запрет производственной деятельности



                                                                                                                  К делу РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2012 года                                                                  г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:

судьи                                              Семенова Н.С.,

при секретаре                                Тимошкине С.С.,

с участием истца и его представителя Рыбиной И.М., представителя ответчиков ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и индивидуального предпринимателя Саркисьяна А.В. - Антоненко Н.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - администрации г. Новороссийска - Хачатрян К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скарджувене И.О. к ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и индивидуальному предпринимателю Саркисьяну А.В. о запрете деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Скарджувене И.О. обратилась в суд с иском, в котором просит суд запретить производственную деятельность ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» до устранения следующих нарушений: образования санитарно-защитной зоны радиусом не менее 1 000 м. от жилого дома истца; покрытия поверхности площадок для сбора и хранения свежего куриного помета искусственным, водонепроницаемым и химически стойким покрытием; заключения договора на транспортировку и размещение свежего куриного помета лицензионным предприятием; оформления разрешительной документации на утилизацию (сжигание) павших птиц, перьев птиц либо заключения соответствующих договоров с лицензионными предприятиями; уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до предельно допустимых концентраций. В обосновании своих требований истец сослался на то, что ему на праве собственности принадлежит <адрес>, который расположен на расстоянии не более 200 м. от границы территории ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск». Близость нахождения с птицефабрикой ставит под угрозу её здоровье и здоровье членов её семьи, которые вынуждены дышать запахом птичьего помета, сжигаемых перьев и мяса птицы. Причиной выделения запахов является пометохранилище, расположенное между домом истца и самой птицефабрикой. Обращение к ответчику с требованием прекратить свою деятельность, осталось без удовлетворения.

В судебном заседании истец изменил свои требования и просил суд: запретить ИП Саркисьяну А.В. эксплуатировать открытое и закрытое пометохранилище; обязать ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» установить санитарно-защитную зону в зависимости от количества птицы, а также уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух до предельно допустимых концентраций. В дополнении к обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении истец и его представитель в судебном заседании пояснили, что Скурджувене И.О. в ДД.ММ.ГГГГ. приобрела земельный участок, предназначение которого является для индивидуального жилищного строительства. На указанном участке она построила дом, проживание в котором делается невыносимым во время работ, проводимых ответчиком на территории пометохранилища. В нарушении действующего законодательства у ответчика отсутствует 1000 м. санитарно-защитная зона, что подвергает опасности её здоровье.

Представитель ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и ИП Саркисьян А.В. в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что птицефабрика была создана в ДД.ММ.ГГГГ на базе птицефермы совхоза «Новороссийский», где и находится по сей день. Юридически санитарно-защитная зона ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» не определена. На момент образования птицефабрики в радиусе более 1000 м. от птицефабрики не было никаких жилых строений. По причине того, что органы местного самоуправления, в нарушении действующего законодательства, предоставляли и предоставляют гражданам земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, расстояние от жилых домов до границы ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» уменьшилось, в результате чего птицефабрика оказалась в зоне плотной жилой застройки. Действия должностных лиц администрации г. Новороссийска по предоставлению гражданам в собственность земельных участков вблизи границы с ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» обжаловались последним в различные правоохранительные и судебные органы. Открытое пометохранилище в настоящее время не используется ответчиками во исполнении решения Приморского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ На использование закрытого пометохранилища ими получена соответствующая лицензия. Технология переработки куриного помета позволяет осуществлять её в границах одного закрытого пометохранилища. Соответствие выбросов вредных веществ в воздух, осуществляемых ответчиком, подтверждается результатами исследования проведенными уполномоченными органами.

Представитель администрации г. Новороссийска просил суд отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором осуществляет свою деятельность птицефабрика, так и расположенный вокруг птицефабрики, находится в муниципальной собственности. По причине отсутствия определенной в установленном законом порядке санитарной защитной зоны вокруг птицефабрики, каких-либо обременений и ограничений у администрации г. Новороссийска на распределение гражданам земельных участков не имеется.

Выслушав стороны по делу и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает требования истца необоснованными, в связи с чем они подлежат оставлению без удовлетворения.

Право собственности Скурджувене И.О. на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, подтверждается представленными суду договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ

Близость расположения границ земельного участка истца с земельным участком, на котором ответчики осуществляют свою деятельность по эксплуатации птицефабрики, не оспаривается сторонами в судебном заседании, в связи чем, суд признает данный факт доказанным.

Как видно из договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и ИП Саркисьян А.В., последний взял в субаренду закрытое пометохранилище на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Использование ИП Саркисьяном А.В. ранее открытого и закрытого пометохранилища, расположенного по адресу: <адрес> подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ

Из решения Приморского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ по делу следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. открытое хранилище для сбора куриного помета в производственной деятельности ответчиков не используется. Названым судебным актом ИП Саркисьяну А.В. и ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» запрещено использовать в хозяйственной деятельности открытое пометохранилище, расположенное по адресу: <адрес>, до устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившихся в отсутствии оборудованной по периметру открытого пометохранилища обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями; искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия; сооружений, обеспечивающих защиту поверхности хранящихся на открытом пометохранилище насыпью отходов, от воздействия атмосферных осадков и ветров.

Исходя из требований ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, учитывая отсутствие со стороны истца каких-либо доказательств, подтверждающих неисполнение ответчиками названного судебного акта, суд считает необходимым оставить без удовлетворения требования истца о наложении ИП Саркисьяну А.В. запрета на эксплуатацию открытое пометохранилища, поскольку такой заперт был наложен на ответчика вступившим в законную силу судебным актом.

Статьей ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлена обязательность соблюдения санитарных правил.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 74 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.

Как видно из лицензии серии от ДД.ММ.ГГГГ Саркисьяну А.В. разрешено заниматься деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I- IV класса опасности в виде помета куриного свежего на территории, расположенной по адресу: <адрес>, то есть на территории ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск».

Представленными суду санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ, действие которого подтверждается письмом начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г. Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ, сертификатом соответствия от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается соответствие закрытого пометохранилища СанПиН и ГОСТ Р

Принимая во внимание, что ИП Саркисьян А.В. занимается лицензируемой деятельностью по сбору и обезвреживанию отходов в виде куриного помета в закрытом пометохранилище, расположенном по адресу: <адрес> имея лицензию на соответствующий вид деятельности, учитывая соответствие самого пометохранилища действующим требованиям, предъявляемым к такому виду сооружений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о запрете ИП Саркисьяну А.В. заниматься этой деятельностью.

Государственное регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяется Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона, устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

Частью 3 этой же статьи определено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Обязанность юридического лица, имеющего стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов,; закреплена в ч. 1 ст. 30 вышеназванного Федерального закона.

Наличие у ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» права на выброс вредных веществ в атмосферный воздух подтверждается разрешением , выданным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого установлен до ДД.ММ.ГГГГ Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, перечислен на двух листах в приложении к данному разрешению.

Протоколом испытаний атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Роспотребнахором, протоколами результатов лабораторных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», составленными химической лабораторией ООО «Судовой технический центр», имеющим соответствующую аккредитацию, а также отчетом этой же лаборатории по результатам анализа атмосферного воздуха в зоне ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» за третий квартал ДД.ММ.ГГГГ подтверждается соответствие концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе в зоне ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» предельно-допустимым норам, установленным в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для этого общества.

ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» разработан план мероприятий по снижению негативного воздействия загрязняющих веществ в атмосферу города на период до ДД.ММ.ГГГГ

По причине соответствия вида и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» к выбросу в атмосферный воздух, перечню и количеству указанных веществ, перечисленных в разрешении на выброс вредных веществ, выданном уполномоченным государственным органом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о возложении на ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» обязанности уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферный воздух до предельно допустимых концентраций.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона закреплено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Порядок создания санитарно-защитных зон при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий, планировке и застройке населенных мест определен санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 1.2 названных СанПиН, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Пунктом 2.1 СанПиН установлено, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.

Как установлено апелляционной инстанцией Арбитражного суда Краснодарского края в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и размеры земельного участка сельскохозяйственного использования ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» общей площадью 851 910 кв.м., в том числе 306 036 кв.м. под объектами производства. По данным информации и.о. главного государственного санитарного врача в г. Новороссийске от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» относится ко второму классу санитарной классификации предприятий в соответствии с требованиями СанПиН с размером санитарно-защитной зоны 500 м. (п. 2.12 СанПиН). Граница жилой застройки, отделяющая санитарную зону, установлена в соответствии с заключением Управления архитектуры и градостроительства г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что администрацией г. Новороссийска выдано разрешение на строительство дома в 80 метрах от границы птицефабрики, то есть в санитарно-защитной зоне ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск». При этом Арбитражный суд Краснодарского края пришел к выводу о невозможности выполнения ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» предписания Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю о разработке проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия по причине того, что в указанной зоне находятся жилые объекты, чем создана угроза санитарно-эпидемиологической безопасности птицефабрики и её экономическим интересам.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Из представленного суду проекта организации санитарно-защитной зоны для ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск», подготовленного ООО «НИПИОТСТРОМ» и утвержденного муниципальным учреждением «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Новороссийска в ДД.ММ.ГГГГ видно, что в границах нормативной санитарно-защитной зоны ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» расположены многочисленные жилые дома, что само по себе уже исключает возможность создания такой зоны, соответствующей требованиям действующих СанПиН.

Исходя из положений п. 4.2 и 4.3 СанПиН предусматривающих, что установление санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а для аналогичных объектов III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании, суд признает незаконными и не подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» обязанности образовать (установить) санитарно-защитную зону вокруг ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск».

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Скарджувене И.О. к ЗАО «Птицефабрика «Новороссийск» и индивидуальному предпринимателю Саркисьяну А.В. о запрете деятельности - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

решение не вступило в законную силу

       Судья                                                                            Н.С. Семенов