о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства



                                                                                                                  К делу РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2012 года                                                                  г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

судьи                                                Семенова Н.С.,

при секретаре                                   Школенко А.Н.,

с участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Коновалова А.К., ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, поданному Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Оганесяну В.Г. о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что Оганесяну В.Г. на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение - плотина, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: г. Новороссийск, ст. Натухаевская, кадастровый номер . В соответствии с выводами, содержащимися в заключении специалиста от ДД.ММ.ГГГГ Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея, плотина, находящаяся в собственности Оганесяна В.Г. находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Собственником плотины не соблюдаются требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, заключающиеся в следующем:

- отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнического сооружения;

- не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений;

- не разработана программа контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений;

- не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий

гидротехнических сооружений;

- не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников, обслуживающих гидротехнические сооружения;

- не проводится регулярное обследование гидротехнических сооружений, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений;

- отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях;

- отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Непринятие собственником гидротехнического сооружения Оганесяном В.Г. мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, вследствие возможной аварии гидротехнического сооружения, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье, как лиц, обслуживающих гидротехническое сооружение, так и жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц.

Просит суд обязать Оганесяна В.Г. выполнить требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении плотины, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер а именно:

разработатьпроектно-техническуюиэксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнического сооружения;

привести в надлежащее техническое состояние гидротехническое сооружение;

произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

производить систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнических сооружений, осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварий гидротехнического сооружения;

обеспечить финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнического сооружения;

осуществлять взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

В судебном заседании Коновалов А.К. поддержал требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Оганесян В.Г. в судебном заседании исковые требования признал и в обосновании своей позиции пояснил, что в настоящее время им предпринимаются все возможные меры по устранению нарушений, выявленных в результате проверки, принадлежащего ему гидротехнического сооружения. Полагает, что никаких причин для аварии на плотине не имеется.

Выслушав заключение помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, мнение ответчиков, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается право собственности Оганесяна В.Г. на пруд, площадью <данные изъяты> кв.м., а также плотину площадью 525 кв.м., кадастровый номер , расположенную в <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи, при использовании водных объектов, обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. №117-ФЗ от «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку опасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; производить систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнических сооружений, осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварий гидротехнического сооружения; обеспечить финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнического сооружения; осуществлять взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью являются нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Как видно из справки специалиста Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ , плотина, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер , находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Собственником плотины не выполнены обязанности, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» для лиц, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, перечень которых указан в исковом заявлении.

Невыполнение Оганесяном В.Г., как собственником гидротехнического сооружения, обязательных требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений создает опасность причинения вреда в будущем, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, в связи с чем, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить путем возложения на ответчика обязанности исполнить требования закона.

Исходя из положений п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб., от уплаты которой при подаче иска прокурор освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Оганесяна В.Г. выполнить требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении плотины, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый номер , а именно:

разработатьпроектно-техническуюиэксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнического сооружения;

привести в надлежащее техническое состояние гидротехническое сооружение;

произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

производить систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнических сооружений, осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварий гидротехнического сооружения;

обеспечить финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнического сооружения;

осуществлять взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Взыскать с Оганесяна В.Г. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия.

Решение вступило в законную силу «_____» ___________ 2012 года

       Судья                                                                            Н.С. Семенов