К делу № 2-4-12 Именем Российской Федерации 28 февраля 2012 г. г. Новороссийск Приморский районный суд гор. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Савина М.Е., при секретаре Тафинцевой Т.А. с участием истца Жмырко А.А., его представителя Делавшок А.Ю., представителя Клуба взаимного страхования «Вест оф Инглэнд» Свидерского В.В., представителя черноморско-Азовской территориальной организации Российского профессионального профсоюза моряков Зуброва А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жмырко Александра Александровича к компании «Проджект Шиппинг Ко» о защите трудовых прав и взыскании денежной компенсации, УСТАНОВИЛ: Жмырко А.А. обратился в суд с иском к ЗАО «Ипотекцентр», «СИПАЛ КОРПОРЭЙШН», Клубу взаимного страхования «Вест оф Инглэнд» о взыскании с ответчиков компенсации в размере 213 840 долларов США в соответствии с контрактом о найме моряка. В обоснование иска указал, что 10 января 2008 года заключил контракт с компанией «Сипал Корпорэйшн», в соответствии с которым был нанят старшим помощником на судно «Акти Н» с заработной платой 4 900 долларов США в месяц. Данный контракт со стороны «Сипал Корпорэйшн» был подписан работниками ЗАО «Ипотекцентр», которое является Российской компанией, занимающейся трудоустройством моряков за границей. В соответствии с условиями контракта работодатель обязан застраховать моряка на случай смерти, пропажи в море без вести или потери трудоспособности в результате несчастного случая на работе на весь период действия контракта, и обеспечить выплату соответствующей компенсации. 21 мая 2008 года в Индонезийском порту Белаван, находясь на борту судна «Акти Н», исполняя свои трудовые обязанности, Жмырко А.А. почувствовал головокружение, началась рвота, находился практически в бессознательном состоянии. Истец был снят с судна и перевезен в местный госпиталь, где прошел первоначальный курс лечения. В результате данного несчастного случая истец полностью потерял зрение в такой степени, которая привела к 100 % -ой утрате профессиональной трудоспособности. Причины потери зрения так и не были установлены. Однако судовладелец отказал ему в выплате соответствующей компенсации за 100 %-ую утрату трудоспособности, так как врачи порта Белаван (Индонезия) при его обследовании предположили, что истец принимал спиртное за три дня до случившегося, и потеря зрения могла быть вызвана приемом метанола, но достоверно это не подтвердили. За день до несчастного случая на судне проводились общесудовые учения по спасанию на море, за борт судна спускались шлюпки, истец как старший помощник капитана руководил действиями экипажа, спускался в шлюпку. В настоящее время, после прохождения курса лечения, зрение немного восстановлено, и Жмырко А.А. хоть и плохо, но видит. В случае употребления метанола зрение вообще не восстанавливается. В действительности Жмырко А.А. не употреблял во время рейса никакого алкоголя, а тем более метанол, поэтому медицинские предположения не имеют никакого отношения к реальной действительности. Перед уходом в рейс Жмырко А.А. проходил медицинское освидетельствование, а также тестирование на употребление алкоголя и наркотиков. Все лечение истца за границей и репатриация на Родину оплачивала компания судовладельца. После списания с судна и возвращения домой, истец продолжил лечение, которое было оплачено судовладельцем. В результате проведенной медико-социальной экспертизы Жмырко А.А. признан инвалидом первой группы с утратой 100%-ой профессиональной трудоспособности. Истец по поводу выплаты компенсации вел переписку с судовладельцем и Клубом взаимного страхования «Вест оф Инглэнд», в котором застрахована ответственность судовладельца. Судовладелец обязан был заключить коллективный договор с профсоюзом моряков, который определяет сумму возмещения в случае утраты трудоспособности моряком. Однако, несмотря на неоднократные его обращения ни судовладелец, ни страховая компания так и не предоставили истцу копию коллективного договора или условия страхования данной ответственности судовладельца. В связи с этим истец обратился в Международный профсоюз моряков (МФТ) для того, чтобы узнать каков размер компенсации при полной утрате профессиональной трудоспособности старшего помощника капитана по стандартному коллективному договору МФТ. Таким образом, по стандартному коллективному договору МФТ 2008 года, который применяется при возникновении трудового конфликта, такой размер компенсации для старшего помощника капитана составлял 213 840 долларов США. Истец в один день потерял работу и стал инвалидом. Просил суд взыскать с ответчиков совместно или порознь 213 840 долларов США в качестве компенсации. В процессе рассмотрения дела истец Жмырко А.А. уточнял свои исковые требования и просил исключить из числа ответчиков «СИПАЛ КОРПОРЭЙШН», которое является крюинговым агентством, и просил считать надлежащим ответчиком судовладельца теплохода «Акти Н» компанию «Проджект Шиппинг Ко», а ЗАО «Ипотекцентр» привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (л.д.107). В судебном заседании истец Жмырко А.А. иск поддержал по изложенным в нем обстоятельствам, с учетом его уточнения в части ответчика просил суд взыскать денежную компенсацию в размере 213 840 долларов США за 100 %-ую утрату трудоспособности только с судовладельца - компании «Проджект Шиппинг Ко». Исковые требования к Клубу взаимного страхования «Вест оф Инглэнд» не поддерживает. При этом в дополнении пояснил, что примерно за месяц или полтора до несчастного случая, танкер «Акти Н» находился на ремонте в Китае, где осуществлялась перестройка судна. Проводился большой объем сварочных, покрасочных и других работ. Во время ремонта Жмырко А.А. неоднократно спускался в трюмы, где велись подготовительные работы, лично все проверял, так как являлся ответственным лицом и осуществлял прием указанных работ на судне. Возможно, работы по перестройке судна оказали негативное воздействие на его зрение, что впоследствии привело к его потере, так как он ощущал переутомление. После проведения работ судно осуществило переход в Индонезию, порт «Белаван», где 20 мая 2008 года в конце вахты он уже почувствовал себя плохо. Рано утром 21 мая 2008 года зрение резко ухудшилось, и он был госпитализирован в местную больницу, где была оказана медицинская помощь. У него также брали кровь на алкоголь, которого не обнаружили. Алкоголь он вообще на судне не употреблял, так как это строго запрещено, что предусмотрено условиями контракта. Перед этим на судне велись общесудовые учения по спасанию на море, и Жмырко А.А. руководил действиями экипажа. Перед уходом в рейс истец проходил медицинское освидетельствование, а также тестирование на употребление алкоголя и наркотиков, по результатам которого был признан годным к работе на судне. Просил суд удовлетворить его уточненные исковые требования и взыскать компенсацию с греческой компании судовладельца. Представитель истца Делавшок А.Ю. поддержал уточненные исковые требования, считает, что ответственность за выплату компенсации в данном случае должна нести компания судовладельца «Проджект Шиппинг Ко». Поскольку представитель ответчика «Проджект Шиппинг Ко» в судебное заседание не явился, не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, не представил заключенный коллективный договор с профсоюзом моряков, считает, что в данном случае подлежит компенсация за потерю трудоспособности, предусмотренная стандартным коллективным договором МФТ (Международной федерацией транспорта), которая на период 2008 года для комсостава составляла 213 840 долларов США по 100% утрате трудоспособности. В данном случае с истцом на судне произошел несчастный случай, его вина в этом отсутствует, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению. Представитель ответчика иностранной компании «Проджект Шиппинг Ко» в судебное заседание не явился. В соответствии с Гаагской конвенцией о правовой помощи от 15.11.1965 года в адрес ответчика через Центральный полномочный орган Греческой республики направлялся запрос о вручении документов (копии искового заявления Жмырко А.А., и т.д.) судовладельцу «Проджект Шиппинг Ко», а также уведомление о времени и месте рассмотрения дела (в том числе резервная дата судебного заседания назначенного на 28.02.2012 года). Данный запрос вручен адресату 27.11.2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.206, 156-176). Кроме того, в соответствии с договором о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21.05.1981 года, заключенному между СССР и Греческой Республикой, через Министерство Юстиции РФ в адрес ответчика направлено судебное поручение о вручении документов (копии искового заявления Жмырко А.А., и т.д.) компании «Проджект Шиппинг Ко», об исполнении которого в адрес суда сведений не поступило (л.д.176-209, 210-123). Таким образом, судом исчерпаны все способы надлежащего извещения ответчика - иностранной компании «Проджект Шиппинг Ко». В данном случае суд лишен возможности отложить слушание дела на другую дату, поскольку ответчику направлялось извещение именно о резервной дате судебного заседания, назначенного на 28.02.2012 года, о чем ему должно быть известно. В силу части 3 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика «Проджект Шиппинг Ко», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, который не представил сведений о причинах своей неявки. Представитель Клуба взаимного страхования «Вест оф Инглэнд» Свидерский В.В., в судебном заседании пояснил, что страховая компания не должна нести материальную ответственность перед Жмырко А.А., поскольку в данном случае в Клубе взаимного страхования «Вест оф Инглэнд» застрахована ответственность судовладельца «Проджект Шиппинг Ко» при возникновении несчастных случаев на судне. Таким образом, страховая компания не должна возмещать напрямую Жмырко А.А. какой-либо ущерб или выплачивать компенсацию. В данном случае Жмырко А.А. должен был обратиться с заявлением к капитану судна. При поступлении в больницу в порту Белаван у Жмырко А.А. были обнаружены признаки алкогольного отравления. Считает, что потеря зрения Жмырко А.А. не является следствием вины судовладельца, а тем более страховой компании, в связи с чем, данный случай со Жмырко А.А. не является страховым. Более того, истец не обосновал сумму ущерба, которую просит взыскать с судовладельца. Просил суд отказать в иске. Представитель третьего лица ЗАО «Ипотекцентр» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.). Представитель третьего лица Российского Профессионального союза моряков Зубров А.А. в судебном заседании пояснил, что Сипал Корпорэйшн, действующий при заключения контракта с моряком Жмырко А.А. от имени и по поручению судовладельца, как агент несет ответственность перед моряком до того, как он прибыл на судно ( в данном случае «Акти Н»). На судне за моряка несет ответственность либо судовладелец, либо лицо, в чьем оперативном управлении находится судно. Считает, что судовладелец должен возместить истцу компенсацию, так как находясь на борту судна «Акти Н», принадлежащего компании «Проджект Шиппинг Ко», со Жмырко А.А. произошел несчастный случай, в результате которого он потерял зрение и приобрел 100%-ую утрату трудоспособности. В данном случае вина Жмырко А.А. в употреблении алкоголя не доказана. На момент получения Жмырко А.А. заболевания 21 мая 2008 года по стандартному коллективному договору МФТ размер компенсации при полной утрате трудоспособности составлял 148 500 долларов США. Представитель третьего лица - Инспекции международной Федерации транспортников в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей ( ст. 21 ТК РФ). Обязанность работодателя возместить работнику вред, причиненный в связи с исполнением им трудовых обязанностей, предусмотрена статьей 22 Трудового кодекса РФ. Как установлено в судебном заседании, 10 января 2008 года между моряком Жмырко А.А. и компанией «Сипал Корпорэйшн», действующей от имени и по поручению судовладельцев (наниматель), заключен контракт найма, в соответствии с которым Жмырко А.А. нанят на судно «Акти Н» на должность старшего помощника капитана сроком на шесть месяцев с заработной платой 4 900 долларов США в месяц (л.д.74-83). В соответствии с пунктом 1 раздела 7 контракта наниматель обязан предоставить моряку компенсацию и должен застраховать моряка от смерти, пропажи без вести в море, утраты трудоспособности по причине несчастного случая на работе на весь период найма. Сумма компенсации выплачивается судовладельцем, в соответствии с условиями страхования компанией. Обязанность судовладельца «Проджект Шиппинг Ко» обеспечить моряка соответствующей страховкой и гарантия ее выплаты, предусмотрена также агентским соглашением между ЗАО «Ипотекцентр» и агентом судовладельца «Сипал Корпорэйшн» (л.д. 81-83). Как видно из материалов дела контракт найма подписан между Жмырко А.А. и ЗАО «Ипотекцентр», которая имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами Российской Федерации и агентское соглашение с компанией «Сипал Корпорэйшн», являющейся агентом судовладельца и действующей за и от имени компании нанимателя (л.д. 57-83, 93). Компания «Сипал Корпорэйшн» является крюинговым агентством (посредническая компания), которое нанимает моряков от имени и по поручению компании «Проджект Шиппинг Ко», являющейся судовладельцем судна «Акти Н» (л.д. 93, 94). Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Жмырко А.А. был нанят на работу старшим помощником капитана на Судно «Акти Н», владельцем которого являлась компания «Проджект Шиппинг Ко», которая и является работодателем и надлежащим ответчиком по делу. Согласно документа врача медицинской службы порта Медан в Белаване (Индонезия), на судне «Акти Н» была оказана медицинская помощь Жмырко А.А., который испытывал боль в верхней левой части живота, слабость, темноту в глазах. Врачом поставлен диагноз расстройство желудочно-кишечного тракта, сильное обезвоживание, билатериальное расширение зрачков, вызванное предполагаемой алкогольной интоксикацией, и Жмырко А.А. доставлен в больницу МАТЕРНА в Медане. (л.д. 19-22). В соответствии с заключением доктора философии Х. Хариман порта Медан Индонезии, Жмырко А.А. был принят в больницу 21 мая 2008 года. Зрение становилось расплывчатым, и далее наступила полная слепота. Тест на уровень алкоголя произведен не был. По предположению доктора Жмырко А.А. отравился метанолом (л.д. 24-25). Медицинским заключением агента судовладельца «Проджект Шиппинг Ко» от 21.05.2008 года установлено подозрение отравления Жмырко А.А. неизвестным веществом, отмечались судороги, потеря зрения (л.д. 26-27). Перед заключением контракта и трудоустройством Жмырко А.А. предупрежден о недопустимости злоупотребления наркотиками и алкоголем (л.д.64-65). Согласно протокола тестирования на наркотические вещества и алкоголь от 09.01.2008 года в крови и моче Жмырко А.А. отсутствовали запрещенные наркотические вещества и наличие алкоголя (л.д. 30-31) Нотариально удостоверенным заявлением от 10.06.2008 года капитана танкера «Акти Н» Морова А.М., подтверждается, что во время регулярных проверок несения вахты штурманским составом, включая якорную стоянку в порту Белаван (Индонезия) в мае 2008 года, старший помощник капитана Жмырко А.А. в нетрезвом состоянии замечен не был, а также не было замечено последствий алкогольного опьянения. 20 мая 2008 года во второй половине дня, накануне несчастья, случившегося со Жмырко А.А., на судне проводились судовые тревоги, включая шлюпочную, во время которых Жмырко А.А. руководил действиями личного состава, спуском и подъемом шлюпок и их маневрированием на воде. Поведение Жмырко А.А. было адекватным, тест на предмет алкогольного опьянения не проводился, поскольку отсутствовали для этого основания (л.д.227). Аналогичное заявление представлено в материалы дела стажером капитана судна «Акти Н» Ковалевым А.В., согласно которого Жмырко А.А. не был замечен в нетрезвом состоянии в мае 2008 года и накануне несчастного случая (л.д. 226). Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в период заболевания в мае 2008 года на борту судна «Акти Н», Жмырко А.А. во время исполнения возложенных на него обязанностей старшего помощника капитана не употреблял алкоголь, и возникшее у него заболевание не явилось причиной употребления алкоголя с его стороны. Доводы врачей порта Медан (Индонезия) об отравлении Жмырко А.А. алкоголем либо метанолом, основаны на предположениях и не подтверждены достоверными доказательствами. В соответствии с заключением врача-эксперта главного бюро медико-социальной экспертизы по краснодарскому краю А.П. Говоркова, проведенного на основании предоставленных медицинских документов, установлено стойкое и выраженное нарушение здоровья Жмырко А.А., которое обусловлено заболеванием его органов зрения, что привило к его полной и постоянной профессиональной непригодности для дальнейшей работы в море в любом качестве. Указанное заболевание является основанием к установленной 100% (сто процентов) утраты профессиональной трудоспособности, вследствие заболевания, полученного во время рейса (л.д. 32). Следовательно, со Жмырко А.А. на судне «Акти Н» в период его работы произошел несчастный случай, который повлек потерю зрения и 100%-ую утрату трудоспособности. Стандартным Коллективным договором на 2008-2009 годы между Юником менеджмент Сервисиз (Кипр) Лтд. ( от имени владельцев судов) и Российским профессиональным союзом моряков (Москва) и членской организацией Международной федерации работников транспорта (МФТ), Лондон, установлены стандартные условия, применимые только к морякам, работающим на любом судне. В соответствии с пунктом 1.6 указанного коллективного договора каждый моряк подпадает под действие настоящего договора, начиная с момента его найма (л.д. 230-260, 240). Моряк, ставший постоянно нетрудоспособным в результате несчастного случая, произошедшего в период его найма компанией, имеет право на компенсацию в соответствии с условиями настоящего коллективного договора (пункт 25.1 Кол. Договора л.д.251). Стандартным коллективным договором установлено, что в случае если моряк становится постоянно нетрудоспособным (100 % утрата трудоспособности), шкала компенсационных выплат, если не установлены путем переговоров лучшие условия, для старшего помощника капитана в 2008-2009 годах составляла 148 500 ( сто сорок восемь тысяч пятьсот) долларов США ( л.д. 260) Представитель Российского Профессионального союза моряков Зубров А.А. в судебном заседании также подтвердил, что на момент получения Жмырко А.А. заболевания 21 мая 2008 года, по стандартному коллективному договору МФТ размер компенсации при полной утрате трудоспособности составлял 148 500 долларов США. Таким образом, суд считает, что требования истца Жмырко А.А. о взыскании с ответчика в счет компенсации 213 840 долларов США в части указанной суммы, являются необоснованными, поскольку на момент его заболевания (2008 год) и при установлении полной утраты трудоспособности, компенсация составляла 148 500 долларов США, которая и подлежит взысканию с судовладельца в его пользу. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Обстоятельства дела, которые в соответствии законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами ( ст. 60 ГПК РФ). Представителем ответчика - компании судовладельца «Проджект Шиппинг Ко», а также представителем страховой компании Клуба взаимного страхования «Вест оф Инглэнд» Свидерским В.В., не представлено доказательств, опровергающих указанную сумму компенсационной выплаты, которую подтвердил в судебном заседании представитель Российского Профессионального союза моряков Зубров А.А.. Условия страхования танкера «Акти Н» под управлением компании «Проджект Шиппинг Ко», ни ответчиком, ни представителем страховой компании, суду не представлены, что подтверждается материалами дела (л.д. 114). При указанных обстоятельствах, суд считает, что взысканию с компании ответчика «Проджект Шиппинг Ко» в пользу истца Жмырко А.А. подлежит компенсация в связи с полученной во время рейса полной утратой трудоспособности в размере 148 500 долларов США, что на день принятия решения суда эквивалентно 4 325 270 рублям из расчета (148 500 дол. США х 29,1264 руб. (курс доллара США) = 4 325 270 руб.) (л.д. 261). В силу статьи 103 ГПК РФ взысканию ответчика в доход государства подлежит госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд в размере 29 826 рублей. Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Жмырко Александра Александровича удовлетворить частично. Взыскать с компании «Проджект Шиппинг Ко» в пользу Жмырко Александра Александровича компенсацию по нетрудоспособности в размере 4 325 270 (четыре миллиона триста двадцать пять тысяч двести семьдесят) рублей. В остальной части иска - отказать. Взыскать с компании «Проджект Шиппинг Ко» в доход государства госпошлину в размере 29 826 (двадцать десять тысяч восемьсот двадцать шесть) рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд гор. Новороссийска в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме. Судья М.Е. Савин <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>