельный участок муниципального образования г. Новороссийск, имеющего исключительные полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в её ведении. Учитывая требования вышеуказанного Федерального закона РФ, суд признает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации г. Новороссийска законных оснований для предъявления иска в суд, по причине того, что право собственности администрации г. Новороссийска на спорные земельные участки не прошло государственной регистрации. Выделяя земельный участок в счет своей доли из земель, не относящихся к угодиям ЗАО ААФ «Натухаевская», а из земель Натухаевского сельского округа, Иванова С.В. обязана была согласовать границы и площадь выделяемого земельного участка не только с ЗАО «Агрофирма «Натухаевская», но и с администрацией г. Новороссийска. Отсутствие согласования выделения земельного участка с администрацией г. Новороссийска подтверждает факт выбытия земельного участка из законного владения администрации г. Новороссийска помимо воли последней. Наличие на акте согласования местоположения границы земельного участка площадью 16 076 кв.м., выделяемого Ивановой С.В., печати главы администрации Натухаевского сельского округа не является доказательством надлежащего согласования выделения земельного участка с его законным владельцем, поскольку с принятием Устава города-героя Новороссийска, принятого решением городской Думы от 19 февраля 2008 г. №538, вопросы распоряжения земельными участками переданы от администраций районов и округов г. Новороссийска в исключительные полномочия администрации г. Новороссийска. Статьей 301 ГК РФ закреплено право собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Принимая во внимание, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454, относящийся к ведению администрации г. Новороссийска, незаконно было оформлено на имя Ивановой С.В., которая впоследущем продала их Каюде В.Г., суд приходит к выводу о незаконности владения Каюдой В.Г. названным земельным участком. Пунктом 1 ст. 302 ГК РФ установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Как видно из свидетельства о государственной регистрации права №844992, выданного 28.10.2009 г. на основании договоров купли-продажи от 09.10.2009 г., собственником земельного участка площадью 16 076 кв.м., кадастровый номер 23:47:0101001:454, относящегося к категории земель населенных пунктов и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в ст. Натухаевская г. Новороссийска, является Каюда В.Г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.10.2009 г. сделана запись регистрации №23-23-21/157/2009-452. Кадастровым паспортом земельного участка, приобретенного Каюдой В.Г., подтверждается, что объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет 05 августа 2009 г. Из представленного суду договора купли-продажи, датированного 09.10.2009 г. видно, что принадлежность продаваемого Ивановой С.В. земельного участка, подтверждается свидетельством о государственной регистрации, выданным на основании выписки из постановления главы администрации г. Новороссийска №1776 от 27.09.1996 г. Вместе с тем, не смотря на то обстоятельство, что вышеназванным свидетельством о государственной регистрации права за Ивановой С.В. было признано право на земельный пай сельскохозяйственных угодий ЗАО ААФ «Натухаевская», находящийся в общей долевой собственности пайщиков, предметом сделки между Ивановой С.В. и Каюдой В.Г. стал земельный участок из земель населенных пунктов, предназначенных для ведения подсобного хозяйства и расположенный не на землях АФ «Натухаевская», а в ст. Натухаевская. Приобретая земельный участок, принадлежащий Ивановой С.В., Каюда В.Г. обязан был проверить правоустанавливающие документы продавца на приобретаемый объект недвижимости. Наличие существенных противоречий в свидетельстве о государственной регистрации права и договоре купли-продажи от 09.10.2009 г. относительно предмета сделки, его целевого назначения и территориального расположения подтверждает, что Каюда В.Г. не мог не знать о том, что Иванова С.В. не вправе была отчуждать земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Каюда В.Г. не может быть признан добросовестным приобретателем указанного земельного участка. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:454 был отчужден Ивановой С.В., не имеющей права распоряжаться данным земельным участком по причине незаконности регистрации своего права на указанный объект недвижимости, помимо воли законного владельца данных земельных участков - администрации г. Новороссийска, которая не давала своего согласия на формирование земельного участка из состава земель населенного пункта, суд приходит к выводу о законности требований администрации г. Новороссийска об истребовании земельного участка из владения Каюды В.Г. Как определено ст.22 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в орган кадастрового учета подается межевой план. Межевым планом земельного участка 23:47:0101001:454 подтверждается, что план был подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве собственности из земель ЗАО Агрофирма «Натухаевская» на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101001:233. Не смотря на то обстоятельство, что вышеуказанный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101001:233, межевые планы на вновь образованный земельный участок не содержат данных об измененном предыдущем земельном участке (л. 7 межевых дел.) Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003г. (далее - Методические рекомендации) установлено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ, извещаются о времени и месте проведения межевания. Пунктами 22,23 приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» (далее Приказ №412) определено, что для подготовки межевого плана используются, в том числе, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения, картографические материалы и землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. При этом, копии проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий включаются в состав межевого плана (п.27 вышеуказанного приказа). Межевой план, послуживший основанием для постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, не содержит землеустроительной документации, картографического материала (проектов перераспределения земель сельскохозяйственных угодий) и сведений об изучении этих документов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что кадастровым инженером при проведении кадастровых работ по выделению земельного участка, которому в последующем был присвоен кадастровый номер 23:47:0101001:454, не были получены и, соответственно изучены, сведения государственного фонда данных, что повлекло за собой нарушение прав муниципального образования путем выделения в счет земельной доли из земель агрофирмы «Натухаевская», земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Принимая во внимание несоответствие межевого плана земельного участка 23:47:0101001:454, выделенных первоначально Ивановой С.В. в счет принадлежащей ей земельной доли, требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101001:454, а также незаконности регистрации права собственности Ивановой С.В., а впоследущем и Каюды В.Г. на указанный объект недвижимости. Частью 1 ст. 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Принимая во внимание требования ст. 333.35 НК РФ, устанавливающей, что органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, учитывая полное удовлетворение исковых требований, а также разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в абз 7 п. 3 постановления №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, суд считает необходимым взыскать солидарно с ответчиков государственную пошлину в сумме 4 000 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования администрации г. Новороссийска удовлетворить. Истребовать из незаконного владения Каюды В.Г. в распоряжение администрации г. Новороссийска земельный участок площадью 16 976 кв.м., кадастровый номер 23:47:0101001:454, категория земель - земли населенных пунктов, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ, ст-ца Натухаевская. Внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права собственности Каюды В.Г. на земельный участок площадью 16 076 кв.м., кадастровый номер 23:47:0101001:454, запись регистрации 23-23-21/157/2009-452, категория земель - земли населенных пунктов, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ, ст-ца Натухаевская. Взыскать солидарно с Ивановой С.В. и Каюды В.Г. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в законную силу не вступило Судья Н.С. Семенов