28 марта 2012 года г. Новороссийск Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: судьи Семенова Н.С., при секретаре Тимошкине С.С., с участием старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Гунина А.И., представителя ответчиков - Гущина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, поданному Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» о понуждении соблюдения законодательства об охране окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что закрытое акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» (далее ЗАО «КТК-Р») осуществляет деятельность по эксплуатации и техническому обслуживанию единой трубопроводной системы, берущей начало в Республике Казахстан и проходящей по территории Российской Федерации до Черного моря, по которой осуществляется транспортировка сырой нефти с целью продажи на международных рынках. Экспорт сырой нефти осуществляется по магистральному нефтепроводу к резервуарному парку ЗАО «КТК-Р», расположенному в <адрес>, с последующей перекачкой на морской терминал ЗАО «КТК-Р», через выносные причальные устройства (ВПУ) которого осуществляется погрузка сырой нефти на танкеры. В ходе проверки ЗАО «КТК-Р» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «КТК-Р» осуществляло использование ранее образовавшихся отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) в объеме 3,221 тонн, путем их закачки в экспортный трубопровод. В нарушении действующего законодательства ЗАО «КТК - Р» занимается обращением с отходами, не имея соответствующей лицензии. Невыполнение ЗАО «КТК-Р» обязательных требований законодательства об охране окружающей среды ставит под угрозу нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд запретить ЗАО «КТК-Р» осуществлять использование отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путем закачки указанных отходов в экспортный трубопровод до получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В судебном заседании ФИО3 поддержал исковые требования, пояснив, что вступившим в законную силу постановлением но делу об административном правонарушении, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ судьей Приморским районным судом г. Новороссийска подтверждается осуществление ЗАО «КТК-Р» деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, без получения необходимой лицензии. Поскольку в ответ на представление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора ЗАО «КТК-Р» сослалось на отсутствие у него обязанности в получении лицензии на использование отходов, прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим иском. ФИО4 в судебном заседании требования иска не признал и, в обосновании своей позиции пояснил, что в соответствии Федеральным законом российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Не оспаривает, что в процессе осуществления производственной деятельности ЗАО «КТК-Р» образуются отходы III класса опасности, которые в настоящее время не закачиваются в трубопровод, а на основании заключенного договора, сдаются в специализированное предприятие ФИО8 которое имеет необходимую лицензию на данный вид деятельности. В процессе своей деятельности ЗАО «КТК-Р» не обязано иметь лицензию на право обращения с опасными отходами, а в силу закона, оно вправе отчуждать такие отходы в собственность другому лицу, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Исковые требования прокурора фактически являются требованием об обязании ЗАО «КТК-Р» получить определенную разрешительную документацию. Выслушав заключение старшего помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, мнение представителя ответчиков, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Одними из основных принципов государственной политики в области охраны окружающей среды, а также деятельности юридических лиц, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Частью 1 ст. 51 этого же Федерального закона Российской Федерации закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Исходя из положений статей 1 и 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу п. 30 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным судьей Приморского районного суда г. Новороссийска ДД.ММ.ГГГГ, актом комиссии ЗАО «КТК-Р» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «КТК-Р», в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по использованию отходов I -IV класса опасности осуществляло указанный вид деятельности путем закачки в экспортный трубопровод 3.221 тонны отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата). Указанный факт не оспаривается и представителем ответчика в судебном заседании. Указанные доказательства подтверждают доводы прокурора о имеющихся в деятельности ЗАО «КТК-Р» нарушениях Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Невыполнение ЗАО «КТК-Р» обязательных требований законодательства об охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Поскольку имевшая место быть деятельность ЗАО «КТК-Р» по использованию отходов производства создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу о необходимости принятия мер по запрету ответчику осуществлять свою деятельность по использование отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путем закачки указанных отходов в экспортный трубопровод до получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Представленным суду дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному ЗАО «КТК-Р» с ФИО6, подтверждается факт принятия специализированным предприятием ФИО7 от ЗАО «КТК-Р» для обезвреживания минеральных масел, образующихся на производственных объектах ответчика. При утверждении ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзором новых лимитов для ЗАО «КТК-Р» на обращение с отходами производства, государственным органом указан в качестве способа обращения с данным видом отходов, его сдача в специализированную организацию. Указанные обстоятельства не освобождают ЗАО «КТК-Р», в случае самостоятельного обращения с отходами III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путём их закачки в экспортный трубопровод, получить лицензию на данный вид деятельности. Доводы представителя ответчика о возложении на ЗАО «КТК-Р» обязанности непременного получения лицензии на обращение с отходами, не смотря на наличие у ЗАО «КТК-Р» договора на оказание услуг по обращению с отходами со специализированной организацией, имеющей необходимую лицензию, являются несостоятельными, поскольку требования прокурора заключатся в обязании ЗАО «КТК-Р» на получение лицензии при самостоятельном обращении с отходами I-IV классов. Исходя из положений п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 4 000 руб., от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден в силу закона. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Запретить закрытому акционерному обществу «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» самостоятельно осуществлять использование отходов III класса опасности (масла отработанного, масла индустриального отработанного, масла компрессорного, водно-масляного конденсата) путем закачки указанных отходов в экспортный трубопровод до получения лицензии на право осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Взыскать с закрытого акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 (четырех тысяч) руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. решение не вступило в законную силу Судья Н.С. Семенов