решение по апелляционной жалобе Лицкевич Л.Д., Лицкевича Г.М. на решение мирового судьи судебного участка № 83 ЦО г. Новороссийска Стрелкова А.В. от 19 мая 2011г.



Мировой судья Стрелков А.В.                                                                Дело № 11-128/11

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

г. НОВОРОССИЙСКА

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 г.      Апелляционная инстанция по гражданским делам Октябрьского районного суда г. Новороссийска в составе :

председательствующего Есипко С.Н.,

при секретаре Вартановой Е.А.,

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лицкевич <данные изъяты>, Лицкевичу <данные изъяты> на решение мирового судьи судебного участка № 83 ЦО г. Новороссийска Стрелкова А.В. от 19 мая 2011 г.,

УСТАНОВИЛА :

ОАО «Новороссийская управляющая компания» (ОАО «НУК») обратилось в судебный участок № 83 Центрального округа г. Новороссийска с исковым заявлением к Лицкевич Л.Д. и Лицкевичу Г.М. о взыскании задолженности по оплате жилищных услуг.

В обоснование иска указано, что Лицкевич Л.Д., является собственником кв. <адрес>. По данному адресу зарегистрирован Лицкевич Г.М.. С 01.01.2008 г. ОАО "Новороссийская управляющая компания" является управляющей и обслуживающей организацией многоквартирного жилищного фонда г. Новороссийска, в соответствии со ст. ст. 161-163 ЖК РФ оказывает жилищные услуги по содержанию и текущему ремонту, капитальному ремонту, вывозу ТБО, пользованию лифтом, уборке лестничных клеток. ОАО "Новороссийская управляющая компания" надлежащим образом исполняет свои обязанности по оказанию услуг и выполнению работ. Однако, Лицкевич Л.Д., Лицкевич Г.М., не производят оплату за указанные услуги (выполненные работы), что привело к образованию задолженности по оплате жилищных услуг. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя : плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения; плату за коммунальные услуги. Статья 153 ЖК РФ предусматривает обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно справки по лицевому счету , задолженность на 01.03.2011 г. составляет 12 945 руб. 21 коп., в том числе горячее водоснабжение 9 411 руб. 45 коп., отопление 2 131 руб. 68 коп., плата за жилое помещение 1 371 руб. 96 коп., пеня 30 руб. 12 коп.. Просит взыскать с Лицкевич <данные изъяты>, солидарно с Лицкевич <данные изъяты>, проживающих в кв. д. <адрес>, в пользу ОАО "Новороссийская управляющая компания" задолженность за жилищные услуги, в сумме 12 945 руб. 21 коп.: в том числе горячее водоснабжение 9 411 руб. 45 коп., отопление 2 131 руб. 68 коп., плата за жилое помещение 1 371 руб. 96 коп., пеня 30 руб. 12 коп. ; взыскать с Лицкевич <данные изъяты>, солидарно с Лицкевич <данные изъяты>, в пользу ОАО "Новороссийская управляющая компания" раннее оплаченную госпошлину в сумме 517 руб.81 коп..

Впоследствии, исковые требования были уточнены. Истец просил взыскать только задолженность за горячее водоснабжение, в сумме 9 411 руб. 45 коп..

Решением мирового судьи от 19 мая 2011 г., иск был удовлетворен.

На данное решение ответчицей подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение, как незаконное.

В обоснование жалобы указано, что ОАО «Новороссийская управляющая компания» предъявила к взысканию по уточненным исковым требованиям 9 411 руб. 15 коп., за якобы израсходованные 139 м. куб. горячей воды за 20 месяцев учета ее расхода несвоевременно поверенным водомером. И это в то время как до и после взыскиваемого периода расход горячей воды у ответчиков составляет 1 м. куб. в месяц. Вся фактически потребленная горячая вода ответчиками оплачена своевременно и полностью. Несогласие с решением суда мотивировано следующими правовыми документами. В соответствии со ст. 548 ГК РФ, гласит, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а так же приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию. Т.е. в данном случае на исполнителя ОАО «НУК». Данную обязанность ОАО «НУК» не выполняла. В соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», зарегистрированного в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ по ст. 1.1. - требования правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. Согласно » ст. 7.7 этих правил. - перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт. ОАО «НУК» поверки готовности водомера горячей воды к учету ее расхода у ответчика не проводила, акты по этому поводу не составлялись. При выполнении ОАО «НУК» этого пункта безусловно просрочка поверки водомера не была бы допущена. В соответствии с п. 49 п.п. Г Постановления правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, исполнитель, то есть ОАО «НУК», обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Водомер горячего водоснабжения безусловно является составной частью внутридомовой инженерной системы. ОАО «НУК» не исполнила этой своей обязанности, и на ее неисполнении еще и добивается получения неосновательного дохода.

Ответчик настаивала на удовлетворении жалобы, и показала, что предъявленные ОАО «НУК» в суд в качестве прецедента решение и определение Верховного суда по применению пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», к данному случаю не применимы. Дело в том, что Верховный Суд рассмотрел спор, когда истец и ответчик заключили договор на оказание услуг, который предусматривал полный круг обязанностей и ответственности с обеих сторон, и когда исполнитель свои обязательства выполнил. При таких обстоятельствах, эта статья Верховным Судом признана не противоречащей законам. В нашем случае по вине ОАО «НУК» такой договор не заключен. Потребитель, в результате чего, оказался в неведении о правах и обязанностях между «исполнителем» и «потребителем». «Исполнитель» не выполнил целый ряд обязательств, предусмотренных для него правовыми актами, что привело к просрочке поверки водомера. В данном случае первичным в возникновении спора является невыполнение ОАО «НУК» обязательств предусмотренных для «исполнителя» правовыми актами, а просрочка поверки водомера это результат этого невыполнения. ОАО «НУК» свою вину перекладывает на ответчиков, и при этом еще пытается получить неосновательный доход.

Представитель истца жалобу не признала и показала, что в соответствии с п. 2.3. ст. 161 ЖК, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящих из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. Прибор учета горячей воды установлен на ответвлении стояка горячего водоснабжения после первого отсекающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, и, следовательно, является собственностью потребителя, который несет бремя его содержания. Уведомление потребителя в письменной или устной форме об окончании срока поверки индивидуального прибора учета управляющей компанией Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрено. Кроме того, ст. 52 п. «ж» данных Правил устанавливает обязанность потребителя информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 дней с даты произошедших изменений, следовательно, на потребителя законом возложена обязанность по уведомлению исполнителя о начислениях по нормативу потребления в связи с истечением срока поверки прибора учета. В соответствии с п. 3.1. Приказа Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений», юридические и физические лица, использующие средства измерений в целях их эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку». Срок поверки прибора учета горячего водоснабжения в кв. <адрес> в 2003 г.. На основании п. 9.11. «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» от 31.08.1995 г., после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя показания приборов узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя, а также п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г., - по истечении срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся по нормативу потребления коммунальных услуг с учетом
количества проживающих (зарегистрированных), на основании чего ОАО «Новороссийская управляющая компания» были произведены доначисления за услугу горячего водоснабжения за период с 01.01.2008 г. по 11.08.09 г.. В Решении Верховного суда РФ от 03 августа 2010 г. № ГКГ1И10-755 указана необоснованность доводов о том, что истечение сроков поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления. В соответствии со ст. 9 ФЗ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений», к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку. Таким образом, течение срока межповерочного интервала и допуск к эксплуатации прибора учета в соответствии со ст. 191 ГК РФ, начинается с момента поверки прибора учета.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Лицкевич Л.Д., является собственником кв. <адрес>

По данному адресу зарегистрирован Лицкевич Г.М..

С 01.01.2008 г. ОАО "Новороссийская управляющая компания" является управляющей и обслуживающей организацией многоквартирного жилищного фонда г. Новороссийска, в том числе и дома ответчика.

Установлено, что в 1998 г. ответчикам был установлен водомер /л.д. 79/.

Срок поверки прибора учета горячего водоснабжения в кв. <адрес>, истек в 2003 г..

Вся фактически потребленная горячая вода ответчиками оплачена своевременно и полностью, согласно показаниям счетчика.

В соответствии со ст. 445 ГК РФ, п. 91 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75, п. 3 абзац 15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 37, управляющая компания должна была в обязательном порядке заключить договор на предоставление коммунальных услуг гражданам, содержащий условия предоставления коммунальных услуг, в том числе и на снабжение горячей водой.

Такого договора ОАО «НУК» с ответчиком не заключала, в связи с чем, ответчик не знал порядок и условиях поверки водомера.

Вина за отсутствие договора лежит на ОАО «НУК».

Согласно ст.ст. 543 п. 2, 548 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а так же приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию. Т.е. в данном случае на исполнителя ОАО «НУК».

Данную обязанность ОАО «НУК» не выполняла.

В соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», зарегистрированного в Минюсте РФ 25.09.1995г. № 954 по ст. 1.1. - требования правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.

Согласно ст. 7.7 этих правил, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

ОАО «НУК» поверки готовности водомера горячей воды к учету ее расхода у ответчика не проводила, акты по этому поводу не составлялись.

При выполнении ОАО «НУК» этого пункта, просрочка поверки водомера не была бы допущена.

В соответствии с п. 49 п.п. «г» Постановления правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, исполнитель, то есть ОАО «НУК», обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Водомер горячего водоснабжения является составной частью внутридомовой инженерной системы.

ОАО «НУК» не исполнила этой своей обязанности.

Кроме того, согласно сведениям ООО «Югводоканал - Новороссийск», при проверке указанного счетчика в июле 2011 г., погрешность водомера соответствует допустимым нормам, модель является неразборной, ремонт и регулировка водомера не производилась /л.д. 74/.

Таким образом, указанный счетчик, на основании которого ответчик производила в указанный период оплату, давал правильные показания, вследствие чего нет оснований для взыскания какой-либо иной суммы, сверх оплаченной ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 330 ГПК РФ, апелляционная инстанция

РЕШИЛА :

Апелляционную жалобу удовлетворить : решение мирового судьи судебного участка № 83 Центрального округа г. Новороссийска Стрелкова А.В., от 19 мая 20011 г., по иску ОАО «Новороссийская управляющая компания» к Лицкевич <данные изъяты> и Лицкевичу <данные изъяты> о взыскании задолженности по оплате жилищных услуг, - отменить.

В удовлетворении иска ОАО «Новороссийская управляющая компания» к Лицкевич <данные изъяты> и Лицкевичу <данные изъяты> о взыскании задолженности по оплате жилищных услуг, - отказать.

Председательствующий Есипко С.Н.

Изг. 22.08.11 г.