запрет деятельности в соответствии со ст. 45 ГПК РФ



                                                                                                                  К делу РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2012 года                                                                  г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

судьи                                                Семенова Н.С.,

при секретаре                                  Тимошкине С.С.,

с участием старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Гунина А.И., представителя ответчиков - Захарчук А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, поданному Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «НоворосБетон» о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и создающей угрозу причинения вреда в будущем,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что общество с ограниченной ответственностью «НоворосБетон» (далее ООО «НоворосБетон») осуществляет деятельность по производству бетона на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер , находящемся у ООО «НоворосБетон» на праве аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. Растворно бетонный узел ООО «НоворосБетон» расположен вблизи водного объекта - реки Цемесс. Сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, засорения и истощения вод, ООО «НоворосБетон» не обустроены, вследствие чего, при наличии осадков, ливневый сток, загрязненный продуктами производства, а также продуктами работы грузового транспорта, может попасть в акваторию реки Цемесс. Совокупность нарушений природоохранного законодательства, имеющаяся в деятельности ООО «НоворосБетон», создает реальную угрозу причинения вреда окружающей природной среде, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Просит суд запретить ООО «НоворосБетон» осуществлять хозяйственную деятельность по производству бетона на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, район <адрес>, кадастровый номер , до устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: до проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получения разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обустройства сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта - р. Цемесс, от загрязнения, засорения и истощения вод.

В судебном заседании ФИО4 уменьшил исковые требования и просил суд: запретить ООО «НоворосБетон» осуществлять хозяйственную деятельность по производству бетона на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер , до устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: до проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получения разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В дополнении к обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, ФИО4 пояснил, что факт наличия в деятельности ООО «НоворосБетон» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтверждается самим ООО «НоворосБетон», представившим данные о наличии у него большегрузных автомобилей в виде сидельных тягочей <данные изъяты> а также автобетоносместителей иностранного производства, которые производят выброс вредных веществ в атмосферу. Кроме того, сама деятельность ООО «НоворосБетон» по производству бетона связана с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух в виде цемента и пыли. Факт внесения ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает ООО «НоворосБетон» от проведения инвентаризации выбросов вредных веществ и получения разрешения на их выброс.

ФИО3 требования прокурора г. Новороссийска в судебном заседании не признала и, в обосновании своей позиции пояснила, что ООО «НоворосБетон» производит соответствующие выплаты за негативное воздействие на окружающую среду. В реку Цемесс ответчик не производит никаких выбросов. Территория, на которой ООО «НоворосБетон» осуществляет свою деятельность, огорожена забором, что исключает возможность попадания производственных стоков в воды реки Цемесс. Подтверждает отсутствие у ООО «НоворосБетон» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также не проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Считает, что отсутствие соответствующего разрешения не может служить основанием для запрета деятельности ООО «НоворосБетон».

Выслушав заключение старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, мнение представителя ответчиков, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Договором аренды земельного участка, заключенным ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается использование ООО «НоворосБетон» для эксплуатации растворной бетонной установки с целью изготовления бетона, земельного участка площадью кв.м., земель населенных пунктов, предназначенного для строительства складов, кадастровый номер .

Одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, а также деятельности юридических лиц, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. (далее «Закона»), определены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствие с пунктами 1, 4 ст. 23 этого же Закона, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Предельно допустимые выбросы, как определено пунктами 3, 4 ст. 12 Закона, устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 14 Закона определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании установлено отсутствие у ООО «НоворосБетон» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Факт наличия в деятельности ООО «НоворосБетон» вредных (загрязняющих) веществ подтверждается справкой ООО «НоворосБетон» о движении активов за ДД.ММ.ГГГГ из которой видно, что за указанный год ответчиком было произведено куб.м. бетонной смеси. В своей деятельности ответчик использует пять сидельных тягочей <данные изъяты> и четыре автобетоносместителей иностранного производства, а также платежными поручениями об оплате ответчиком, после подачи иска прокурора в суд, за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ годы.

В соответствии со ст. 22 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Невыполнение ООО «НоворосБетон» обязательных требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда в будущем, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Поскольку деятельность ООО «НоворосБетон» по производству бетона создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о необходимости принятия мер по запрету ответчику осуществлять свою деятельность до устранения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Исходя из положений п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 4 000 руб., от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «НоворосБетон» осуществлять хозяйственную деятельность по производству бетона на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер , до устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: до проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получения разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НоворосБетон» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

решение не вступило в законную силу

       Судья                                                                            Н.С. Семенов