К делу № РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2011 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при секретаре Тимошкине С.С.,
с участием представителя истца Голубцова А.А., ответчика и представителя третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования Гнатенко А.А. - Петровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Залесского В.Б. к Миляеву С.В. о признании сделки действительной и признании права собственности на объекты недвижимости
У С Т А Н О В И Л:
30.10.2009 г. Залесский В.Б. приобрел у Миляева С.В. по письменному договору купли-продажи недвижимое имущество в виде жилого дома, двух нежилых помещений, забора, мощения, четырех подпорных стен, ворот, емкости для воды, проезжей части, навеса и площадки, расположенных по адресу: <адрес> Сторонами по сделке были выполнены условия договора, который был предоставлен в учреждение юстиции для государственной регистрации перехода права собственности на названные объекты, которая до настоящего времени не произведена по причине наличия имущественного спора между Миляевым С.В. и Гнатенко А.А. В октябре 2010 г. судьей Октябрьского районного суда г. Новороссийска на имущество Миляева С.В. был наложен арест в целях обеспечения иска Гнатенко А.А. о взыскании с Миляева С.В. суммы долга.
Залесский В.Б. обратился в суд с иском, в котором просит признать действительной сделку купли-продажи недвижимого имущества, заключенную им с Миляевым С.В. 30.10.2009 г. и признать за ним право собственности на приобретенное имущество: жилой дом, площадью 67.6 кв.м., лит. «Д»; нежилое помещение (душевую) площадью 34.5 кв.м., лит. «Г2»; нежилое строение, площадью 68.9 кв.м., лит. «А»; забор, лит «I»; мощение, лит «II» ; емкость для воды, лит «IV» ; подпорную стену, литеры «V, VIII, IX, X»; ворота, лит. «XI»; проезжую часть лит. « XIII»; навес, лит. «Г3»; площадку лит. «XIV», расположенные по адресу: <адрес> В обосновании своих требований истец сослался на то, что заключенная с ответчиком сделка совершена им в строгом соответствии с законом. Им была оплачена сумма сделки. Имущество было принято им по акту приема-передачи и, в настоящее время оно находится в его фактическом пользовании. Наличие у Гнатенко А.А. имущественного спора к Миляеву С.В. в виде взыскания суммы денег по долгам, не может служить основанием для недействительности сделки купли-продажи, заключенной за год до судебного спора между Гнатенко А.А. и Миляевым С.В.
Миляев С.В. в судебном заседании требования истца признал в полном объеме и подтвердил, что сделка купли-продажи имущества была заключена им с Залесским В.Б. 30.10.2009 г. В этот же день им были получены все деньги от покупателя, которому он в свою очередь, передал правоудостоверяющие документы и само имущество. Из-за занятости и постоянных командировок у него не было возможности явиться в учреждение юстиции для государственной регистрации сделки.
Петрова Ю.В. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Залесского В.Б. по причине отсутствия какого-либо спора между истцом и ответчиком. У сторон по договору не было никаких препятствий для обращения в учреждение юстиции сразу после заключения договора купли-продажи. Однако, такое обращение истца и ответчика последовало только после принятия судом мер по обеспечению иска Гнатенко А.К. к Миляеву С.В.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает требования Залесского В.Б. законными, обоснованными, в связи с чем, они подлежат удовлетворению.
Частью 2 ст. 209 ГК РФ закреплено право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 02, 05 и 20 сентября 2009 г., подтверждается право собственности Миляева С.В. на нежилое помещение (душевую), площадью 34.5 кв.м., лит. «Г2»; жилой дом, площадью 67.6 кв.м., лит. «Д»; нежилое строение площадью 68.9 кв.м., лит. «А», расположенные по адресу: <адрес>
В соответствии с данными технических паспортов, составленных по состоянию на 26.02.2009 г. в состав вышеуказанных объектов недвижимости, принадлежащих Миляеву С.В., входят следующие объекты: забор, лит «I»; мощение, лит «II» ; емкость для воды, лит «IV» ; подпорная стена, литеры «V, VIII, IX, X»; ворота, лит. «XI» ; проезжая часть лит. « XIII»; навес, лит. «Г3»; площадка лит. «XIV».
Из текста договора купли-продажи, датированного 30.10.2009 г. следует, что Миляев С.В. продал Залесскому В.Б., принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество в виде: жилого дома, площадью 67.6 кв.м., лит. «Д»; нежилого помещения (душевую) площадью 34.5 к.м., лит. «Г2»; нежилого строения, площадью 68.9 кв.м., лит. «А»; забора, лит «I»; мощения, лит «II»; емкости для воды, лит «IV» ; подпорной стены, литеры «V, VIII, IX, X»; ворот, лит. «XI»; проезжей части лит. « XIII»; навеса, лит. «Г3»; площадки лит. «XIV», расположенное по адресу: <адрес> Пунктом 3.1 указанного договора определена цена продаваемого имущества в размере 2 млн. руб. В соответствии с п. 4.1 договора купли-продажи имуещство передается продавцом покупателю по передаточному акту, вместе с которым передается вся имеющаяся техническая документация, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости. Договор подписан сторонами по сделке.
Актом приема-передачи имущества, датированным 02.11.2009 г., подтверждается факт передачи Миляевым С.В. Залесскому В.Б. проданного имущества по договору купли-продажи от 30.10.2009 г.
Как следует из текста расписки, Миляев С.В. получил от Залесского В.Б. 2 млн. руб. по сделке купли-продажи недвижимого имущества 02.11.2009 г.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По договору купли-продажи недвижимого имущества, как установлено п. 1 ст. 549 ГК РФ, продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Из смысла статей 550, 554-556 ГК РФ следует, что договор купли-продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В нем должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю, цена этого имущества, а также передаточный акт или иной документ о передаче проданного имущества.
Поскольку договор купли-продажи объектов недвижимости, заключенный 30.10.2009 г. между истцом и ответчиком по настоящему делу, соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к такому виду сделок, суд признает данную сделку действительной, являющейся основанием для перехода права собственности на вышеуказанные объекты от продавца к покупателю.
Как видно из расписки в получении документов на государственную регистрацию, заявление Залесского В.Б. о государственной регистрации перехода к нему права собственности на приобретенные у Миляева С.В. объекты недвижимости, было подано в учреждение юстиции вместе с прилагаемыми документами 26.08.2010 г.
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными 20.09.2010 г., подтверждается факт отсутствия на указанную дату каких-либо ограничений и обременений на имущество Миляева С.В., расположенное по адресу: <адрес>
Из аналогичных выписок, датированных 11.10.2010 г., видно, что на имущество Миляева С.В., расположенное по вышеназванному адресу, определением судьи Октябрьского районного суда, наложены ограничения.
Как следует из определения судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20.08.2010 г., на имущество Миляева С.В. был наложен арест в целях обеспечения иска Гнатенко А.А. к Миляеву С.В. о взыскании суммы долга и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Принимая во внимание, что договор купли-продажи недвижимого имущества был заключен между Миляевым С.В. и Залесским В.Б. задолго до возбуждения гражданского дела по спору между Миляевым С.В. и Гнатенко А.А., учитывая отсутствие в действующем законодательстве нормы права, предусматривающей конкретные сроки обращения сторон по сделке с недвижимостью в учреждение юстиции для государственной регистрации этой сделки, а также тот факт, что на момент предъявления Залесским В.Б. в учреждение юстиции документов для государственной регистрации перехода к нему права собственности на, приобретенные у Миляева С.В., объекты недвижимости, на них не имелось каких-либо ограничений и обременений, суд признает несостоятельными доводы Петровой Ю.В. о подаче Залесским В.Б. и Миляевым С.В. документов в учреждение юстиции для государственной регистрации перехода права собственности на проданные объекты недвижимости только после того, как на имущество Миляева С.В. был наложен арест в судебном порядке.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для признания сделки недействительной государственная регистрация сделки купли-продажи недвижимого имущества, совершаемая по прошествии определенного времени, после заключения этой сделки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 191-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Залесского В.Б. удовлетворить.
Признать действительным договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный 30.10.2009 г. между Миляевым С.Б. и Залесским В.Б..
Признать за Залеским В.Б. право собственности на, расположенные по адресу: <адрес> объекты: жилой дом, площадью 67.6 кв.м., лит. «Д»; нежилое помещение (душевую) площадью 34.5 кв.м., лит. «Г2»; нежилое строение, площадью 68.9 кв.м., лит. «А»; забор, лит «I»; мощение, лит «II» ; емкость для воды, лит «IV» ; подпорную стену, литеры «V, VIII, IX, X»; ворота, лит. «XI»; проезжую часть лит. « XIII»; навес, лит. «Г3»; площадку лит. «XIV», исключив Миляева С.В. из числа собственников на указанные объекты.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в законную силу не вступило
Судья Н.С. Семенов