РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Новороссийск 27 января 2012 г. Судья Приморского районного суда г. Новороссийска - Балина О.Ф., при секретаре - Блитовой С.В., с участием представителя Управления социальной защиты населения в г.Новороссийске - Подтуркина О.И., правонарушителя- Киквадзе И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления социальной защиты населения в г.Новороссийске на постановление мирового судьи с\у № 79 г.Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ, УСТАНОВИЛА: Управление социальной защиты населения в г.Новороссийске обратилось в Приморский районный суд г.Новороссийска с жалобой на постановление мирового судьи с\у № 79 г.Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава данного административного правонарушения. В судебном заседании представитель УСЗН в г. Новороссийске Подтуркин О.И. поддержал жалобу и пояснил, что в ходе осуществления мониторинга уровня безбарьерной среды, при непосредственном обследовании объекта, специалистом УСЗН в городе Новороссийске выявлено, что в магазине «Навигатор», расположенном по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, не соблюдены требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в частности: уклон существующего пандуса превышает требования норм СНиП 35-01-2001 (уклон составляет 45 градусов, при норме в 5), не оборудован поручнями, участок пола перед лестницей не имеет контрастно окрашенной поверхности, чем нарушены положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ответственность за которые предусмотрена ст. 9.13 КоАП РФ. 24.11.2011 года специалистом УСЗН в г.Новороссийске составлен протокол об административном правонарушении №78 в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ и в этот же день вручен ИП Киквадзе И.В. Однако 15.12.2011г. постановлением мирового судьи судебного участка №79 г.Новороссийска Краснодарского края Уюткина Э.Н. производство по делу о привлечении индивидуального предпринимателя Киквадзе И.В. к административной ответственности, предусмотренной ст.9.13 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава данного административного правонарушения. Мировой судья счел, что индивидуальный предприниматель Киквадзе И.В. является арендатором указанного помещения, а согласно ст. 15 Закона обязанность создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры лежит на собственнике помещения. С данным постановлением УСЗН в г. Новороссийске не согласно, т.к. в соответствии в соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 (в ред. от 24.03.2011) «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ….привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. Просит постановление мирового судьи с/у № 79 г. Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ отменить и направить данный административный материал на новое судебное рассмотрение. ИП Киквадзе И.В. просила жалобу УСЗН в г. Новороссийске оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи с/у № 79 г. Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении нее по ст.9.13 КоАП РФ - без изменения. Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд считает жалобу УСЗН в г.Новороссийске обоснованной, а постановление мирового судьи с/у № 79 г. Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава данного административного правонарушения, подлежащим отмене и направлению на новое судебное рассмотрение. Диспозиция ст. 15 Закона устанавливает общие принципы, основные начала и публичную обязанность обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и не указывает на меру ответственности тех или иных лиц за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренную ст. 9.13 КоАП РФ. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур установлена ст. 16 Закона, абзац 1 которой гласит: «Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Приведенная выше норма не ставит круг лиц, подлежащих административной ответственности, предусмотренной ст. 9.13 КоАП РФ, в зависимость от прав собственности на объект социальной инфраструктуры. Указанная норма предусматривает возможность и необходимость применения мер административного наказания к юридическим и должностным лицам, уклоняющимся от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. То есть, по смыслу данной нормы, административной ответственности подлежит довольно широкий круг лиц, осуществляющих эксплуатацию социально значимых объектов, вне зависимости от права собственности на этот объект, в том числе: юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые согласно ст. 2.4. КоАП РФ несут ответственность как должностные лица, (собственники или арендаторы) и их ответственные должностные лица. Исключение в данном случае составляют собственники - физические лица, ответственность которых санкцией ст. 9.13 КоАП РФ не предусмотрена. Данное толкование, подтверждается п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», положения которого указывают на то, что «….привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство. При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства». Ввиду отсутствия нормы законодательства, регулирующей сходные правоотношения, указанный пункт подлежит применению, исходя из общих начал и смысла законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, т.е. по аналогии права. Вместе с тем, мировым судьей указывается на Определение Конституционного суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О. В мотивировочной части данного Определения Конституционный суд делает следующий вывод: «Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры», который по своей сути не противоречит вышеназванным нормам. В соответствии со ст. 616 ГК РФ -обязанность по капитальному (текущему) ремонту может быть возложена договором на любую из сторон, если данные положения договором не предусмотрены, то арендатор вправе самостоятельно произвести необходимые работы и потребовать от арендодателя либо возмещения расходов, либо соразмерного уменьшения арендной платы по договору. В договоре аренды от 15.02. 2011г. указано, что арендатор ( Киквадзе И.В. ) обязуется содержать помещение в полной исправности и образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями СЭС, обеспечивать пожарную и электрическую безопасность. За счет собственных средств производить текущий и косметический ремонт. Неотделимые улучшения арендуемых помещений производить только с письменного разрешения Арендодателя. Киквадзе И.В. в суде пояснила, что не обращалась по данному вопросу к арендодателю и не просила его дать письменное согласие на обустройство пандуса, хотя могла это сделать беспрепятственно и думает, что такое разрешение было бы ей дано. При таких обстоятельствах считаю, что в действиях индивидуального предпринимателя Киквадзе И.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, а поэтому постановление мирового судьи с\у № 79 г. Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава данного административного правонарушения, является незаконным и подлежит отмене. На основании изложенного и, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛА : Жалобу Управления социальной защиты населения в г.Новороссийске на постановление мирового судьи с\у № 79 г.Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ - удовлетворить. Отменить постановление мирового судьи с\у № 79 г.Новороссийска Уюткина Э.Н. от 15.12.2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Киквадзе И.В. по ст.9.13 КоАП РФ и направить данный административный материал на новое судебное рассмотрение мировому судье с/у № 78 г. Новороссийска Нетишинской Е.В. Решение суда вступает в законную силу с момента вынесения. СУДЬЯ БАЛИНА О.Ф.