10 ноября 2011 года г. Новороссийск Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: судьи Семенова Н.С., при секретаре Тимошкине С.С., с участием старшего помощника прокурора г. Новороссийска Власовой Е.Ю., представителя ответчика Еремина К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, поданному прокурором г. Новороссийска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Лента» торговому комплексу «Лента 34» о понуждении соблюдения природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Лента», в обосновании которого указал, что в ходе проверки торгового центра «Лента 34» ООО «Лента», проведенной совместно со специалистом-экспертом регионального отдела федерального экологического контроля на Черноморском побережье (г. Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея в деятельности ООО «Лента» были выявлены нарушения Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды». ООО «Лента» в 2010 г. осуществляло свою хозяйственную деятельность по эксплуатации ТК «Лента 34», расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Ленина, 7 «ж», в результате чего образовывались отходы производства и потребления, которые подтверждаются расчетами платы за НВОС по итогам отчетных кварталов 2010 г. На территории торгового комплекса располагаются источники выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух: минипекарня; дизельная электростанция «WilsonP750E1» резервного электроснабжения; гостевая автостоянка для 146 автомобилей; гостевая автостоянка для 72 автомобилей; гостевая автостоянка для 238 автомобилей; служебная стоянка для 14 автомобилей. Деятельность ООО «Лента» оказывает негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). В результате хозяйственной деятельности ООО «Лента» в атмосферный воздух происходит выброс следующих загрязняющих веществ: азот оксид; азот диоксид; углерод черный (сажа); ангидрид сернистый; углерод оксид; бензин нефтяной; серная кислота; хлор; динатрия карбонат; эталон; дихлорфторметан; уксусная кислота; тетрафторэтан; пыль мучная; акролеин; ацетальдегид; керосин; бензапирен. У ООО «Лента» имеется разрешение № В 3/167 от 29 сентября 2010 г. на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период времени с 06 сентября 2010 г. по 06.09.2015 г. Однако, за второй и третий кварталы 2010 г. ООО «Лента» осуществляла выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения. В ходе проведении 21.06.2011 г. проверки деятельности торгового комплекса «Лента 34» был зафиксирован сброс сточных вод после очистных сооружений принадлежащих ООО «Лента» в русло р. Цемес. Исследованная проба сточной воды по микробиологическим показателям (ОКБ) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». В нарушения ст. 34, ст. 37, ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 9, ст. 11 Федерального закона № 74-ФЗ «Водный кодекс» ООО «Лента» осуществляет сброс сточных вод в водный объект общего пользования (р. Цемес) без решения на пользование водным объектом (р. Цемес), что может повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта. Кроме того, были выявлены нарушения: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; сокрытие или искажение экологической информации; самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Несоблюдением ООО «Лента» природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Просит суд обязать ООО «Лента» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешение на пользование водным объектом (р. Цемес), а также предоставить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект (р. Цемес). В судебном заседании старший помощник прокурора г. Новороссийска Власова Е.Ю. уменьшила исковые требования, исключив требование о возложении на ответчика обязанности получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В остальной части Власова Е.Ю. поддержала требования прокурора г. Новороссийска, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании не признал требования прокурора г. Новороссийска и, в обосновании своей позиции пояснил, что прокурором избран способ защиты права, не предусмотренный действующим законодательством. Прокурором не указано, каким именно образом нарушение ООО «Лента» природоохранного законодательства, выражающееся в отсутствии решения о предоставлении права пользования водным объектом, нарушает права неопределенного круга лиц, а также каким образом удовлетворение заявленных прокурором требований восстановит нарушенные права. Истцом не представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. У ООО «Лента» имеется разрешение №В 3/167 от 29 сентября 2010 года в соответствии с которым ООО «Лента» разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до 06 сентября 2015 года. Выдача каких-либо иных разрешений на выброс вредных веществ атмосферный воздух законодательством не предусмотрена. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени его проведения был уведомлен надлежащим образом. Выслушав заключение старшего помощника прокурора г. Новороссийска Власовой Е.Ю., мнение представителя ответчика, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования прокурора г. Новороссийска обоснованными и подлежащими удовлетворению. Одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, а также деятельности юридических лиц, ст. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., определены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона РФ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов; выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Справкой №012-34 от 13.07.2011 г., подтверждается, что в результате проведенной проверки деятельности ООО «Лента» ТК «Лента -34», расположенного по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Ленина, 7 «ж». установлено самовольное занятие водного объекта и пользование им с нарушением установленных условий. ООО «Лента» осуществляет сброс сточных вод в водный объект общего пользования - р. Цемес, без соответствующего разрешения на сброс сточных вод. Как следует из акта-направления отбора проб сточных вод после очистных сооружений перед сбросом в р. Цемес от 27.05.2011 г., а так же протокола № 1879/д от 02.06.2011 г. лабораторных исследований сточной воды после очистных сооружений, проба сточной воды по микробиологическим показателям (ОКБ) не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». В ходе проведении проверки 21.06.2011 г. был зафиксирован сброс сточных вод после очистных сооружений принадлежащих ООО «Лента» в русло р. Цемес. Сброс сточных вод в водные объекты, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ происходит на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Статьей 22 этого же Федерального закона РФ определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защита гражданских прав, предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Невыполнение ООО «Лента» вышеуказанных требований действующего законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в связи с чем, суд считает необходимым требования прокурора г. Новороссийска удовлетворить и возложить на ответчика обязанность устранения перечисленных нарушений. Исходя из положений п. 1 ст. 103 ГПК РФ, определяющего, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает необходимым взыскать с ООО «Лента» государственную пошлину в сумме 4 000 руб., от которой прокурор освобожден в силу закона. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить исковые требования прокурора г. Новороссийска, поданные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Обязать ООО «Лента» получить разрешение на пользование водным объектом - река Цемес, а также предоставить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект - река Цемес. Взыскать с ООО «Лента» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) руб. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Решение в законную силу не вступило Судья Н.С. Семенов