К делу № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 августа 2011 года г. Новороссийск Приморский районный суд г. Новороссийска, Краснодарского края, в составе: судьи Савина М. Е. при секретаре Кармазиной Е.В. с участием представителя истца - Деревянко Ю. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г. Новороссийск к Савка Н.С., Сорокиной А.Ю. и Меркуловой Н.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, УСТАНОВИЛ: Савка Н.С. являясь собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в станице Натухаевской, произвела выдел земельного участка площадью 23000 кв.м. с кадастровым номером 23:47:0101002:212, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ЗАО «Натухаевская», с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В последующем Савка Н.С. распорядилась земельным участком с кадастровым номером 23:47:0101002:212 в пользу Сорокиной А.Ю., которая в свою очередь распорядилась участком в пользу Меркуловой Н.А.. Администрация муниципального образования г. Новороссийск обратилась в суд с иском, в котором просит истребовать из незаконного владения Меркуловой Нины Анатольевны земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101002:212 в распоряжение муниципального образования город Новороссийск и внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права собственности Меркуловой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101002:212. В обоснование своих доводов истец указал, что выделение земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101002:212 на местности, постановка его на государственный кадастровый учет, произведены с нарушением действующего законодательства и нарушают права муниципального образования г. Новороссийск, от имени которого выступает администрация муниципального образования город Новороссийск. Согласно Делу по созданию электронных кадастровых карт и баз данных ЗАО АФ «Натухаевская» г. Новороссийск (поконтурные ведомости), выполненными ЮФ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в 2004 году, находящихся на государственном архивном хранении в Росреестре, земельный массив, на котором выделен спорный земельный участок, отнесен к ведению администрации Натухаевского сельского округа, а не к землям коллективно-долевой собственности ЗАО «Агрофирма «Натухаевская». Земельный массив, на котором Савка Н. С. был выделен земельный участок, передан в ведение Натухаевского сельского Совета решением Президиума Приморского районного Совета народных депутатов от 24.08.1992г. №150, которым также утверждена схема перераспределения земель хозяйств города Новороссийска, разработанная институтом КубаньНИИгипрозем. При проведении кадастровых работ, выделяемого Савка Н. С. земельного участка в счет ее земельного пая, кадастровым инженером не были изучены сведения государственного фонда данных, что повлекло за собой нарушение прав муниципального образования, путем выделения спорного земельного участка на землях, не отнесенных к коллективно-долевой собственности. В судебном заседании представитель истца Деревянко Ю. В. поддержала требования администрации муниципального образования г. Новороссийск, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Ответчик Савка Н.С. в судебное заседание не явилась по причине смерти, что подтверждается отметкой на почтовом конверте, возвращенном в адрес суда. Ответчик Меркулова Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения была уведомлена по последнему известному суду адресу. Почтовая корреспонденция, направленная в ее адрес возвращена суду по причине истечения срока ее хранения на почте, в связи с чем, суд считает, что она отказалась получить судебное извещение на почте и в соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ является надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела. Ответчик Сорокина А.Ю. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представители третьих лиц - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю и Росреестра, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица - Акционерный инвестиционный коммерческий промышленно-строительный банк «Старополье» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом. Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает, что исковые требования администрации муниципального образования г. Новороссийск подлежат удовлетворению. 30.12.2009 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 23000 кв.м. с кадастровым номером 23:47:0101002:212, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ЗАО «Натухаевская» с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Согласно кадастровому делу вышеназванный земельный участок сформирован в счет земельной доли Савка Н.С. в праве общей долевой собственности ЗАО АФ «Натухевская» в рамках Федерального Закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Закон об обороте земель). Основанием для регистрации права долевой собственности послужила выписка из Постановления главы администрации г. Новороссийска № 1776 от 27.09.1996 г. Из смысла ст. 252 и ст. 254 ГК РФ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что выделение земельных участков в счет земельных долей должно осуществляться из состава земель, находящихся в коллективно - долевой собственности сельскохозяйственного предприятия. В соответствии со статьей 13 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. 23 января 2003 года Минсельхозом РФ в соответствии с Законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» разработаны Методические рекомендации по выделу земельных участков в счет земельных долей, пункт 4 которых предусматривает, что по письменному заявлению на выдел земельного участка в счет земельной доли администрация сельскохозяйственной организации в двухнедельный срок предоставляет участнику долевой собственности (под его личную роспись) информацию, позволяющую однозначно охарактеризовать местоположение земельного массива, в котором расположен испрашиваемый земельный участок. Для этого могут быть использованы имеющиеся в сельскохозяйственной организации планово-картографические, землеустроительные, агрохимические и другие материалы. Конкретное местоположение намечаемого к выделу земельного участка отображается на выкопировке имеющегося в сельскохозяйственной организации планово-картографического материала. Изготовление выкопировки осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых к землеустроительной документации. Порядок выделения земельного участка из состава коллективно-долевой собственности был предметом исследования в Конституционном Суде РФ и п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.01.2009г. №1-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2,3 и 4 ст.13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой гражданки Л.Г.Погодиной, где Конституционный суд отметил, что действия по созыву общего собрания, должны быть подтверждены документально. В судебном заседании достоверно установлено, что кадастровое дело не содержит документов, подтверждающих попытку созвать общее собрание участников долевой собственности, а также не содержит решения общего собрания участников долевой собственности. Кадастровое дело содержит лишь извещение о намерении выделить земельный участок в счет земельной доли, опубликованное в газете «Новороссийский рабочий» от 25.09.2009 г., при этом местоположение выделяемого земельного участка не определено. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в орган кадастрового учета подается межевой план. Пункт 3 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002г. №396 устанавливал, что работы по образованию земельных участков включают, в том числе, сбор информации об объектах землеустройства, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Пункт 7 определял, что технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Росземкадастром. Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003г. (далее - Методические рекомендации) установлено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания. Пунктами 22,23 приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» (далее Приказ №412) определено, что для подготовки межевого плана используются, в том числе, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения, картографические материалы и землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. При этом копии проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий включаются в состав межевого плана (п.27 вышеуказанного приказа). Из совокупности указанных норм следует, что действующее законодательство предписывает на подготовительном этапе в обязательном порядке получение и изучение землеустроительной документации, картографического материала (проектов перераспределения земель сельскохозяйственных угодий). Согласно делу по созданию электронных кадастровых карт и баз данных ЗАО АФ «Натухаевская» г. Новороссийск (поконтурные ведомости), выполненными ЮФ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в 2004 году, находящихся на государственном архивном хранении в Росреестре, земельный массив, на котором Савка Н. С. выделен земельный участок в счет ее доли, отнесен к ведению администрации Натухаевского сельского округа, а не к землям коллективно-долевой собственности ЗАО «Агрофирма «Натухаевская». Данный земельный массив был передан в ведение Натухаевского сельского Совета решением Президиума Приморского районного Совета народных депутатов от 24.08.1992г. №150, где также утверждена схема перераспределения земель хозяйств города Новороссийска, разработанная институтом КубаньНИИгипрозем, на основании которой и готовилось Дело по составлению плана земель ЗАО АФ «Натухаевская» в 2004 году. Письмом Росреестра от 18.03.2011г. №52-19/666, так же подтверждается, тот факт, что спорный земельный участок выделен на землях, отнесенных к ведению администрации муниципального образования город Новороссийск. В данном письме указано, что спорный земельный участок выделен в участке 101 в секции 15602 контур 247. Земельные участки в указанном контуре, находятся в ведении администрации муниципального образования город Новороссийск (извлечение из поконтурной ведомости земельных угодий). Межевой план, послуживший основанием для постановки земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101002:212 на государственный кадастровый учет, содержит поконтурную ведомость земельных угодий, подготовленную ЮФ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ. При этом кадастровый инженер в своем заключении указывает, что выделяемый земельный участок попадает в контур 163, вид угодий - пашня. Однако, согласно поконтурной ведомости, контур 163 имеет наименование вида угодий - лес и землепользователем является Натухаевская сельская администрация. Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что выделение спорного земельного участка произошло не на землях коллективно-долевой собственности ЗАО «Агрофирма «Натухаевская», а на землях, отнесенных к ведению администрации муниципального образования г. Новороссийск. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, при этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Земельный массив, на котором выделялся земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101002:212, был передан в ведение Натухаевского сельского Совета решением Президиума Приморского районного Совета народных депутатов от 24.08.1992г. №150, где также утверждена схема перераспределения земель хозяйств города Новороссийска, разработанная институтом КубаньНИИгипрозем, на основании которой и готовилось Дело по составлению плана земель ЗАО АФ «Натухаевская» в 2004 году. Статьей 19 ЗК РФ установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Пунктом 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. На основании изложенного суд приходит к выводу, что при проведении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101002:212 не были изучены сведения государственного фонда данных, что в существенной мере повлекло нарушение прав администрации г. Новороссийска. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» единственным способом защиты нарушенного права при рассмотрении указанной категории дел является истребование имущества из чужого незаконного владения. Согласно ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо воли собственника. Администрация муниципального образования город Новороссийск не давала согласия на формирование спорного земельного участка на землях администрации, что подтверждается отсутствием извещений в адрес администрации о проведении работ на землях администрации города. В виду того, что изначально собственник земельной доли формировал земельный участок на землях администрации города, а не на землях коллективно-долевой собственности, он соответственно и не имел права на отчуждение земельного участка (и все последующие сделки), в связи с чем, Меркулова Н.А. не может признаваться добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером 23:47:0101002:212. Имея в виду, что граждане вправе выбирать способ защиты своих законных прав и интересов, суд, руководствуясь статьей 12 ГК РФ, считает, что защита права в данном случае может быть осуществлена путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования администрации муниципального образования г. Новороссийск удовлетворить. Истребовать из незаконного владения Меркловой Н.А. земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101002:212 в распоряжение муниципального образования город Новороссийск. Внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права собственности Меркуловой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0101002:212. Взыскать с Меркуловой Н.А. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней. Решение суда вступило в законную силу «____»_______________2011 г. Судья М. Е. Савин