Азово-Черноморский межрайоный прокурор г. Новороссийска к Саркисьяну А.В. и ЗАО `Птицефабрика `Новороссиск` о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства.



                                                                                                                  К делу РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2011 года                                                                  г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

судьи                                                Семенова Н.С.,

при секретаре                                  Тимошкине С.С.,

с участием старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Гунина А.И., представителя ответчиков - Антоненко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, поданному Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Саркисьяну А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» осуществляет деятельность по выращиванию птицы и производство товарной пищевой продукции по адресу: г. Новороссийск, ул. Красина. На основании договора аренды от 01.01.2011, заключенного с ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», ИП Саркисьян А.В. использует пометохранилища открытого и закрытого типа литер Ф, расположенные по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Красина. Согласно п. 2.2.4 договора при пользовании арендованным имуществом обязанность за соблюдение на объекте аренды санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства возложена на ИП Саркисьяна А.А.

В ходе производственной деятельности ИП Саркисьян А.В. на открытом пометохранилище перемешивает с опилками помет куриный свежий, который впоследствии перевозится в закрытое пометохранилище для дальнейшего компостирования. Согласно паспорта опасного отхода помет куриный свежий относится к отходам III класса опасности. Полученный после компостирования помет куриный перепревший относится к отходам IV класса опасности. На основании договора № 01 от 11.01.2011 на оказание транспортных услуг, заключенного с ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», ИП Саркисьян А.В. вывозит помет куриный перепревший на поля в ст. Раевская г. Новороссийска, а также золу, образуемую в результате работы крематория по сжиганию падежа птицы и, относящуюся к отходам IV класса опасности, используемую ИП Саркисьяном А.В. для перемешивания с пометом куриным свежим. В связи с нахождением открытого пометохранилища ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», переданного ИП Саркисьян А.В. в аренду, на склоне возвышенности, при обильных осадках существует возможность подъема и выноса компостной массы через борта пометохранилища вниз по рельефу местности в район поселка Цемдолина г. Новороссийска и реки Цемес. По периметру открытое пометохранилище не оборудовано обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Загрязненные ливнестоки с площадки пометохранилища отводятся на рельеф местности без очистки. Кроме того, пометохранилище не оборудовано искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, не предусмотрена защита от воздействия атмосферных осадков и ветров поверхности отходов, хранящихся насыпью. В нарушении действующего законодательства у ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и ИП Саркисьяна А.В. отсутствует лицензия на право осуществления деятельности по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов III-IV класса опасности.

Невыполнение ИП Саркисьяном А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» обязательных требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека ставит под угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит суд: обязать ИП Саркисьяна А.В. устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека путем оборудования открытого пометохранилища ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Красина, б/н, по периметру обособленной сетью ливнестоков с автономными очистными сооружениями; искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; выполнения мероприятий, направленных на защиту поверхности, хранящихся на открытом пометохранилище ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» насыпью отходов, от воздействия атмосферных осадков и ветров; запретить ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», ИП Саркисьяну А.В. и иным лицам осуществлять обезвреживание и транспортировку отходов I-IV класса опасности, образующихся в процессе производственной деятельности ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», в отсутствие лицензии на право осуществления такой деятельности.

В судебном заседании Гунин А.И. изменил исковые требования и просил суд: запретить ИП Саркисьяну А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» использовать в хозяйственной деятельности открытое пометохранилище, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Красина, б/н, до устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в отсутствии: оборудованной по периметру открытого пометохранилища обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями; искусственного водопроницаемого и химически стойкого покрытия; сооружений, обеспечивающих защиту поверхности хранящихся на открытом пометохранилище насыпью отходов, от воздействия атмосферных осадков и ветров, а также запретить ИП Саркисьяну А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» осуществлять деятельность по обезвреживанию и транспортировке отходов I-IV класса опасности, образующихся в процессе производственной деятельности ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», в отсутствие лицензии на право осуществления такой деятельности. В обосновании исковых требований Гунин А.И. сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании признала требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора и в обосновании своей позиции пояснила, что в настоящее время ни ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», ни ИП Саркиясьян А.В. не используют открытое пометохранилище для сбора куриного помета. Данное пометохранилище законсервировано.

Выслушав заключение старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, мнение представителя ответчиков, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, а также деятельности юридических лиц, ст. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., определены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства

Статьей ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлена обязательность соблюдения санитарных правил.

Справкой, подписанной главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, подтверждается, что в результате проверки деятельности ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», расположенной по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Красина, было выявлено, что на предприятии имеется два пометохранилища: открытого типа и крытого в виде ангара, которые сданы в аренду ИП Саркисьяну А.В. Лицензия на работу с отходами у ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и ИП Саркисьяна А.В. - отсутствует. В связи с нахождением открытого пометохранилища на склоне возвышенности, при обильных осадках существует возможность подъема и выноса компостной массы через борта хранилища вниз по рельефу в район с. Цемдолина и р. Цемес.

Договором аренды от 01.01.2011, заключенным с ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» подтверждается использование ИП Саркисьяном А.В. пометохранилища открытого и закрытого типа литер Ф, расположенные по адресу: г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Красина, б/н.

Согласно п. 2.2.4 договора арендатор при пользовании арендованным имуществом отвечает за соблюдение на объекте аренды санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.

Как видно из сообщения начальника вышеуказанного территориального отдела, датированного 17.11.2011 г., в настоящее время ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» не использует открытое пометохранилище для сбора куриного помета.

В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в
общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие
водоемы без очистки не допускается.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 74 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Невыполнение ИП Саркисьяном А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» обязательных требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку деятельность ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и ИП Саркисьяна А.В. по использованию пометохранилищ и транспортировке отходов деятельности создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о необходимости принятия мер по запрету ответчикам осуществлять свою деятельность до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Исходя из положений п. 1 ст. 103 ГПК РФ, определяющего, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает необходимым взыскать солидарно с ответчиков государственную пошлину в сумме 4 000 руб., от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Саккисьяну А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск»:

- использовать в хозяйственной деятельности открытое пометохранилище, расположенное по адресу: г. Новороссийск, ул. Красина, б/н, до устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившихся в отсутствии: оборудованной по периметру открытого пометохранилища обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями; искусственного водопроницаемого и химически стойкого покрытия; сооружений, обеспечивающих защиту поверхности хранящихся на открытом пометохранилище насыпью отходов, от воздействия атмосферных осадков и ветров;

- осуществлять деятельность по обезвреживанию и транспортировке отходов I-IV класса опасности, образующихся в процессе производственной деятельности ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», в отсутствие лицензии на право осуществления такой деятельности.

Взыскать солидарно с индивидуального предпринимателя Сарксьяна А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в законную силу не вступило

       Судья                                                                            Н.С. Семенов